На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 351 подписчик

Свежие комментарии

  • Ольга Мочалова
    я тоже хотела в детстве быть солдатом-я быстрая-я ловкая-я все смогу---и у мамы спрашивала всегда-почему девочек не б...В детстве я хоте...
  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...

Хоккайдо - остров , утерянный СССР

В 1811 году русский мореплаватель Василий Михайлович Головнин по поручению правительства России составил описание Курильских островов.

В первой части записки - "О числе и именах их" он перечислил 26 островов гряды, среди которых нам интересен собственно 26-й остров, который Головнин называет Матсмай, или Земля Эссо.

Дело в том, что это Хоккайдо, ныне второй по величине остров Японии.



Хоккайдо вошел в состав Японии только в 1869 году. До этого времени японцы жили только на южной оконечности острова, где существовало небольшое японское княжество. Вся остальная территория была заселена айнами, которые даже внешне резко отличались от японцев: белолицые, с сильным волосяным покровом, за что русские и звали их "мохнатыми курильцами". В самом конце 18 века с жителей северного берега Хоккайдо русские собирали ясак.

Эти исторические факты дали Сталину основания во время переговоров "большой тройки" о послевоенном устройстве мира указать на то, что Хоккайдо не является исконно японской территорией (к 1945 г. Хоккайдо находился в составе Японии всего лишь 76 лет) и потребовать присоединения к СССР его северной части.

Вот фрагмент из проекта "Общего приказа № 1" о капитуляции японской армии:


Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам все Курильские острова, которые согласно решению трех держав в Крыму должны перейти во владение Советского Союза.

Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо, примыкающего к проливу Лаперуза, находящемуся между островом Сахалин и Хоккайдо.

Демаркационную линию между северной и южной половиной острова Хоккайдо провести по линии, идущей от города Кусиро по восточному берегу острова до города Румоэ на западном берегу острова, с включением указанных городов в северную половину острова.



Вот что пишет Александр Широкорад в заключении к книге "Я дрался с самураями":


19 августа в 4 часа утра командование Тихоокеанского флота получило радиограмму Главнокомандующего на Дальнем Востоке маршала Василевского:
«Исходя из задач, поставленных перед советскими войска­ми на Дальнем Востоке, приказываю:
Первому Дальневосточному фронту в период с 19 августа по 1 сентября оккупировать половину острова Хоккайдо к се­веру от линии, идущей от города Кусиро до города Румои, и острова южной части Курильской гряды до острова Симу сиру — То включительно.
Для этой цели при помощи судов ТОФ и частично морского флота в период с 19 августа по 1 сентября 1945 г. перебросить две стрелковые дивизии 87-го стрелкового корпуса.
В те же сроки перебазировать на Хоккайдо и Курильские острова одну истребительную и одну бомбардировочную авиационную дивизию 9-й воздушной армии».
Два дня спустя, утром 21 августа, штаб Тихоокеанского флота получил еще одну радиограмму от Василевского: «Командующему авиацией Красной Армии и командующему ТОФ немедленно, после занятия нашими войсками южной части Сахалина, приступить к перебазированию основной массы авиации 9-й воздушной армии и ТОФ на остров Сахалин и не позднее 23 августа иметь ее в готовности принять участие по захвату северной части острова Хоккайдо». И да­лее: «Командующему ТОФ адмиралу Юмашеву после захвата нашими наземными войсками южной части острова Сахалин и порта Отомари перебазировать сюда необходимое количество боевых кораблей и торпедных средств с тем, что­бы по получении указаний Верховного Главнокомандования немедленно начать десантную операцию с южной части острова Сахалин на остров Хоккайдо. При планировании десантной операции учесть одновременно переброску на ост­ров Хоккайдо не менее двух пехотных дивизий... Сроки на­чала десантной операции на остров Хоккайдо будут указаны мной дополнительно».
21 августа подводные лодки Л-12 и Л-19 заняли позиции в районе порта Румои (Хоккайдо), имея задачей вести разведку на подходах к западной части острова и к порту, а также уничтожать там корабли противника.

Однако 22 августа между 10 и 13 часами Сталин приказал приостановить подготовку к высадке на Хоккайдо, а Василевский в тот же день продублировал это приказание шифротелеграммой наркому ВМФ адмиралу флота Кузнецову и командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Юмашеву: «От операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться впредь до особых указаний Ставки. Переброску 87-го стрелкового корпуса на остров Сахалин продолжать. В связи с заявлением японцев о готовности капитулировать на Курильских островах прошу продумать вопрос о возможности переброски головной дивизии 87-го стрелкового корпуса с острова Сахалин на южные Курильские острова (Кунасири и Итуруп), минуя остров Хоккайдо».
28 августа командующий Тихоокеанским флотом получил экстренную телеграмму от начальника штаба Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке: «Во избежание создания конфликтов и недоразумений по от­ношению союзников, главком приказал категорически запретить посылать какие-либо корабли и самолеты в сторону Хоккайдо».



Обладание атомной бомбой побудило Трумена дать категорический отказ в выделении СССР зоны оккупации на Хоккайдо. Сталин решил не осложнять ситуацию. Впрочем, если верить бывшему командующему Тихоокеанским флотом Юмашеву, то у него якобы имелся собственный план высадки в Японии, который он докладывал Василевскому, но тот «строжайше запретил подобные действия».


В августе 1947-го, уже будучи назначенным на пост военно-морского министра, Юмашев пересказал этот эпизод Сталину и признался, что, несмотря на запрет, хотел тогда позвонить ему и настаивать на своем замысле, но так и не решился.

Сталин ответил: «Напрасно, товарищ Юмашев. Если бы получилось — наградили бы. Если бы не вышло — на­казали бы».

Спасибо

Картина дня

наверх