На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 433 подписчика

Свежие комментарии

  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...
  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...

Все пролузгали и промитинговали. Эпидемия лузгания семечек в 1917 году


С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях...
Максимилиан Волошин

Семечки. Они стали массовым помешательством 1917 года. Конечно, их лузгали до этого и после этого, уделывая шелухой все вокруг. Но весной-осенью 1917 года помешательство на них было особенно массовым. Такое ощущение, что все просто сорвались с катушек. Теперь можно было все, в том числе мусорить, где попало. А убирать было некому, потому что дворников, сотрудничавших с полицией, разогнали.


В результате князь Лев Урусов, записывает в своем дневнике 17 июня 1917 года с сарказмом:

«В Петрограде в день покупается на 300 тысяч рублей семечек. Вот революционный размах»


Надежда Тэффи высказывалась об этом уже без сарказма:

«Грызут семечки!
Этой тупой и опасной болезнью охвачена вся Россия.
Семечки грызут бабы, дети, парни и солдаты, солдаты, солдаты...
Беспристрастные, как их принято называть, историки назовут впоследствии этот период русской революции периодом семеедства.
Россия заплевана подсолнечной шелухой. Улицы, переулки, вокзалы, сады, трамваи. На каждом углу, у каждых ворот, под каждым фонарем стоит русский свободный гражданин и лузгает семечки…»


Про бесконечные семечки и шелухой, которой были усеяны Петроград, Москва и другие города писали те, кто потом встанет на сторону белых, например, барон Врангель:

«…так как со времени "свобод" улицы почти не убирались, то тротуары и мостовые были сплошь покрыты шелухой…»

или Бонч-Бруевич, принявший сторону красных:

«…Семечками занимались в те дни не только на митингах, но и при выполнении любых обязанностей: в строю, на заседании Совета и комитетов, стоя в карауле и даже на первых после революции парадах…»

А митрополит Вениамин считал, что в общей сложности было сгрызено сотни тысяч пудов этих самых семечек.

И кстати, немцы, захватив Ригу, первым делом, в приказном порядке, велели очистить ее от семечек. Вот как об этом писали «Петроградские ведомости»:

"…В Риге — полный порядок. Все магазины и лавки открыты. Хлеб стоит 4 коп. фунт. Немцы при входе в город расстреляли негодяев-солдат, связавших своих офицеров, и освободили офицеров.
Затем немцы приказали делегатам Сов. р. и с. д. в 24 часа очистить Ригу от подсолнуха и прочей нечисти; делегаты было «покуражились», но им сказали, что ровно через 24 часа их расстреляют, если город не будет приведен в порядок, и к назначенному сроку город выглядел как игрушка…»


Вот так тогда понимали волю – досыта налузгаться семечек, где угодно и когда угодно. Их грызли в «хвостах», на митингах, пролузгивая старую Россию, остатки которой стремительно разваливались под бесконечные речи Временного Правительства и пожимания рук Керенским.

А тем временем набирала мощь новая сила, которая не собиралась тратить время на пустое лузгание семечек, а стремилась забрать власть в свои руки. Эта сила ее и получила в октябре 1917 года.

Картина дня

наверх