Попал в их плен и Владимир Путин
На телеканале «Россия» состоялась премьера фильма «Президент». В нем освещаются основные события пятнадцати лет, в течение которых Владимир Путин находится на высших постах.
Глава государства в фильме отметил самое важное, что удалось достичь в эти годы: сохранить страну, резко сократить бедность, поднять Валовой внутренний продукт, укрепить обороноспособность.
Вместе с тем Путин признал, что после распада СССР он рассчитывал на улучшение отношений с западными державами, но этого не случилось.
Мы обратились к Анатолию Вассерману с тем, чтобы он прокомментировал ключевые тезисы Владимира Путина.
Ситуация 1999 года не повторится
- Этот фильм - ни коим образом не подведение итогов. До окончания президентского срока Владимира Владимировича очень далеко. А что касается пройденной части пути, но она изложена достаточно убедительно.
Армия приведена в приемлемо боеспособное состояние. Я говорю так осторожно, потому что генералы всегда готовятся к предыдущей войне, и ни одна армия не бывает полностью готова. Насколько я могу судить, Российская армия готова к будущим боям настолько, насколько это возможно вообще сделать заблаговременно. Если в 1999 году приходилось собирать со всей Российской Федерации по одному, по два человека, чтобы получить боеспособные части, то события 2008 года в Осетии и другие признаки показали, что такое не повторится.
В экономическом плане принято говорить, что Путину крупно повезло с высокой ценой нефти, но я могу повторить старинную формулу про то, что везет тому, кто везет. Нефть действительно подорожала в несколько раз в начале правления Путина, но подобное случалось и в ельцинские времена, а страна не получила никакого ощутимого результата.
Способы уклонения от уплаты налогов позволяли независимо от цены нефти оставлять всю выручку за пределами бюджета. То, как Путину пришлось добиваться уплаты налогов, упомянуто в фильме вскользь, но понятно, что борьба была очень серьезной. Без мер приучения к оплате налогов, повышение цены нефти ничего бы нам не дало.
Кстати, Ходорковский, будучи условно-досрочно освобожденным, немедленно взялся строить планы реванша. Как сказано о Бурбонах, вернувшихся во Францию после разгрома Наполеона, «они ничего не забыли и ничему не научились». Похоже, и Ходорковский ничему не научился.
Я был достаточно благодушен, чтобы много лет верить американцам
Кстати, в 90-е годы небольшое падение цены нефти, несравнимо меньшее, чем в прошлом году, привело к девальвации рубля и дефолту, то есть к отказу от оплаты даже по рублевым обязательствам. Сейчас мы отделались значительно меньшими потерями и повреждениями, чем тогда, в 1998 году.
Вопрос коррупции не сильно был затронут в фильме, но о ней много говорят комментаторы фильма, и по этой части у нас еще нехорошо. Но все познается в сравнении, и на фоне лихих 90-х сейчас доля, уходящая по сомнительным каналам, несомненно, стала меньше.
Что касается иллюзий возможностей взаимовыгодного сотрудничества с Западом, то они были у многих. Риторика на Западе поставлена хорошо, и до поры до времени риторики хватало, чтобы объяснить привходящими обстоятельствами уклонение Запада от принципа взаимовыгодности.
Я должен заметить, что в начале 90-х американцы оформляли многие свои действия благоприятным (на первый взгляд) образом. Они предоставили нам свою гуманитарную помощь, и немало времени ушло, чтобы разобраться в механизмах, приводящих к тому, что гуманитарная помощь в достаточных дозах убивает собственное производство. Аналогичным образом выявились и другие проблемы, но не сразу.
Я был достаточно благодушен, чтобы много лет верить американцам и за многое в этой вере мне стыдно. Я могу только посочувствовать Владимиру Владимировичу, попавшему на какое-то время в плен тех же иллюзий, в каких оказался я сам.
Свежие комментарии