На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Супербомбардировщик V/1500: как единственный боевой вылет положил конец войне


«Старый Картезианец»

Данную авиамашину готовили для бомбардировки столицы Германии, но Первая мировая уже завершилась. Хотя изменить ход войны и провести бомбежку столицы противника (не Берлина) воздушному колоссу V/1500 все-таки было суждено. Увлекательная история самого большого бомбардировщика Первой мировой войны рассказана ниже.


«Чёртов парализатор»

Все началось с встречи трех мужчин. Ими были капитан Мюррей Фрайзер Суэтер – глава авиадепартамента английского Адмиралтейства, Фредерик Хендли Пейдж – директор авиакомпании, созданной им самим и Джордж Рудольф Волькерт – ведущий инженер у Ф.Х. Пейджа. В то время шла война Антанты и Тройственного Союза.

Их беседа была посвящена самолетам. Капитан взглянул на миниатюрные авиамашины, которые ему предлагали. Он обратился к Пейджу с требованием создать bloody paralyze («чертов парализатор»), а не игрушку. Представитель Адмиралтейства хотел, чтобы новый самолет мог поднять 12 100-фунтовых (45-кг) бомб.


Бомбардировщик «Хендли Пейдж»

По иной версии данное прозвище, предназначенное для борьбы с кайзеровской армией (гуннами), самолету присвоил коммодор Ч. Самсон в письме к М.Ф. Суэтеру.

Так или иначе, ночью 09.12.1915 г. этот грозный самолет вышел с конвейера – прототип бомбардировщика «Хендли Пейдж Тип О». Авиамашина представляла собой биплан с 30-метровым верхним крылом (нижнее крыло – 2 400 см) и 2-мя двигателями «Роллс-Ройс» по 260 л.с. каждый, покрытый некрашеным полотном, изготовленным в Ирландии.


«Хендли Пейдж» О/400 и истребитель

Спустя 7 дней, 17.12.1915 г., самая большая авиамашина Великобритании в первый раз взлетела. Через короткое время ей поменяли застекленную закрытую кабину на открытую и дополнили конструкцию пулеметами. С декабря 1916 г. уже серийные самолеты отправились на фронт, где и в самом деле бомбили ночью немецкие промышленные предприятия, железнодорожные станции и базы субмарин.

Наиболее массово скидывали 50-кг бомбы – до 16 с самолета. Версия авиамашины О/400 с новыми более мощными двигателями, созданная в 1918 г., была способна поднять даже очень мощную (в те годы) 1 бомбу SN в 748 кг (1,65 тыс. фунтов). Армии требовалось больше. В тот момент и увидел свет суперсамолет.

Путь на столицу Германии

Новая авиамашина должна была нести двадцать восемь 50-кг бомб – почти в 2 раза больше, чем помещалось в иные самолеты. 22.05.1918 г. V/1500 – опытный образец 1-го английского бомбардировщика с 4-мя двигателями в первый раз взлетел.

«Гиганты» из Германии и отечественные «Ильи Муромцы» давно властвовали в воздухе, но британская модель превзошла всех остальных. Размах крыла – немного меньше, чем у «Летающй крепости» Б-17 из США, созданной почти на 20 лет позднее. Скорость V/1500 достигала 100 миль/час (159 км/ч).


«Хендли Пейдж» V/1500

13.06.1918 г. на авиационной базе Бирхем Ньютон в Великобритании сформировали особую эскадрилью – № 166 (но машины поступили только в середине осени). Цель этого авиаподразделения – бомбежка глубоких немецких тылов, включая столицу Германии.

Окончательный план рейда был разработан в ноябре 1918 г. Горючего было вполне достаточно, чтобы долететь до Берлина. После бомбежки самолеты приземлились бы в Праге, на землях уже вышедшей к тому времени из войны Австро-Венгрии.

Здесь машины должны были дозаправиться, пополнить боеприпасы и, возвращаясь в Англию, провести бомбардировку Дюссельдорфа.

Итак, 09.11.1918 г. 3 V/1500, с 1 000 фунтов (немного меньше 500 кг) бомб на каждом самолете, подготовились к отправке. Но ненастье вынудило перенести время вылета на 48 часов. Задержкой воспользовались для замены моторов на новые.



11.11.1918 г. пилоты проходили заключительный инструктаж перед полетом. V/1500 были готовы отправиться для выполнения боевой задачи. Поднимись они в воздух – и никто с земли не имел бы возможности связаться с летчиками, пока те не возвратились назад. Бомбардировщики уже выезжали на ВПП, когда поступило известие о том, что с Германией заключен мир.

Если бы англичане провели запланированную бомбардировку Берлина, то случилась бы катастрофа. Однако для нескольких английских экипажей война Антанты и Тройственного Союза завершилась очень не вовремя.

Аманулла-хан и наложницы

Сверхтяжелые бомбардировщики в мирное время оказались не востребованы. Тайную операцию бомбежки немецкой столицы даже напечатали в издании «Daily News» 19.12.1918 г. При этом корреспонденты ради красного словца «повысили» массу бомб до 2 000 кг.

Но 28.02.1919 г. к власти в Афганистане пришел Аманулла-хан. Новый афганский правитель заявил, что англичанам в его стране делать нечего. Это стало поводом для того, что 06.05.1919 г. началась 3-я британо-афганская война.

Вот тут англичане и вспомнили о бомбардировщиках…

В индийском Лахоре (сейчас принадлежит Пакистану) из хранилища достали проверенный O/400 с № С9700 и отправили в сражение. К несчастью, когда самолет 13.05.1919 г. сел на рисалпурском аэродроме, началась песчаная буря. Бомбардировщик «слегка» полетел кубарем и превратился в лепешку. Члены экипажа уцелели, т.к. в этот момент находились в убежище.


Аманулла-хан (слева)

Тогда британцы вспомнили, что у них есть супербомбардировщик V/1500. Одна машина находилась в Индии, хотя и не имела вооружения. Самолет обладал собственным именем – «Старый Картазианец». На нем летала элита. Его отправили в Индию еще в конце 1918 г. Капитан А. Макларен прилетел на «Картазианце» в январе 1919 г.

Только это воздушное судно во всей Индии могло достичь Кабула. V/1500 быстро оснастили бомбодержателями для 4-х 50-кг бомб, удаленных с бипланов «B.E.2». Еще 16 10-килограммовых бомб просто поместили внутрь – их можно было скинуть на врага вручную.

24.05.1919 г., в годовщину Британской империи, капитан Р. Хелли полетел на «Картазианце» в направлении афганской столицы. Он сбросил бомбы с высоты в несколько сотен метров.

В результате бомбардировки 4 снаряда из 20 попали в резиденцию правителя Афганистана, причем тот едва не погиб. Один из снарядов разрушил стену гарема. Наложницы в панике разбежались по Кабулу, вызвав ужас у афганцев. В общей сложности полет длился 6 ч. За этот рейд пилота наградили планкой к кресту «За выдающиеся летные заслуги».

На жителей Афганистана бомбежка произвела неизгладимое впечатление.

В результате 03.06.1919 г. они подписали соглашение о прекращении огня, а через 5 дней заключили с англичанами мир. Мятеж был подавлен. Таким образом, супербомбардировщик все-таки смог осуществить свой первый и последний боевой вылет, положивший конец войне, хотя и не той, которая планировалась изначально.

 

Источник

Картина дня

наверх