На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича

 

Герой Советского Союза Антон Алехнович (в центре) с боевыми товарищами.


2 апреля 1914 года в крестьянской семье белорусской деревни Доброводка родился мальчик – Антон Алехнович. Спустя годы он стал прославленным лётчиком, Героем Советского Союза.

Судьба Антона была бы типичной для большинства крестьянских детей – начальная школа, а затем работа в поле. Только революция дала ему возможность подняться в небо. После окончания фабрично-заводского училища он работал слесарем на заводе, а затем откликнулся на призыв «Комсомолец – на самолёт». В 1935 году юноша стал курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов в Саратовской области, которую успешно закончил в 1938 году в звании лейтенанта. Талантливого пилота направили лётчиком-инструктором в Новосибирскую авиационную школу лётчиков. За успехи в подготовке курсантов он получил внеочередное звание старшего лейтенанта, и тут началась Великая Отечественная война.

Инструктор Алехнович рвался на фронт. Кроме бомбардировщика он освоил несколько моделей истребителей и пишет рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец он так достал руководство авиашколы, что в его личном деле появилась запись: «Выпустил 30 курсантов, переучился на истребителя. Стал плохо работать – лишь бы на фронт. Предлагаем… отправить в действующую армию…»

В разгар Сталинградской битвы в сентябре 1942 года Антона Алехновича зачисляют в 4-й авиаполк дальнего действия командиром бомбардировщика.

Авиация дальнего действия (АДД) в годы войны участвовала во всех крупных операциях Красной армии. Всего было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. В народе её называли «Длинной рукой Сталина», а 269 лётчиков дальней авиации стали Героями Советского Союза.

 

Герой Советского Союза Антон Алехнович

 

Свои первые боевые вылеты Алехнович совершил на бомбардировщике Ил-4 вместе с экипажем в составе штурмана Владимира Павлова, радиста Петра Гаврилова и стрелка Александра Карпова. На этом же самолёте и с этим экипажем он и закончил войну. Экипаж Алехновича бомбил вражеские войска в районе Сталинграда, а с 1943 года совершал вылеты по вражеским тылам в районах Брянска, Орла, Смоленска, Киева, Полтавы, Кременчуга, Вязьмы, Харькова, Могилева и Гомеля. Первый орден Красного Знамени Алехнович получил за разведывательные полёты и бомбежки в небе Харькова и Полтавы.

Только за один день в марте 1943 года группа бомбардировщиков, в числе которых был и самолёт Алехновича, уничтожила на железнодорожном узле в Гомеле 17 цистерн с топливом для танков, 28 вагонов с боеприпасами и амуницией, 24 вагона с продовольствием, предназначенных для сражения на Курской дуге.

Бомбардировщик Ил-4

 

В июне 1943 года экипажу Алехновича поручили нанести удар по Дому правительства в Минске, где, по сообщениям партизан, должно было пройти совещание высшего немецкого командования. Уже при подлёте к  городу радист сообщил, что задание изменилось и им предстоит бомбить железнодорожную станцию. В ходе бомбометания было уничтожено несколько немецких эшелонов с вооружением и живой силой фашистов, склад с боеприпасами, паровозное депо, электростанция, а одна из бомб попала в здание немецкой комендатуры, где в это время проходил банкет. Было убито несколько десятков гитлеровских офицеров.

Командир 16-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной дивизии генерал-майор Гомоданов вспоминал: «На всем протяжении войны Алехнович является единственным  лётчиком, который совершил 258 боевых вылетов без всяких происшествий: не сбит, не потерял ни одного члена экипажа или самолета». Лётчики полка называли его самолёт «заговорённым». Пробитый осколками и пулями, бомбардировщик всегда дотягивал до родного аэродрома и после ремонта опять возвращался в небо.

В 1943-1944 годах экипаж Алехновича выполнял задания командования по доставке боеприпасов, оружия и медикаментов партизанским отрядам, действовавшим в белорусских лесах.

25 раз самолёт Алехновича пробирался в немецкий тыл с грузами для партизан. Позднее Ил-4 под командованием заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия гвардии майора Алехновича участвовал в боях за Кенигсберг, Варшаву, Тильзит, Будапешт, Берлин.

В августе 1944 года за активную помощь партизанскому движению в Белоруссии и выполнение боевых заданий в глубоком тылу врага гвардии майор Антон Адамович Алехнович и штурман Владимир Гаврилович Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а радист Пётр Гаврилов и стрелок Александр Карпов награждены орденами Красного Знамени. Всего за годы войны Антон Адамович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями. Закончил войну он командиром бомбардировочного авиационного полка.

Ушёл в запас полковник Алехнович в 1953 году. Но и в мирной жизни нашлось место для подвигов. Антон Адамович работал в арктической авиации и был единственным в мире лётчиком, посадившим тяжелый бомбардировщик ТУ-16а на дрейфующую в океане льдину.

 

Источник

Картина дня

наверх