На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

История портрета Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825) «Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена». 1800 г.

Холст, масло. 266 х 202 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




17 (28) ноября 1798 г. император ПАВЕЛ I принял звание Верховного магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского).

Существуют два взгляда на личность и деятельность этого государственного деятеля России, с детства отягощённого страшной тайной гибели ПЕТРА III. Павел не простил матери переворота и смерти отца, того, что она не позволила ему взойти на престол. В будущем наследник, Александр Павлович, станет причастным к заговору против самого Павла. Потому придворным историографам надо было либо называть убийцами мать и сына Павла I (ЕКАТЕРИНУ II и АЛЕКСАНДРА I), либо изображать его как сумасбродного, деспотичного и подозрительного правителя, желавшего следовать иноземным примерам, а страну превратить в казарму.

Но есть и те, кто видят в Павле «русского Гамлета», а в его склонности к чёткой регламентации, не допускающей никаких послаблений, находят рыцарские понятия о чести и достоинстве. В доказательство этого приводят историю с Мальтой, несколько веков бывшей пристанищем потомком рыцарей-крестоносцев и монахов-иезуитов. После того, как летом 1798 года Мальта без боя сдалась французам, Мальтийский орден остался без великого магистра и без места. Орден был вынужден искать покровительства у европейских монархов. Откликнулся только Павел I, взявший Орден под своё покровительство, а потом ставший его магистром. Это именование было внесено в полный императорский титул, изображение мальтийского креста попало в государственный герб России, а сам крест стал одной из российских наград.

Петербург, таким образом, стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.

Более того, когда французы захватили Папскую область, Павел предлагал убежище папе римскому ПИЮ V и был готов встать на защиту всего католического мира от безбожных якобинцев. Когда же НАПОЛЕОН захватил Мальту, в Европу были отправлены русские войска во главе с фельдмаршалом Александром СУВОРОВЫМ и флот под командой адмирала Фёдора УШАКОВА. Так Россия 15 лет была обречена вести войны с наполеоновской Францией, когда её союзниками порой одновременно были католическая Австрия, протестантская Англия и мусульманская Турция.

На портрете БОРОВИКОВСКОГО, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображён в горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами Святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и Святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).

На голове императора – Большая императорская корона, которой венчались на царство все императоры, начиная с Екатерины II. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви – символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета – благородная шпинель величиной 398,72 карата. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин (75 штук, общая масса 763 карата). Вес этого произведения искусства, которое назвали симфонией бриллиантов в бриллиантовый век, – 1 993,80 гр.

В правой руке Павел Петрович держит золотой скипетр с алмазом «Орлов» в навершии (вес алмаза 189,62 карата). Скипетр был изготовлен в 1771-1774 годы мастерами Л. ПФИСТЕРЕРОМ и И. ЛЕОНОВИЧЕМ. Жезл длиной 59,5 см украшают 196 бриллиантов.

На столе изображена императорская держава. Она, как и Большая императорская корона, изготовлена в 1762 году для коронации Екатерины II придворным ювелиром Георгом-Фридрихом ЭКАРТОМ. В правление Павла I держава была украшена огромным сапфиром (под крестом, 195 карат) и крупным бриллиантом в центре бриллиантового пояса (45 каратов). Всего украшают державу 1370 бриллиантов. Высота державы с крестом – 24 см, диаметр – 48 см. В настоящее время Большая императорская корона и держава находятся в собрании Алмазного фонда Российской Федерации.

За державой видна Мальтийская корона – позолоченный серебряный венец. Восемь дуг поддерживают яблоко, увенчанное мальтийским крестом, покрытым белой эмалью. Корона была создана мастерами в Российской Империи по требованию Павла I. 17 (28) ноября 1798 года император принял звание Верховного магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). В его царствование Мальтийская корона изображалась на государственном гербе Российской империи, с 1827 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

У ног императора изображён циркуль, инструмент вольного каменщика. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь – мастер средневекового строительного цеха, Гроссмейстер Мальтийского Ордена. Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – всё это отражено на огромном портрете кисти Боровиковского.
 

Картина дня

наверх