Встреча старых друзей способна непредсказуемо изменить ход не только военной, но и мировой истории
Так получилось весной 1940 года, накануне Французской кампании, когда колонны немецких танков и эскадрильи люфтваффе были готовы реализовать план блицкрига на западном направлении.
Майор Рейнбергер разрабатывал план удара по Бельгии и Нидерландам.
Он заехал в расположение седьмой авиадивизии, чтобы увязать будущие действия парашютистов и летчиков. И тут произошла чудесная встреча со старым другом майором Хенмансом, служившим комендантом авиабазы в окрестностях Мюнстера. Друзья вместе воевали на фронтах первой мировой войны. Как было не выпить по-фронтовому, вспомнить погибших товарищей.
Хенманс оказался более сентиментальным и уговорил спешившего выполнить свой офицерский долг товарища еще посидеть за выпивкой. А Рейнбергеру нужно было ехать на поезде с секретным пакетом в штаб второго воздушного фронта, располагавшегося в Кельне. В том пакете были планы вторжения в Бельгию. Хенманс предложил свои услуги, заверив, что на самолете они вдвоем доберутся до Кельна за полчаса. Требовалось перелететь какие-то 130 верст.
Перспектива тащиться в вагоне несколько часов вместо комфортабельного полета с опытным летчиком не улыбалась офицеру связи. Рейнбергер решил рискнуть и нарушить инструкцию о недопустимости перевозки секретной документации воздушным путем. Он выбрал вариант друга.
Пили до рассвета, пара часов на сон и вот -- вылет с аэродрома авиабазы. Лететь надо было на истребителе «Ме-108». И тут началось. Сначало ничто не предвещало неудачи. Погода была солнечная. Но оказалось, что под Руром туман. Об этом истребителя предупредил авиадиспетчер. Требовалось выждать летной погоды. Хенмансу уже было море по колено. Он полетел дальше, наплевав на прогнозы каких-то там диспетчеров.
Но диспетчер все-таки был прав. Лететь не стоило. Летчик сбился с маршрута. После того, как выглянуло солнце, Хенманс не узнавал рельефа местности, над которой он летел. Они, судя по времени полета, уже должны были быть давно на кельнском аэродроме. А тут... река явно не похожая на величественный Рейн. И кругом поля, равнины. Стал глохнуть мотор. Еще немного и войдут в штопор, надо снижаться. Тем более что время полета до Кельна было уже значительно превышено.
Опытный пилот Хенманс уверенно спланировал с заглохшим мотором на громадное поле, сломав крылья своей машины. Офицер Рейнбергер стал трезветь. И чем больше трезвел, тем холоднее становилось в грузи от страха. Попахивало военным трибуналом за нарушение приказа и порядка доставки секретных документов.
К самолету вышел старикан. Немцы подумали, что он был немой. Старик только вертел головой и что-то мычал. Рейнбергер потерял наконец терпение стал кричать на крестьянина. И неожиданно сам потерял дар речи -- старик затараторил по-французски.
После недолгой немой паузы Рейнбергер стал хлопать себя по карманам. искал спички или зажигалку. Ничего такого у друзей и в помине не оказалось, парни берегли здоровье и баловались табачком. Крестьянин с доверчивой улыбкой протянул коробок. Рейнбергер бросился жечь секретные карты и бумаги.
Но разводить костры было поздно. К рухнувшему истребителю бежали бельгийские пограничники. Они потушили пламя, выхватили бумаги и арестовали немцев. Так два друга попали в бельгийский плен. Оказалось, что они перемахнули в тумане Кельн на сто километров западнее. Это и была роковая ошибка пилота.
Общаясь потом с пограничниками, Рейнбергер пытался совершить немало героических деяний. Он рвался к печке, чтобы бросить туда бумаги. Разыгрывал сцены, демонстрируя недюжинный актерский талант. Напрасные старания. Французская разведка моментально оценила важность сведений, доставленных немцами. Про немецких офицеров трубила пресса.
Узнав о плане захвата Бельгии, дипломаты Франции и ее союзников развернули целую кампанию против Гитлера. Фюрер отбивался, как мог. Попавших в беду летчиков даже не хотели признавать за своих, называя их французскими агентами. Бельгийцы стали разворачивать армию, готовя отпор немцам. Французы едва не нанесли превентивный удар по Германии, передумав в последний момент.
Тем временем главное командование вермахта девять раз перебрасывала войска от границ с Францией и обратно. Так надо было сделать в рамках кампании дезинформации потенциальной жертвы будущей агрессии. Французы устали наблюдать за странными маневрами вермахта. Успокоились.
И зря.
Наступление немцев началось в соответствии с разработанным планом 10 мая 1940 года. Вскоре танки Гудериана уже прижали англичан к атлантическому побережью, пехота Германии маршировала под Триумфальной аркой в Париже.
А закадычным друзьям Рейнбергеру и Хенмансу крупно повезло. Им не надо было подставлять голову под пули и осколки. Они благополучно переехали во Францию, потом в Британию, потом в Канаду, где и встретили финал второй мировой войны -- такая вот история про немецких офицеров и опасность алкоголя в военном деле.
Свежие комментарии