"...14 ноября 1919 г. утром 238-й Брянский полк, преодолев на подводах за сутки расстояние почти в 100 км, вступил в Омск. Вслед за ним в город вошли другие полки. Падение города было предрешено, но никто из белогвардейцев не ожидал, что советские войска так быстро достигнут Омска. Поэтому утром ноября, когда части Красной Армии вступили в город, некоторые чиновники, не успевшие эвакуироваться, еще шли на работу. С одним из таких чиновников столкнулась группа красноармейцев. Это был генерал Римский-Корсаков, ехавший на рысаке в присутствие. Заметив, что находившиеся на улице солдаты не отдали ему чести, Римский-Корсаков немедленно остановил лошадь и стал распекать солдат. Каково же было удивление генерала, когда стоявшие перед ним нижние чины на его замечание ответили дружным смехом и окружили санки. В следующую минуту красноармейцы с прибаутками вытащили своего пленника из санок, вытряхнули его из богатой шубы, сняли папаху и под конвоем повели в штаб полка.
Но на этом дело не кончилось. Генерал никак не хотел примириться с пропажей шубы. Он написал советскому командованию рапорт с просьбой возвратить ему пропавшую вещь. Началось расследование. И кто знает, может быть генерал и получил бы обратно свое обмундирование, но Брянский полк в это время был далеко на востоке.
Через несколько месяцев дело о генеральской шубе и папахе «для расследования и взыскания с виновных» прибыло в дивизию, в состав которой входил Брянский полк. Командир дивизии не без основания написал на нем, что если требовать от красноармейцев обмундирование, взятое или замененное ими в бою, то скоро вся армия окажется совершенно раздетой. На этом дело закончило свой путь. Наверно, не один красноармеец Брянского полка еще долгое время вспоминал генерала, греясь в теплой шубе ночью в трескучие сибирские морозы. Что касается генерала, то он в конце концов получил компенсацию деньгами за изъятые у него вещи..."
Омск. Вокзал. Апрель 1919 г.
Из книги Леонида Михайловича Спирина "Разгром армии Колчака".
Свежие комментарии