В первые годы холодной войны Советскому Союзу был остро необходим надежный способ шифрования сообщений, которые отправлялись его союзникам. Это была чрезвычайно трудная задача: ведь предыдущая вершина криптографического мастерства, немецкая «Энигма», была в конечном итоге взломана.
К тому же, эта новая советская система секретных коммуникаций должна была не только быть абсолютно неприступной, но и работать на таких разных языках как польский, венгерский, немецкий, румынский, испанский и, разумеется, русский. Иными словами, Советскому Союзу нужно было настоящее технологическое чудо.
Таким чудом и стал шифровальный аппарат «Фиалка». Созданная в конце Второй мировой войны и введенная в эксплуатацию в 1956 году, «Фиалка» заменила собой «Альбатрос», советскую шифровальную машину, которая и сама по себе была более сложной, чем немецкая «Энигма».
К началу семидесятых годов шифровальные машины «Фиалка» широко применялись как членами Варшавского договора, так и прочими коммунистическими странами по всему миру. Они обеспечивали секретность правительственных коммуникаций коммунистических режимов вплоть до начала девяностых годов.
И, тем не менее, даже само существование «Фиалки» оставалось глубоко засекреченным. Россия рассекретила информацию об этой машине лишь в 2005 году, однако, по словам некоторых исследователей, собрать какие-либо подробные данные об этом уникальном устройстве до сих пор очень трудно.
Впрочем, любой американец сегодня может, наконец, своими глазами увидеть «Фиалку: в этом году в музее шпионажа КГБ в Нью-Йорке был выставлен один образец. Эта модель является одной из первых, когда-либо выставленных на обозрение широкой публики.
Методы шифрования, которые использовались в «Фиалке», были передовыми по тем временам, но базовая технология все же была старой. Как и немецкая «Энигма», это была электромеханическая шифровальная машина колесного типа. Ее клавиатура напоминала обычную пишущую машинку, но корпус больше походил на какой-то особо продвинутый арифмометр, оснащенный целым рядом роторов, которые заменяли буквы, вводимые оператором, на другие.
Таким образом, машина кодировала сообщение, а затем коммутатор, или электрический переключатель, располагал буквы в случайной последовательности. В конечном итоге, сообщение набивалось методом перфорирования на тикерную ленту, которая затем могла быть вставлена в аналогичный аппарат, и текст легко расшифровывался.
Изначально эта шифровальная машина в основном использовалась Министерством обороны СССР, причем уровень секретности «Фиалки» был настолько высок, что даже солдаты, обученные работать на ней, должны были давать специальную подписку, в которой давали обязательство не выезжать за границу в течение двух лет.
В устройстве «Фиалки» были учтены и устранены недостатки «Энигмы»: шифрование на этой советской машине было более безопасным, поскольку в нем использовалось 10 вращающихся головок с буквами, в то время как в немецком шифровальном аппарате таких головок было три или четыре. Когда происходила замена головки, «Фиалка» начинала шифровать каждую букву по-новому. В общей сложности, по словам экспертов, она была способна генерировать более 500 триллионов различных кодов.
«Сделать хороший код всегда было несколько проще, чем взломать хороший код», – написал Стивен Бадянски в своей книге «Code Warriors». По словам автора, который много лет посвятил исследованию попыток Агентства национальной безопасности США взломать советские шифры, а затем описал этот процесс в «Code Warriors», коды, которые генерировала «Фиалка», можно было взломать только благодаря человеческой ошибке, злонамеренному хищению или неповиновению.
«Разумеется, зашифровать что-то всегда легче, чем расшифровать, – сказал он. Те значительные «пробоины», которые Соединенным Штатам и Советскому Союзу удалось сделать в годы холодной войны в системах безопасности друг друга, стали возможны либо благодаря «прямым способам», таким как кража таблиц с ключами к кодам, или ошибкам в процедурах, которые приводили к попаданию в руки противника важных данных, касающихся внутренних алгоритмов скремблирования в шифровальных системах.
Хотя такие инструменты как шифровальная машина «Фиалка» давно превратились в предмет китча, благодаря многочисленным сайтам для любителей шпионских программ, секретность как таковая никуда не исчезла. В последние годы параноидальное мышление все больше охватывает Кремль, и вместо того, чтобы признать итоги исторических событий и смотреть в будущее, нынешнее российское правительство всячески поощряет возвеличивание и восхваление прошлого, того самого, где народ был угнетен, повсюду царила секретность и в обществе распространялся страх.
В наши дни искусство хранить информацию в тайне коренным образом изменилось. Шифровальные машины навсегда остались в прошлом, уступив место кодирующим устройствам, гораздо более мощным, чем все, о чем только могли мечтать «солдаты холодной войны»: смартфонам.
Свежие комментарии