Снимать все вокруг и тут же делиться фотографиями в соцсетях — основное увлечение многих нынешних путешественников. Полтора века назад главными блогерами были бы художники и рисовальщики. Но самая большая посещаемость была бы у Верещагина
«Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели», 1875
«В наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира — значит вырвать самые интересные страницы из книги своего бытия...» — писал художник. Всего он побывал в 66 странах мира. Сражался на Балканах, а также в Средней Азии. Как мирный путешественник ездил в Сирию и Палестину, на Филиппины и Кубу, в Японию, дважды в Индию и трижды в Штаты, исколесил всю Европу, не говоря уже о Российской империи. И везде, где бывал, делал зарисовки. Причем зарисовки во многом репортажного свойства — фиксировал объект или интересного человека.
ИНДИЯ
«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры», 1874–1876
Верещагин о путешествии по Индии: «Я застрелил раз огромную летучую мышь, просто из любопытства... Через несколько дней вижу эту животинку, уже сильно испортившуюся, привязанною за крыло к седлу одной из моих вьючных лошадей. «Зачем ты возишь эту гадость?» — спрашиваю слугу- индуса. «Я думал, что вы будете кушать, сэр», — ответил вегетарьянец».
«Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре», 1874
СРЕДНЯЯ АЗИЯ
Иван Крамской о картине «Двери Тамерлана»: «Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию... что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».
«Двери Тамерлана». Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, 1872
Верещагин к пейзажам Средней Азии, где он участвовал в боевых действиях, испытывал противоречивые чувства. «Призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя...» — говорил он.
«Торжествуют». Головы русских солдат в Самарканде, 1872
«Киргизские кибитки на реке Чу», 1869–1870
Василий Верещагин
Художник, журналист, военный, путешественник, активно сотрудничал с РГО.
Годы жизни 1842–1904.
Изучал живопись в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в Школе изящных искусств в Париже.
Выставлялся в России, Европе и Соединенных Штатах. За картины о войне пресса прочила его в лауреаты Нобелевской премии мира 1901 года.
Погиб в ходе Русско-японской войны на взорванном противником броненосце «Петропавловск» близ Порт-Артура. По свидетельству очевидцев, за секунды до гибели стоял на палубе с альбомом и делал наброски.
ЯПОНИЯ
«Шинтоистский храм в Никко», около 1904
Опыт общения художника со служителем одного из храмов Никко: «Вы можете писать сколько угодно снаружи, но внутри строго запрещается делать какие бы то ни было снимки», — ответ этот мне не понравился и показал, что служители алтаря уступят только или перед крупным денежным подарком, или перед давлением со стороны влиятельных лиц Токио».
«Японский нищий», начало 1900-х годов
«Прогулка в лодке», 1903–1904
ГИМАЛАИ
Верещагин о Гималаях: «Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом».
«В Индии. Снега Гималаев», 1874–1876
«Закат в Гималаях», 1879
«Посмертные памятники в Ладаке», 1875
Свежие комментарии