На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 432 подписчика

Свежие комментарии

  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...
  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...

Л. Н. Толстой о царях

По материалам периодической печати за июнь 1917 г.


В «У. Р.» приведена выдержка из мало известного широкой читающей публике произведения Л. Н. Толстого «Единое на потребу» (напечатанного в Лондоне Чертковым), в которой великий писатель делает характеристику русским царям.

«...В Россия,—говорить он,—властвовали, избивая и мучая людей, то душевно-больной Иоанн IV, то зверски-жестокий пьяный Петр, ругавшийся с своей пьяной компанией над всем, что свято людям, то ходившая по рукам безграмотная распутная солдатка Екатерина I, то немец Бирон только потому, что он был любовником Анны Иоанновны, племянницы Петра, совершенно чужой России и ничтожной женщины, то другая Анна, любовница другого немца, только потому, что некоторым людям выгодно было признать императором ее сына, младенца Иоанна, того самого, которого потом держали в тюрьме и убили по распоряжению Екатерины II.

Потом захватывает машину незамужняя развратная дочь Петра Елизавета и посылает армию воевать против пруссаков; умерла она, и выписанный ею немец, племянник, посаженный на ее место, велит воевать за пруссаков. Немца этого, своего мужа, убивает совершенно чужая немка Екатерина II и начинает со своими любовниками управлять Россией, раздаривать им десятки тысяч русских крестьян и устраивает для них то греческие, то индийские проекты, ради которых гибнут жизни миллионов.

Умирает она— и полоумный Павел распоряжается, как может распоряжаться сумасшедший, судьбами России и русских людей.

Его убивают с согласия его родного сына. И этот отцеубийца царствует 25 лет, то дружа с Наполеоном, то воюя против него, то придумывая конституции для России, то отдавая презираемый им русский народ во власть ужасного Аракчеева.

Потом царствует и распоряжается судьбами России грубый, необразованный, жестокий солдат Николай; потом—неумный, недобрый, то либеральныя, то деспотичный Александр II; потом— совсем глупый, грубый и невежественный Александр III...»

Что касается нашего «обожаемого» Николая II, то Толстой и в цитируемом и в других своих произведениях всегда выражался о нем, как о «малоумном», «грубо-суеверном» и «непросвещенном человеке».

Письмо Л. Н. Толстого к Николаю II

В только что вышедшей книжке «Голоса Минувшего» помещено следующее письмо Л. Н. Толстого к Николаю II, написанное еще в 1902 г.

«Любезный брат»

Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как в царю, как к человеку-брату. Мне не хотелось бы умереть, не сказав вам того, что я думаю о вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и вам, и какое большое зло она может принести людям и вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь.

...Ваши советчики говорят вам, что это неправда, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь и будет свойственно до конца дней, и что потому для блага русского народа надо во что бы то ни стало поддерживать эти две связанные между собой формы: религиозного и политического устройства. Но ведь это двойная неправда.

... Что касается самодержавия, то оно точно также, если и было свойственно русскому народу, когда народ этот еще верил, что царь-непогрешимый земной Бог и сам один управляет народом, то далеко не свойственно ему уже теперь когда все знают, или, как только немного образовываются, то узнают, во-первых, что хороший царь есть «счастливая случайность», а что цари могут быть и бывали и безумцы, как Иоанн IV и Павел, и во-вторых, то, что какой бы царь и ни был хороший и мудрый человек, он никак не может управлять сам 130-миллионным народом, а управляют народом приближенные царя, заботящиеся о своем положении, а не о благе народа.

... Вас, вероятно, приводит в заблуждение о любви народа к самодержавию и его представителю царю то, что везде, при встречах вас в Москве и других городах толпы народа с криками «ура» бегут за вами. Не верьте тому, чтобы это было выражением преданности вам—это толпа любопытных, которая и бежит точно также за всяким непривычным зрелищем. Часто же эти люди, которых вы принимаете за выразителей народной любви к вам, суть не что иное как полицией собранная и подстроенная толпа, долженствующая изображать преданный вам народ, как, например, это было с вашим дедом в Харькове, когда собор был полон народа, но весь народ состоял из переодетых городовых.

... Если лет 50 тому назад при Николае I еще стоял высоко престиж царской власти, то за последние 30 лет он, не переставая, падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто не стесняется смело осуждать не только распоряжения правительства, но самого царя и даже бранить и смеяться над ним.

Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отдаленной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещ. общим всему миру просвещением и потому поддерживать эту форму можно только, как это и делается теперь, посредством всякого рода насилий, усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.

И таковы были до сих пор дела вашего царствования... Мерами насилия можно угнетать народ, но не управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии это сделать, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинства его».

Затем великий писатель излагает свои соображения, что именно скажет царю рабочий народ, когда его спросят об его нуждах. И соображения совпадают с действительными требованиями народа-земли, свободы, освобождения труда, отмены исключительных законов и так далее. Так великий писатель земли русской развивал перед царем свою мысль о свободном государственном устройстве России, но голос его остался гласом вопиющего в пустыне.


Сочинения Л. Н. Толстого, запрещавшиеся цензурой

Среди многочисленных серий брошюр, предпринятых за последние месяцы различными издательствами, нельзя не приветствовать появление серии сочинений Л. Н. Толстого, запрещавшихся ранее цензурой, а ныне издаваемых под редакцией В. Ф. Булгакова московским толстовским обществом. (Изд. «Задруга»).

Как известно, многие из произведений великого писателя истины и справедливости не могли при старом порядке стать достоянием читающей публики. Многое из этих произведений поэтому не вошло ни в полные собрания сочинений Толстого, ни даже в заграничные издания. Правда, некоторые из них были известны по рукописным копиям и спискам в литературных кружках, но отнюдь это, разумеется, ни в какой степени не может умалить значения только что вышедшего издания, сна6женнаго короткими и хорошими предисловиями редактора.

В серию вошло 13 произведений. Первое из них—«Истинная свобода»—было написано в 1907 г. В статье этой Толстой провозглашал законом жизни евангельскую заповедь: «Ищите Царствия Божия». Диалог «Проезжий и крестьянин», написанный в 1909 году, является одним из самых удачных художественно-публицистических произведений Л. Н. Толстого. Вырезанное цензурой из XVI т «Полнаго собрания сочинений графа Л. Н. Толстого» (изд. 1911 г.), оно кратко знакомит нас с миросозерцанием автора.

Обширнее предыдущих статья «Патриотизм и правительство». Резко осуждая воинствующий патриотизм и чувство исключительного предпочтения своего народа, Толстой, считая крайне пагубным насаждение правительствами в сознании граждан этих чувств, призывал очнуться, пробудиться от гипноза патриотизма.

Еще более яркой и сильной по формулировке мыслей является статья, обличающая насилие,— «Не убий». Толстой, в частности, до резкости четко отметил в цитируемой статье "миротворческую деятельность" Николая II. Несколько иное отношение Толстого к последнему Романову мы находим в другом, также вошедшем в рецензируемую серию, рассказе—„Молодой царь". Это и понятно. Написанный в 1894 году, т. е. в год вступления на престол „молодого царя", рассказ этот до некоторой степени отразил в себе бывшее в ту пору общим мнение о гуманности Николая.

Более ярко, в другой статье, обрисован Толстым путь другого Романова—Николая I. Мы имеем в виду известное произведение маститого художника—„Николай Палкин".

В заключение следует указать еще на две статьи Толстого, вышедшие в той же серии и не утратившие до наших дней животрепещущего интереса. Статьи эти—„Единственное возможное решение земельного вопроса" и „Сон", (О земельном рабстве),—заключают в себе краткое изложение мыслей Толстого по земельному вопросу. Первая из статей была написана в 1906 году и представляет, как известно, разъяснение учения о едином налоге Генри Джорджа. Вторая, направленная против пресловутого столыпинского закона о хуторском хозяйстве, наиболее точно и определенно формулирует точку зрения Толстого на земельную собственность.

„Решение земельного вопроса", —пишет Л. Н. Толстой,—есть только одно: полная отмена земельной собственности"...

«Р. В.»


Источник

Картина дня

наверх