На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 382 подписчика

Свежие комментарии

  • Ольга Мочалова
    я тоже хотела в детстве быть солдатом-я быстрая-я ловкая-я все смогу---и у мамы спрашивала всегда-почему девочек не б...В детстве я хоте...
  • Murshin
    Это открывается шлюз,через который свалит ИИ аннуннаков Подробное исследование по ссылке https://bombarman.livejourna...“Ворота в преиспо...
  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...

Средневековая одиссея английского принца в Киев времен Ярослава Мудрого

 

Картинки по запросу Киев во времена Ярослава Мудрого

Киев во времена Ярослава Мудрого был таким мощным центром культуры, что туда на обучение приезжали сыновья короля Англии. Так было написано в учебнике по истории Украины для непрофильных ВУЗов. Я засомневался, полез проверять, – и натолкнулся на одну из самых захватывающих историй европейского средневековья: о чудесном спасении, 40–летнем путешествии и трагическом возвращении домой.
 
Все началось в октябре 1016 года. После двух лет военных действий два молодых монарха – король Дании Кнуд (прозванный позже Великим) и король Англии Эдмунд (получивший прозвище Железнобокий) – заключили мирный договор. Вчерашие враги стали назваными братьями и разделили между собой королевство. После смерти одного из них, оставшийся наследовал все земли. Не прошло и двух месяцев, как Эдмунд внезапно, и очень удобно для своего побратима, умер. Чтобы упрочнить свое положение, Кнуд женился на мачехе Эдмунда, Эмме Нормандской.
 
Поединок Эдмунда и Кнуда в средневековой летописи
 
Изображение Эдуарда Изгнанника в средневековой хронике английских королей
 
Единственное, что мешало Кнуду – сыновья покойного короля: Эдмунд и Эдуард. Первому было два года, второму несколько месяцев. Кнуд решил последовать известной датской традиции обращения с неудобными принцами – отправил их подальше с сопровождающей инструкцией: по прибытии казнить. Это дело было поручено одному из вельмож датского двора эрлу Валгару. До сих пор неизвестно, почему он осмелился нарушить приказ короля: то ли детей стало жалко, то ли сыграла симпатия к саксонской династии. 

Так или иначе, наследники остались живыми при дворе короля Швеции Анунда Углежога (это прозвище досталось ему за привычку сжигать имущество изгнанных язычников). Но в 1028 году Кнуд решил расширить свою империю и завоевал Норвегию. Швеция вполне могла стать следующей, Эдмунду и Эдуарду было опасно оставаться там, поэтому их отправили еще дальше на восток – в Новгород, к Ингигерде, сестре Анунда, жене Ярослава Мудрого и двоюродной тетке изгнанников. 

Так наследники английской короны оказались на Руси, при дворе великого князя Ярослава Владимировича, известного в европейских хрониках под именем Малескольд. Чем они там занимались следующие 18 лет, история умалчивает. В Киеве же в то время собралась довольно представительная компания изганников: бывший король Норвегии Олаф со своим сыном Магнусом, будущим королем Норвегии, и братом Харальдом, тоже будущим королем, а также изгнанные из Венгрии принцы Андраш и Левенте. Именно с ними связана судьба английских наследников. 

В 1046 году недовольная своим королем венгерская знать приглашает Андраша и Левенте вернуться домой. В то время там вспыхивает языческое восстание Ваты (это такое венгерское имя). Андраш присоединяется к восстанию, пообещав искоренить христианство. В том же году, придя к власти, он порывает со своими языческими друзьями (за что потом получит прозвище Католик). Вместе с новым королем в Будапешт приезжают и его английские друзья.
 
Оставшиеся в живых епископы проводят коронацию Андраша — картина Берталана Секея.
На этой церемонии должны были присутствовать и Эдмундс Эдуардом.
 
 
К тому времени в далекой Англии угасает датская династия. Умирает сначала Кнуд Великий, а потом и оба его бездетных сына. Уэссекская династия возвращается: королем в 1043 году стал брат Эдмунда Железнобокого, дядя беглых принцов Эдуард Исповедник. Согласно легенде, он был слишком благочестив для плотских утех, поэтому проблема престолонаследования с каждым годом ставала все острей. В 1054 году Эдуард Исповедник узнает, что в Будапеште живет его тезка, единственный наследник королевского дома (старший брат Эдмунд к тому времени умер). 

Король призывает своего племянника домой, переговоры длятся несколько лет, и, наконец, в августе 1057 года, после 40 лет скитаний, Эдуард Изгнанник возвращается в Англию, чтобы унаследовать принадлежащий ему по праву крови трон. Два дня он ждет встречи с дядей–королем, но, так и не дождавшись, внезапно умирает. Вряд ли эта смерть была случайностью: слишком много было заинтересованных партий, которым мешало появление нового претендента. Но до сих пор неизвестно, кто именно стоял за предполагаемым убийством.
 
Кончина и похороны Эдуарда Исповедника: фрагмент Гобелена из Байё
 
Спустя девять лет Эдуард Исповедник мирно скончался, и Англию решительно прибрал к рукам герцог Нормандии Вильгельм, которого после этого стали называть уже не Бастардом, а Завоевателем. Закончился шестивековой англосаксонский период истории Англии.
 
Эдгар, сын Эдуарда. Провозглашенный, но так и не коронованый правитель Англии.
 
Однако возвращение Эдуарда Изгнанника не прошло без следа. Он привез на свою родину жену Агату, сына Эдгара и двух дочерей: Маргариту и Кристину. Эдгар даже был провозглашен королем Англии и восемь лет поднимал восстания против нормандского узурпатора. Но в конце концов примирился, прожил долгую жизнь, много воевал, ходил в крестовые походы, не женился и умер, не оставив потомков. Дочь Эдуарда Маргарита вышла замуж за шотландского короля Малькольма, покровительствовала церкви и стала первой шотландской святой. Ее сыновья стали королями Шотландии, а ее дочь – королевой Англии. Так кровь древнего Уэссекского дома вернулась на престол. 

О приключениях "потерявшегося короля Англии" написал книгу Гэбриел Руни.
 
Фреска из Софии Киевской. Предположительно, на ней изображены дочери Ярослава Мудрого: Елизавета, Анастасия, Анна, Агафья?
 
Эта история изобилует белыми пятнами, разночтениями и спорными моментами. Одна из любимых тем для дискуссий – происхождение жены Эдварда Агаты (или Агафьи). Есть теории о ее немецком, венгерском, русском и даже болгарском происхождении. В тексте, посвященном последней версии, можно прочитать обзор дискуссии, которая длится почти 80 лет.
 
 

Картина дня

наверх