Бердичев - город с богатой историей и красивой архитектурой, которую он стремительно теряет с каждым годом. Приезжая в очередной раз в родной город, я с горечью констатирую катастрофическое состояние исторической городской застройки и ее регулярное сокращение. Свою историю Бердичев не ценит и не бережет: инфраструктура города обветшала, исторические дома безжалостно сносят, строя на их месте уродливые пластмассовые сараи, превращая некогда красивый и колоритный город в унылую постсоветскую провинцию.
Сперва я хотел написать один пост с фотографиями моей прогулки по Бердичеву, затем добавил в него исторических фотографий и ретроспектив и пост пришлось разбить на две части. Когда я начал писать про историю города, я понял, что рассказать ее в двух абзацах не получится и один лишь исторический материал тянет на отдельный пост. Таким образом про Бердичев будет три поста: в этом посте я расскажу про историю города и он будет состоять лишь из исторических фотографий, во втором и третьем постах я покажу центральные улицы города, его детали и основные достопримечательности.
01. Когда я просматриваю старые фотографии Бердичева, меня не покидает ощущение безвозвратной утраты. На многочисленных фотографиях начала ХХ века я вижу прекрасный европейский город, который мог бы стать туристической жемчужиной Полесья, если бы не катастрофы ХХ века и бездарное руководство, практически полностью уничтожившие тот Бердичев, каким его еще видела моя бабушка.
История Бердичева очень богата и про нее можно написать десяток постов, я же постараюсь уместить в одном посте лишь самое основное, сделав акцент на наиболее важных событиях бердичевской истории.
Первое письменное упоминание города Бердичева датируется 1545 годом, когда Бердичев был упомянут в переписи населенных пунктов, принадлежащих Василию Тышкевичу - представителю одного из богатейших графских родов Великого княжества Литовского. В 1569 году после объединения Польши и Литвы в Речь Посполитую, Бердичев оказался в составе этого государства и пробыл в нем до 1793 года. В этот период население города находилось под сильным польско-католическим влиянием во всех сферах жизни. 17-й век был очень трудным для этого края: постоянные боевые действия украинского казачества, польских и российских войск, эпидемии болезней, голод и набеги татар регулярно опустошали регион. Несколько раз Бердичев подвергался полному уничтожению: в 1654 году в результате войны, голода и чумы город был полностью опустошен, а в 1695 году Бердичев спалила крымская орда.
Несмотря на все, Бердичев к концу 18-го столетия сформировался как значительный торгово-ремесленный и культурный центр Правобережной Украины. Этому способствовало расположение города на пересечении важных торговых путей и высокий процент еврейского населения, которое в 1787 году насчитывало 1500 человек из 4000 живущих в Бердичеве
.
02. Облога бердичевской крепости-монастыря. Гравюра Т.Раковецкого, 1768 год.
В 1793 году в результате разделения Польши, Бердичев становится городом Российской империи. В этот период Бердичев превращается в один из еврейских религиозных центров. Росту еврейского населения в Бердичеве способствовал царский указ о черте оседлости, который регламентировал места компактного проживания евреев, запрещая евреям селиться по всей Российской империи. Целью царского указа была защита русских предпринимателей от еврейской конкуренции. Волынская губерния, в которую входил Бердичев, как раз стала одним из мест "черты оседлости".
03. Центр Бердичева в начале ХХ века.
В 18 веке население города стремительно растет и за период с 1800 до 1850 года увеличивается в десять раз, составляя 41 000 человек. В то время в Киеве проживало лишь 50 000 жителей. В 1845 году указом российского царя Бердичев получает статус города и на тот момент становится пятым по количеству населения городом в Украине после Киева, Харькова, Николаева и Одессы. В этом же году в Бердичеве создается городская дума и начинает работать конная почта. Большинство населения Бердичева в середине 19 века составляли евреи.
04. На переднем плане здание почтово-телеграфной конторы, взорванное советскими войсками в июле 1941 года перед немецкой оккупацией города. На заднем плане здание городской думы, построенное в 1890-х и сохранившееся до наших дней.
Получение Бердичевом статуса города в 1845 году способствовало развитию промышленности и ремесел, одних только ремесленников в городе насчитывалось около 4000. Также Бердичев того времени приобретает славу столицы контрабанды, чему способствовала система подземных ходов, связывающая погреба и подвалы. Они были созданы еще во времена татарских набегов и в 19 веке катакомбы приспособили под подземные склады. В 1867 правительство поручило исследовать систему катакомб и после двух лет исследовательских работ был составлен детальный план подземного Бердичева. Всего было обнаружено 78 подземных помещений, часть которых были многоуровневые и 130 подземных ходов, связывающих подземелья в единую сеть.
05. Бердичев в начале ХХ столетия. В нижней части фотографии справа находится крепость-монастырь Босых кармелитов, о которой я писал подробный пост. В центре кадра видна вторая доминанта города - Успенский собор, построенный в 1837 году и взорванный в 1936 году коммунистами.
В 1870 году Бердичев соединяется железнодорожным сообщением с Казатином, что дает очередной толчок развитию промышленности города. В 1876 году линию продолжают до Хмельницкой области и торжественно открывают пассажирское сообщение.
06. Бердичевский железнодорожный вокзал, построен в 1874 году и полностью уничтожен немцами во время бомбардировки в 1944 году.
07. Бердичевский вокзал, фото с дирижабля, 1912 год.
Благодаря железной дороге в Бердичеве начиная с 1870-х годов создается ряд предприятий, которые стали экономической основой Бердичева в следующие сто и более лет, таких как: кожевенный завод в то время крупнейший на Украине, чья продукция во время Первой мировой покрывала пятую часть потребностей российской армии; два крупных сахарных завода; механический и чугунолитейный завод, производивший сельскохозяйственную технику. В 1896 году механический и сталелитейный завод стал называться "Прогресс" и в ходе истории производил самую разную машиностроительную продукцию. Завод "Прогресс" смог пережить распад СССР и сохранить производство вплоть до нашего времени.
08. Механический и сталелитейный завод "Прогресс", начало ХХ века.
Учитывая торговое значение Бердичева, в 1869 году через город проложили самую длинную в мире трансконтинентальную линию Англо-Индийского телеграфа, соединяющую Лондон с Калькуттой. Линия проходила по трассе Бомбей-Калькутта-Карачи-Бушир-Тегеран-Ереван-Тифлис-Сухуми-Керчь-Одесса-Бердичев-Житомир-Варшава-Берлин-Лондон. Строительством линии управляли предприниматели немецкой фирмы "Siemens & Halske", а территория на которой располагались телеграфные столбы и хозяйство вплоть до 1917 года принадлежала Англии. Линия успешно действовала до 1931 года.
В 1892 году в Бердичеве открывают конку (конно-железную городскую дорогу) которая состояла из единственного маршрута длиною 3 км и проходила по главной улице города - Белопольской от вокзала до крепости-монастыря Босых кармелитов. В 1913 году планировалась электрификация конки, но планам помешала война. В 1921 году конку окончательно ликвидировали, пути частично разобрали а частично заасфальтировали.
09. Конка на улице Белопольской. На заднем плане здание коммерческого училища, построенного в Бердичеве в 1908 году. Здание сохранилось до наших дней и сегодня тут находится педагогическое училище.
В октябре 1898 года в Бердичеве появился водопровод, построенный акционерным обществом "Общество Бердичевского Водоснабжения". В это же время в центре города на Соборной площади строится водонапорная башня, ставшая своеобразным символом города. Бердичевский водопровод по оборудованию, экономичности и качеству воды считался в то время лучшим в регионе.
10. Водонапорная башня на Соборной площади, начало ХХ века.
В 1891 году в Бердичеве появилась телефонная линия, которая была необходимостью для успешного развития торгового бизнеса. Первыми абонентами телефонной линии стали городская дума, полицейский участок, несколько банков, типография, пивоварный завод, парочка ресторанов и парк отдыха.
В 1899 году бердичевская управа получила разрешение киевского губернатора на организацию в городе электрического освещения улиц. Через год была построена первая городская электростанция и центральные улицы города, а также дома зажиточных бердичевлян получили электрическое освещение а предприятия электроэнергию.
В 1910 году Россия покупает у немецкой компании Luftfahrzeug GmbH дирижабль Parseval PL-7, который назвали "Гриф". С 1912 года дирижабль дислоцировался в воздухоплавательной роте в Бердичеве и размещался в специальном ангаре-эллинге, что дало название целому району города, который до сих пор так и называется "Эллинг". Это район военных городков, где прошли мои детство и юность, я писал о нем отдельный пост. Кроме военных дирижаблем пользовались также фотографы, благодаря чему до нашего времени сохранились фотографии Бердичева с высоты птичьего полета.
11. Дирижабль "Гриф" рядом с ангаром-эллингом в Бердичеве.
12. Центр Бердичева в 1912 году. На фото запечатлен полет дирижабля "Гриф". Также на фотографии присутствуют рельсы и вагончики конки и опоры линии электропередач.
К концу 19-го века Бердичев окончательно становится еврейским городом, а часть евреев в составе населения достигает своего исторического максимума - 80%. В 1884 году в Бердичеве насчитывалось 77823 жителя из которых 62366 были евреями. В то время в Бердичеве издавались много различных газет на языке идиш. К началу ХХ века Бердичев стает одним из крупнейших центров сионистского движения. В 1915 году царским правительством ликвидируется черта оседлости и евреи получают право селиться в любых городах Российской империи без ограничений. Это привело к оттоку части евреев из Бердичева, которые покинули город в поисках лучшей жизни.
13. Еврейский Бердичев начала ХХ века. На заднем плане здание хоральной синагоги, о нем я подробно расскажу в третьей части рассказа о родном городе. В то время в Бердичеве действовало около 80 синагог. Как можно заметить на этой и прочих фотографиях того времени практически все вывески гешефтов носят еврейские фамилии.
Тяжелым временем для города стала Гражданская война, так в период с 1917 по 1922 годы население Бердичева уменьшилось с 76 000 человек до 43000. За время Гражданской войны Бердичев неоднократно переходил из рук в руки, будучи захваченным то войсками УНР, то большевиками. И те и другие учиняли в Бердичеве еврейские погромы, сопровождавшиеся грабежами, убийствами и изнасилованиями. По переписи 1926 года еврейское население Бердичева составляло уже не 80% а лишь половину.
В результате Гражданской войны в 1922 году в Бердичеве окончательно утвердилась власть большевиков. Укрепившись, большевики начали перекраивание общественной жизни города и страны. В Бердичеве одна за другой закрываются церкви, костел Босых кармелитов и большинство из 80-ти синагог. Церковные ценности были разграблены, колокола демонтированы и сданы на металл, а сами помещения церквей постепенно приходили в запустение. Апофеозом наступления на религию в Бердичеве стало уничтожение в 1936 году советской властью архитектурной жемчужины города - Успенского собора, который был взорван зарядом динамита.
14. Так выглядел Успенский собор и соборная площадь в начале ХХ века.
С приходом новой власти начинается массовое переименование улиц и площадей в честь идеологов и деятелей революции. Дошло до того, что в 1927 году на повестку дня было вынесено предложение по переименованию Бердичева в Сахарозаводск, но, к счастью, предложение не получило поддержки.
Вместе с тем новая власть занимается активным восстановлением промышленности, образования и возобновляет культурную жизнь в городе, прерванную Гражданской войной. В Бердичеве действуют 14 школ из которых 6 были украинскими, 4 еврейскими, 2 польскими и 2 русскими. Кроме этого в Бердичеве были созданы 12 школ ликвидации неграмотности, несколько училищ, техникумов и профшкол а также множество культурно-образовательных заведений и библиотек. Согласно ленинской национальной политике, народы населяющие СССР получили гораздо больше свобод, чем имели в составе Российской империи, что увеличило сторонников советской власти. Таким образом вплоть до середины 30-х идиш наравне с украинским и русским языками был признан официальным языком во многих госучреждениях, на нем проводилось обучение в школах и училищах, выходило несколько газет и даже функционировал единственный в Украине суд с делопроизводством на идиш.
15. Первомайская демонстрация на Соборной площади в Бердичеве, 1918 год. Большинство транспарантов на идиш.
Ситуация в культурно-образовательной сфере ухудшается в 1930-е годы, когда на смену политики поддержки национальных меньшинств приходит сталинская политика русификации. Голодомор 1932-33 годов не обошел стороной и Бердичев, в котором от голода погибло по разным оценкам от 2 до 5 тысяч человек. Точное количество погибших установить трудно, потому что все документы об этом трагическом периоде были уничтожены. В 1936-1938 годах по Советскому союзу проносится волна репрессий, в одном только Бердичеве были репрессированы в 1937-1938 годах 3115 человек. Таким образом количество еврейского населения в составе жителей уменьшается еще больше и по переписи 1939 года составляет 23266 человек (37,5% от общего числа жителей). Репрессии коснулись всех сфер жизни города. Так в 1938 году были арестованы все работники конторы связи. Дошло до того, что некому стало работать на телеграфных аппаратах и передавать телеграммы. Тогда управление конторы нашло и пригласило на работу старика, который еще до революции работал телеграфистом, но и его вскоре арестовали.
16. Открытие памятника Ленину в Бердичеве 7 ноября 1925 года.
Несмотря на репрессии, город жил своей жизнью. Перед войной тут насчитывалось 75 000 жителей, действовало 39 промышленных предприятий в числе которых самый крупный в Украине кожевенный завод и два крупных машиностроительных завода. По сравнению с дореволюционным периодом, на очень хорошем уровне находилась система здравоохранения, в городе действовали десятки лечебных учреждений, хорошо развивалось образование, бурлила культурная жизнь.
Но в 1941 году мирный быт Бердичева прервала война.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия объявила войну СССР и немецкие войска стремительно продвигались вглубь страны. В начале июля в Бердичеве началась эвакуация, но заботясь в первую очередь о судьбе промышленных предприятий городская власть практически ничего не делала для эвакуации мирного населения города. В первую очередь эвакуировалось промышленное оборудование заводов и фабрик, а также семьи партийных работников, судей, работников радиоузла и редакции газеты "Советский путь". Стихийная эвакуация началась уже под бомбардировками немецкой авиации, но покинуть город до оккупации смогла лишь часть бердичевлян. 8 июля гитлеровские войска полностью захватили город, который 911 дней находился во власти немецко-фашистских захватчиков и этот период стал самым трагичным за всю историю города.
17. Немецкие танки на улицах Бердичева.
С захватом Бердичева немцы сразу занялись "окончательным решением еврейского вопроса". В Бердичеве было создано еврейское гетто и 25 августа началось массовое уничтожение еврейского населения. Самая массовая казнь была проведена 15-16 сентября 1941 года - за один день было уничтожено 12 000 евреев. Всего же с июля до 2 ноября 1941 года было расстреляно 18 640 мирных жителей еврейской национальности. Эта трагедия стала первым массовым геноцидом еврейского населения, осуществленного гитлеровцами в Европе. Кроме уничтожения жителей города еврейской национальности, гитлеровцы уничтожили все синагоги в Бердичеве, оставив от самых уцелевших лишь стены. В 1942 году уничтожение евреев в Бердичеве продолжилось: были расстреляны 700 подростков и девочек, согнанных в Бердичев с окрестных сел а также около 300 евреев-высококлассных специалистов.
18. 6 августа 1941 года Бердичев посетил Адольф Гитлер где провел совещание штаба группы армий "ЮГ". Совещание проходило в помещении в котором сегодня находится школа №3. Сохранился архивный снимок запечатливший Гитлера в Бердичеве в момент выхода из помещения школы. После совещания Гитлер направился в здание Красного Креста (сегодня это здание Укртелекома), где состоялся торжественный прием в честь румынского диктатора Йона Антонеску на котором Гитлер вручил диктатору высокую награду - Рыцарский Крест.
Красная армия полностью овладела Бердичевом 5 января 1944 года. В боях за Бердичев погибло 1120 советских войнов и 3500 немцев. Войдя в город, освободители увидели страшную картину - город лежал в руинах: были полностью уничтожены 449 домов, вокзал с прилегающей инфраструктурой и путями, от крепости и промышленных предприятий остались руины.
19. Руины бердичевской аптеки №1 на улице Карла-Либкнехта - главной улице города, 1947 год.
20. Все, что осталось от Бердичевского вокзала.
За время немецкой оккупации в Бердичеве было уничтожено в общей сумме 38 536 человек, большая часть которых были убиты лишь за то, что были евреями. Кроме граждан еврейской национальности в Бердичеве было расстреляно 7590 советских военнопленных солдат и командиров. В январе 1944 года, после освобождения Бердичева от фашистов, в городе проживало всего 18 000 человек, из которых всего 15 евреев.
В освобожденном городе жизнь быстро вошла в свое русло, в кратчайшие сроки было полностью восстановлено производство и жилой фонд, возобновилась учеба в школах и училищах. Началась постройка нового жилья. В 1950 году начинаются работы по газификации города и в ближайшие годы газифицируются все центральные улицы. Также на газ переходит самое крупное предприятие Бердичева - машиностроительный завод "Прогресс", чья продукция уже в 1955 году в 10 раз превысила довоенный уровень, бурно развиваются и другие предприятия Бердичева.
21. Один из послевоенных домов, построенных для рабочих машиностроительного завода "Прогресс", фото 1953 года.
В декабре 1955 года после восьми лет строительных работ начинает работать новый железнодорожный вокзал. Это самое красивое здание, что было построено в Бердичеве за почти 70 лет советской власти. Вот только построен вокзал был по готовому проекту, по которому также были построены вокзалы в украинских городах Мироновке и Конотопе, а также и в городе Йошкар-Ола, что в российской Республике Марий Эл. Вокзалы в Конотопе и Йошкар-Ола отличаются лишь наличием второго крыла здания. В 1964 году электрифицируют железнодорожную линию, проходящую через Бердичев и паровозы вытесняются электровозами, что способствует увеличению грузопотоков на железной дороге.
22. Новый бердичевский вокзал.
23. В 1959-1965 годах в Бердичеве начинается массовое жилищное строительство хрущевок, в то же время историческая застройка города, которая формировала облик Бердичева последние сто лет безжалостно сносится и на месте еврейских особняков вырастают безликие коробки-пятиэтажки.
24. Хрущевки начинают наступление на историческую застройку.
В начале 1970-х в центре города сносят одно из старейших зданий города - дворец Радзивиллов и на его месте строят безликую коробку городского исполнительного комитета с площадью на которой в 1982 году устанавливают памятник Ленину.
25. Дворец Радзивиллов - владельцев Бердичева, построен во второй половине 18-го века в стиле позднего классицизма, снесен в начале 1970-х по причине аварийного состояния.
26. На месте дворца был построен такой вот "шедевр" советской архитектуры, в котором и сейчас находится городское управление.
27. Еще одно старейшее здание города, снесенное в середине 1970х - дом, в котором какое-то время жил украинский гетман Иван Мазепа. Дом был построен во второй половине 17-го века и именно в нем в 1704 году произошел арест казацкого полковника Семена Палия. Причина сноса та же - аварийное состояние здания. На этом месте в 1986 году был построен ресторан "Сказка".
28. В 1973 году исторический облик города постигает еще одна утрата - сносят один из символов Бердичева - водонапорную башню в центре. Причина сноса - ненадобность, так как город теперь оснащается водой централизовано с новопостроенной насосной станции.
В результате такого массового сноса исторической застройки в 1970-е, Бердичев окончательно теряет облик еврейского местечка и превращается в один из типичных советских городов.
В течении 1950-1970 гг Бердичев становится городом с крупным военным гарнизоном: из 70 000 населения, военные составляют 12 000 - 15 000. Но к середине 90-х город теряет статус большого военного города в связи с массовым сокращением армии.
29. В 1980 году через Бердичев прошел путь Олимпийского огня, который символизировал начало проведения ХХІІ Олимпийских игр в Москве. Путь Олимпийского огня проходил через весь город и был длиной 12 км. В эстафете участвовали 12 выдающихся спортсменов города, каждый из которых нес Олимпийский огонь на километровом участке в сопровождении двух других спортсменов.
В 1980-х годах в городе практически прекращается еврейская культурная жизнь, которая тихо теплилась с послевоенного времени. Количество евреев в городе постепенно уменьшается: по переписи населения 1979 года в Бердичеве проживало 4637 евреев (5,8% населения города), перепись населения 1989 года зарегистрировала 3512 евреев (3,9%) из которых большинство было ассимилированы: из тысячи особ еврейской национальности в 1989 году лишь 117 считали родным языком идиш, 858 считали родным языком русский. В 1988 году возобновилась репатриация еврейского населения в Израиль и США и к 1995 году в Бердичеве жило всего 800 евреев (0,8% населения города). Сегодня это число намного меньше.
Пика населенности Бердичев достиг в 1994 году, в это время тут проживало 97 000 человек - исторический рекорд, после чего население постоянно уменьшалось и в 2011 году составляло лишь 79 000 человек. Причины оттока - сокращение военного контингента в середине 1990-х привело к тому, что многие семьи военнослужащих возвращались на свои исторические родины - другие постсоветские республики, в частности в Россию. Кроме этого тяжелое экономическое положение и безработица в стране в 1990-е годы приводит к массовой миграции трудоспособного населения на Запад: в Испанию, Португалию, Германию.
В связи с катастрофичной нехваткой денег в бердичевском бюджете в 1990-е годы жилищное строительство в городе останавливается а жилой фонд не поддерживается должным образом. Много домов, особенно дореволюционной постройки, приходят в аварийное состояние, что приводит к трагедии: в марте 1996 года в центре города обрушивается часть дореволюционного дома по улице Свердлова. В результате пять человек погибло, двоим чудом удалось спасти. Причиной обрушения дома стали обширные подземные погреба под домами, бывшие в прошлом частью бердичевских подземелий. Весной погреба начали подтапливать грунтовые воды, что привело к нарушению жесткости ветхой конструкции дома и обвалу. После катастрофы жители этого и соседнего дома были отселены, а дома снесены.
30. Обвалившийся дом (на переднем плане) и примыкающий к нему соседний были снесены в ближайшие месяцы после катастрофы.
31. Снос аварийных домов на ул. Свердлова, лето 1996 года.
Трагедия мая 1996 года побуждает власть к сносу прочих домов дореволюционной постройки, капитальным ремонтом которых никто не занимался после революции 1917-го года, что привело их к аварийному состоянию. Этой же весной 1996 года принимается решение про закрытие средней школы №9, расположенной в построенном в 1912 году доме, в котором до революции находилась мужская гимназия Шварцмана. В августе 1997 года дом был снесен и на его месте построили автозаправочную станцию.
32. Мужская гимназия Шварцмана (трехэтажное здание в центре кадра), фото 1913 года.
33. Через год в 1998 году по причине аварийности сносится комплекс жилых домов на пересечении улицы Ленина и площади Соборной. До революции тут находился Российско-Французский банк. Фото 1913 года.
34. А так этот комплекс выглядел во время сноса в 1998 году. Сейчас на этом месте находится пустырь с каркасом недостроенного торгового центра.
35. Бердичев продолжает терять остатки своей исторической застройки и в новом веке. Так в 2012 году на площади Соборной в центре города был снесен по причине аварийности очередной дом, построенный в конце 19-го века. На этом фото начала ХХ века этот дом находится сразу за башней.
36. Так он выглядел в последние годы перед сносом:
источник: http://photohunt.org.ua/Berdichev.html
37. А так во время сноса в 2012 году:
источник: http://belcantante.livejournal.com/68971.html
38. Сегодня тут в самом центре города пустырь, который выглядит вот так. Вероятней всего в ближайшие годы тут вырастет очередной уродливый торговый центр, облицованный китайским пластиком, вроде тех, что находятся по соседству с пустырем.
Думаю теперь вы понимаете, почему я не могу без горечи смотреть фотографии того Бердичева, от которого сегодня практически ничего не осталось. За последние сто лет ни одна бердичевская власть не озаботилась сохранением исторического наследия города. Самое печальное, что "тот" Бердичев уничтожили не войны, не революции, а банальное наплевательское отношение к архитектуре и истории своего города, как властей так и жителей. Большинство самых красивых и исторически ценных зданий города были снесены просто потому, что об их реставрации в советское время никто и не задумывался, капитальные ремонты не проводились, а когда здание ветшало настолько, что становилось аварийным, его просто сносили и на его месте возводили что-то современное и унылое под стать эпохе.
С обретением Украиной независимости, отношение к исторической архитектуре в Бердичеве не поменялось и запятая во фразе "сносить нельзя реставрировать" как ставилась в советское время, так и продолжает ставится в наше время всегда после первого слова. Можно сколько угодно винить во всем власти, но справедливости ради стоит признать, что жителям Бердичева на облик города как и на сохранность его истории также глубоко плевать.
Современный бердичевлянин не особо проникается проблемой исчезновения исторической архитектуры города. Этот вопрос беспокоит может лишь десяток краеведов да еще стольких же неравнодушных, остальным же 99,99% бердичевлян нет совершенно никакого дела до исчезновения городской истории, которая тает буквально на глазах.
Несмотря на такое положение дел, в Бердичеве пока еще есть что посмотреть любителю истории и архитектуры. Я уже делал обзорную статью, посвященную сохранившимся еврейским особнякам, которые пока еще в изобилии присутствуют на улицах города. А в следующих двух постах мы прогуляемся по летнему Бердичеву и посмотрим, как выглядит Бердичев сегодня и что в нем можно посмотреть путнику, оказавшемуся случайно или целенаправленно в этом уютном городке с таким богатым прошлым.
При написании статьи использовались материалы украиноязычного сайта: http://my.berdychiv.in.ua/ - это лучший ресурс о Бердичеве, содержащий очень богатую и проверенную информацию обо всех периодах жизни города. Что немаловажно, сайт очень оперативно обновляется и регулярно дополняется.
Еще парочка отличных ресурсов о Бердичеве, откуда были взяты исторические фотографии для этого и следующих постов:
http://foto.berdychiv.in.ua - сайт содержит более 2200 исторических фотографий Бердичева, начиная с конца 19-го века.
http://berdicheva.net/ - регулярно обновляемый ресурс, содержащий как много исторических фотографий, так и огромное количество исторической и художественной литературы о Бердичеве. Просто кладезь информации для краеведа.
Сперва я хотел написать один пост с фотографиями моей прогулки по Бердичеву, затем добавил в него исторических фотографий и ретроспектив и пост пришлось разбить на две части. Когда я начал писать про историю города, я понял, что рассказать ее в двух абзацах не получится и один лишь исторический материал тянет на отдельный пост. Таким образом про Бердичев будет три поста: в этом посте я расскажу про историю города и он будет состоять лишь из исторических фотографий, во втором и третьем постах я покажу центральные улицы города, его детали и основные достопримечательности.
01. Когда я просматриваю старые фотографии Бердичева, меня не покидает ощущение безвозвратной утраты. На многочисленных фотографиях начала ХХ века я вижу прекрасный европейский город, который мог бы стать туристической жемчужиной Полесья, если бы не катастрофы ХХ века и бездарное руководство, практически полностью уничтожившие тот Бердичев, каким его еще видела моя бабушка.
История Бердичева очень богата и про нее можно написать десяток постов, я же постараюсь уместить в одном посте лишь самое основное, сделав акцент на наиболее важных событиях бердичевской истории.
Первое письменное упоминание города Бердичева датируется 1545 годом, когда Бердичев был упомянут в переписи населенных пунктов, принадлежащих Василию Тышкевичу - представителю одного из богатейших графских родов Великого княжества Литовского. В 1569 году после объединения Польши и Литвы в Речь Посполитую, Бердичев оказался в составе этого государства и пробыл в нем до 1793 года. В этот период население города находилось под сильным польско-католическим влиянием во всех сферах жизни. 17-й век был очень трудным для этого края: постоянные боевые действия украинского казачества, польских и российских войск, эпидемии болезней, голод и набеги татар регулярно опустошали регион. Несколько раз Бердичев подвергался полному уничтожению: в 1654 году в результате войны, голода и чумы город был полностью опустошен, а в 1695 году Бердичев спалила крымская орда.
Несмотря на все, Бердичев к концу 18-го столетия сформировался как значительный торгово-ремесленный и культурный центр Правобережной Украины. Этому способствовало расположение города на пересечении важных торговых путей и высокий процент еврейского населения, которое в 1787 году насчитывало 1500 человек из 4000 живущих в Бердичеве
.
02. Облога бердичевской крепости-монастыря. Гравюра Т.Раковецкого, 1768 год.
В 1793 году в результате разделения Польши, Бердичев становится городом Российской империи. В этот период Бердичев превращается в один из еврейских религиозных центров. Росту еврейского населения в Бердичеве способствовал царский указ о черте оседлости, который регламентировал места компактного проживания евреев, запрещая евреям селиться по всей Российской империи. Целью царского указа была защита русских предпринимателей от еврейской конкуренции. Волынская губерния, в которую входил Бердичев, как раз стала одним из мест "черты оседлости".
03. Центр Бердичева в начале ХХ века.
В 18 веке население города стремительно растет и за период с 1800 до 1850 года увеличивается в десять раз, составляя 41 000 человек. В то время в Киеве проживало лишь 50 000 жителей. В 1845 году указом российского царя Бердичев получает статус города и на тот момент становится пятым по количеству населения городом в Украине после Киева, Харькова, Николаева и Одессы. В этом же году в Бердичеве создается городская дума и начинает работать конная почта. Большинство населения Бердичева в середине 19 века составляли евреи.
04. На переднем плане здание почтово-телеграфной конторы, взорванное советскими войсками в июле 1941 года перед немецкой оккупацией города. На заднем плане здание городской думы, построенное в 1890-х и сохранившееся до наших дней.
Получение Бердичевом статуса города в 1845 году способствовало развитию промышленности и ремесел, одних только ремесленников в городе насчитывалось около 4000. Также Бердичев того времени приобретает славу столицы контрабанды, чему способствовала система подземных ходов, связывающая погреба и подвалы. Они были созданы еще во времена татарских набегов и в 19 веке катакомбы приспособили под подземные склады. В 1867 правительство поручило исследовать систему катакомб и после двух лет исследовательских работ был составлен детальный план подземного Бердичева. Всего было обнаружено 78 подземных помещений, часть которых были многоуровневые и 130 подземных ходов, связывающих подземелья в единую сеть.
05. Бердичев в начале ХХ столетия. В нижней части фотографии справа находится крепость-монастырь Босых кармелитов, о которой я писал подробный пост. В центре кадра видна вторая доминанта города - Успенский собор, построенный в 1837 году и взорванный в 1936 году коммунистами.
В 1870 году Бердичев соединяется железнодорожным сообщением с Казатином, что дает очередной толчок развитию промышленности города. В 1876 году линию продолжают до Хмельницкой области и торжественно открывают пассажирское сообщение.
06. Бердичевский железнодорожный вокзал, построен в 1874 году и полностью уничтожен немцами во время бомбардировки в 1944 году.
07. Бердичевский вокзал, фото с дирижабля, 1912 год.
Благодаря железной дороге в Бердичеве начиная с 1870-х годов создается ряд предприятий, которые стали экономической основой Бердичева в следующие сто и более лет, таких как: кожевенный завод в то время крупнейший на Украине, чья продукция во время Первой мировой покрывала пятую часть потребностей российской армии; два крупных сахарных завода; механический и чугунолитейный завод, производивший сельскохозяйственную технику. В 1896 году механический и сталелитейный завод стал называться "Прогресс" и в ходе истории производил самую разную машиностроительную продукцию. Завод "Прогресс" смог пережить распад СССР и сохранить производство вплоть до нашего времени.
08. Механический и сталелитейный завод "Прогресс", начало ХХ века.
Учитывая торговое значение Бердичева, в 1869 году через город проложили самую длинную в мире трансконтинентальную линию Англо-Индийского телеграфа, соединяющую Лондон с Калькуттой. Линия проходила по трассе Бомбей-Калькутта-Карачи-Бушир-Тегеран-Ереван-Тифлис-Сухуми-Керчь-Одесса-Бердичев-Житомир-Варшава-Берлин-Лондон. Строительством линии управляли предприниматели немецкой фирмы "Siemens & Halske", а территория на которой располагались телеграфные столбы и хозяйство вплоть до 1917 года принадлежала Англии. Линия успешно действовала до 1931 года.
В 1892 году в Бердичеве открывают конку (конно-железную городскую дорогу) которая состояла из единственного маршрута длиною 3 км и проходила по главной улице города - Белопольской от вокзала до крепости-монастыря Босых кармелитов. В 1913 году планировалась электрификация конки, но планам помешала война. В 1921 году конку окончательно ликвидировали, пути частично разобрали а частично заасфальтировали.
09. Конка на улице Белопольской. На заднем плане здание коммерческого училища, построенного в Бердичеве в 1908 году. Здание сохранилось до наших дней и сегодня тут находится педагогическое училище.
В октябре 1898 года в Бердичеве появился водопровод, построенный акционерным обществом "Общество Бердичевского Водоснабжения". В это же время в центре города на Соборной площади строится водонапорная башня, ставшая своеобразным символом города. Бердичевский водопровод по оборудованию, экономичности и качеству воды считался в то время лучшим в регионе.
10. Водонапорная башня на Соборной площади, начало ХХ века.
В 1891 году в Бердичеве появилась телефонная линия, которая была необходимостью для успешного развития торгового бизнеса. Первыми абонентами телефонной линии стали городская дума, полицейский участок, несколько банков, типография, пивоварный завод, парочка ресторанов и парк отдыха.
В 1899 году бердичевская управа получила разрешение киевского губернатора на организацию в городе электрического освещения улиц. Через год была построена первая городская электростанция и центральные улицы города, а также дома зажиточных бердичевлян получили электрическое освещение а предприятия электроэнергию.
В 1910 году Россия покупает у немецкой компании Luftfahrzeug GmbH дирижабль Parseval PL-7, который назвали "Гриф". С 1912 года дирижабль дислоцировался в воздухоплавательной роте в Бердичеве и размещался в специальном ангаре-эллинге, что дало название целому району города, который до сих пор так и называется "Эллинг". Это район военных городков, где прошли мои детство и юность, я писал о нем отдельный пост. Кроме военных дирижаблем пользовались также фотографы, благодаря чему до нашего времени сохранились фотографии Бердичева с высоты птичьего полета.
11. Дирижабль "Гриф" рядом с ангаром-эллингом в Бердичеве.
12. Центр Бердичева в 1912 году. На фото запечатлен полет дирижабля "Гриф". Также на фотографии присутствуют рельсы и вагончики конки и опоры линии электропередач.
К концу 19-го века Бердичев окончательно становится еврейским городом, а часть евреев в составе населения достигает своего исторического максимума - 80%. В 1884 году в Бердичеве насчитывалось 77823 жителя из которых 62366 были евреями. В то время в Бердичеве издавались много различных газет на языке идиш. К началу ХХ века Бердичев стает одним из крупнейших центров сионистского движения. В 1915 году царским правительством ликвидируется черта оседлости и евреи получают право селиться в любых городах Российской империи без ограничений. Это привело к оттоку части евреев из Бердичева, которые покинули город в поисках лучшей жизни.
13. Еврейский Бердичев начала ХХ века. На заднем плане здание хоральной синагоги, о нем я подробно расскажу в третьей части рассказа о родном городе. В то время в Бердичеве действовало около 80 синагог. Как можно заметить на этой и прочих фотографиях того времени практически все вывески гешефтов носят еврейские фамилии.
Тяжелым временем для города стала Гражданская война, так в период с 1917 по 1922 годы население Бердичева уменьшилось с 76 000 человек до 43000. За время Гражданской войны Бердичев неоднократно переходил из рук в руки, будучи захваченным то войсками УНР, то большевиками. И те и другие учиняли в Бердичеве еврейские погромы, сопровождавшиеся грабежами, убийствами и изнасилованиями. По переписи 1926 года еврейское население Бердичева составляло уже не 80% а лишь половину.
В результате Гражданской войны в 1922 году в Бердичеве окончательно утвердилась власть большевиков. Укрепившись, большевики начали перекраивание общественной жизни города и страны. В Бердичеве одна за другой закрываются церкви, костел Босых кармелитов и большинство из 80-ти синагог. Церковные ценности были разграблены, колокола демонтированы и сданы на металл, а сами помещения церквей постепенно приходили в запустение. Апофеозом наступления на религию в Бердичеве стало уничтожение в 1936 году советской властью архитектурной жемчужины города - Успенского собора, который был взорван зарядом динамита.
14. Так выглядел Успенский собор и соборная площадь в начале ХХ века.
С приходом новой власти начинается массовое переименование улиц и площадей в честь идеологов и деятелей революции. Дошло до того, что в 1927 году на повестку дня было вынесено предложение по переименованию Бердичева в Сахарозаводск, но, к счастью, предложение не получило поддержки.
Вместе с тем новая власть занимается активным восстановлением промышленности, образования и возобновляет культурную жизнь в городе, прерванную Гражданской войной. В Бердичеве действуют 14 школ из которых 6 были украинскими, 4 еврейскими, 2 польскими и 2 русскими. Кроме этого в Бердичеве были созданы 12 школ ликвидации неграмотности, несколько училищ, техникумов и профшкол а также множество культурно-образовательных заведений и библиотек. Согласно ленинской национальной политике, народы населяющие СССР получили гораздо больше свобод, чем имели в составе Российской империи, что увеличило сторонников советской власти. Таким образом вплоть до середины 30-х идиш наравне с украинским и русским языками был признан официальным языком во многих госучреждениях, на нем проводилось обучение в школах и училищах, выходило несколько газет и даже функционировал единственный в Украине суд с делопроизводством на идиш.
15. Первомайская демонстрация на Соборной площади в Бердичеве, 1918 год. Большинство транспарантов на идиш.
Ситуация в культурно-образовательной сфере ухудшается в 1930-е годы, когда на смену политики поддержки национальных меньшинств приходит сталинская политика русификации. Голодомор 1932-33 годов не обошел стороной и Бердичев, в котором от голода погибло по разным оценкам от 2 до 5 тысяч человек. Точное количество погибших установить трудно, потому что все документы об этом трагическом периоде были уничтожены. В 1936-1938 годах по Советскому союзу проносится волна репрессий, в одном только Бердичеве были репрессированы в 1937-1938 годах 3115 человек. Таким образом количество еврейского населения в составе жителей уменьшается еще больше и по переписи 1939 года составляет 23266 человек (37,5% от общего числа жителей). Репрессии коснулись всех сфер жизни города. Так в 1938 году были арестованы все работники конторы связи. Дошло до того, что некому стало работать на телеграфных аппаратах и передавать телеграммы. Тогда управление конторы нашло и пригласило на работу старика, который еще до революции работал телеграфистом, но и его вскоре арестовали.
16. Открытие памятника Ленину в Бердичеве 7 ноября 1925 года.
Несмотря на репрессии, город жил своей жизнью. Перед войной тут насчитывалось 75 000 жителей, действовало 39 промышленных предприятий в числе которых самый крупный в Украине кожевенный завод и два крупных машиностроительных завода. По сравнению с дореволюционным периодом, на очень хорошем уровне находилась система здравоохранения, в городе действовали десятки лечебных учреждений, хорошо развивалось образование, бурлила культурная жизнь.
Но в 1941 году мирный быт Бердичева прервала война.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия объявила войну СССР и немецкие войска стремительно продвигались вглубь страны. В начале июля в Бердичеве началась эвакуация, но заботясь в первую очередь о судьбе промышленных предприятий городская власть практически ничего не делала для эвакуации мирного населения города. В первую очередь эвакуировалось промышленное оборудование заводов и фабрик, а также семьи партийных работников, судей, работников радиоузла и редакции газеты "Советский путь". Стихийная эвакуация началась уже под бомбардировками немецкой авиации, но покинуть город до оккупации смогла лишь часть бердичевлян. 8 июля гитлеровские войска полностью захватили город, который 911 дней находился во власти немецко-фашистских захватчиков и этот период стал самым трагичным за всю историю города.
17. Немецкие танки на улицах Бердичева.
С захватом Бердичева немцы сразу занялись "окончательным решением еврейского вопроса". В Бердичеве было создано еврейское гетто и 25 августа началось массовое уничтожение еврейского населения. Самая массовая казнь была проведена 15-16 сентября 1941 года - за один день было уничтожено 12 000 евреев. Всего же с июля до 2 ноября 1941 года было расстреляно 18 640 мирных жителей еврейской национальности. Эта трагедия стала первым массовым геноцидом еврейского населения, осуществленного гитлеровцами в Европе. Кроме уничтожения жителей города еврейской национальности, гитлеровцы уничтожили все синагоги в Бердичеве, оставив от самых уцелевших лишь стены. В 1942 году уничтожение евреев в Бердичеве продолжилось: были расстреляны 700 подростков и девочек, согнанных в Бердичев с окрестных сел а также около 300 евреев-высококлассных специалистов.
18. 6 августа 1941 года Бердичев посетил Адольф Гитлер где провел совещание штаба группы армий "ЮГ". Совещание проходило в помещении в котором сегодня находится школа №3. Сохранился архивный снимок запечатливший Гитлера в Бердичеве в момент выхода из помещения школы. После совещания Гитлер направился в здание Красного Креста (сегодня это здание Укртелекома), где состоялся торжественный прием в честь румынского диктатора Йона Антонеску на котором Гитлер вручил диктатору высокую награду - Рыцарский Крест.
В октябре 1942 года через Житомирскую область и в частности Бердичев фирмой "Сименс" строится подземная кабельная линия - главный телефонный кабель военного командования, который соединял Берлин со штаб-квартирою рейхсфюрера СС Гимлера под Житомиром и ставкой Гитлера "Вервольф" под Винницой. Кабель был бронированным и информация о нем была засекречена, а прокладка велась ночью под прикрытием. Кабель был настолько надежен, что с помощью его в послевоенное время бесперебойно обеспечивалась междугородняя телефонно-телеграфная связь между Бердичевом и Житомиром вплоть до середины 2005 года и лишь в июне 2006 он был выведен из эксплуатации.
Красная армия полностью овладела Бердичевом 5 января 1944 года. В боях за Бердичев погибло 1120 советских войнов и 3500 немцев. Войдя в город, освободители увидели страшную картину - город лежал в руинах: были полностью уничтожены 449 домов, вокзал с прилегающей инфраструктурой и путями, от крепости и промышленных предприятий остались руины.
19. Руины бердичевской аптеки №1 на улице Карла-Либкнехта - главной улице города, 1947 год.
20. Все, что осталось от Бердичевского вокзала.
За время немецкой оккупации в Бердичеве было уничтожено в общей сумме 38 536 человек, большая часть которых были убиты лишь за то, что были евреями. Кроме граждан еврейской национальности в Бердичеве было расстреляно 7590 советских военнопленных солдат и командиров. В январе 1944 года, после освобождения Бердичева от фашистов, в городе проживало всего 18 000 человек, из которых всего 15 евреев.
В освобожденном городе жизнь быстро вошла в свое русло, в кратчайшие сроки было полностью восстановлено производство и жилой фонд, возобновилась учеба в школах и училищах. Началась постройка нового жилья. В 1950 году начинаются работы по газификации города и в ближайшие годы газифицируются все центральные улицы. Также на газ переходит самое крупное предприятие Бердичева - машиностроительный завод "Прогресс", чья продукция уже в 1955 году в 10 раз превысила довоенный уровень, бурно развиваются и другие предприятия Бердичева.
21. Один из послевоенных домов, построенных для рабочих машиностроительного завода "Прогресс", фото 1953 года.
В декабре 1955 года после восьми лет строительных работ начинает работать новый железнодорожный вокзал. Это самое красивое здание, что было построено в Бердичеве за почти 70 лет советской власти. Вот только построен вокзал был по готовому проекту, по которому также были построены вокзалы в украинских городах Мироновке и Конотопе, а также и в городе Йошкар-Ола, что в российской Республике Марий Эл. Вокзалы в Конотопе и Йошкар-Ола отличаются лишь наличием второго крыла здания. В 1964 году электрифицируют железнодорожную линию, проходящую через Бердичев и паровозы вытесняются электровозами, что способствует увеличению грузопотоков на железной дороге.
22. Новый бердичевский вокзал.
23. В 1959-1965 годах в Бердичеве начинается массовое жилищное строительство хрущевок, в то же время историческая застройка города, которая формировала облик Бердичева последние сто лет безжалостно сносится и на месте еврейских особняков вырастают безликие коробки-пятиэтажки.
24. Хрущевки начинают наступление на историческую застройку.
В начале 1970-х в центре города сносят одно из старейших зданий города - дворец Радзивиллов и на его месте строят безликую коробку городского исполнительного комитета с площадью на которой в 1982 году устанавливают памятник Ленину.
25. Дворец Радзивиллов - владельцев Бердичева, построен во второй половине 18-го века в стиле позднего классицизма, снесен в начале 1970-х по причине аварийного состояния.
26. На месте дворца был построен такой вот "шедевр" советской архитектуры, в котором и сейчас находится городское управление.
27. Еще одно старейшее здание города, снесенное в середине 1970х - дом, в котором какое-то время жил украинский гетман Иван Мазепа. Дом был построен во второй половине 17-го века и именно в нем в 1704 году произошел арест казацкого полковника Семена Палия. Причина сноса та же - аварийное состояние здания. На этом месте в 1986 году был построен ресторан "Сказка".
28. В 1973 году исторический облик города постигает еще одна утрата - сносят один из символов Бердичева - водонапорную башню в центре. Причина сноса - ненадобность, так как город теперь оснащается водой централизовано с новопостроенной насосной станции.
В результате такого массового сноса исторической застройки в 1970-е, Бердичев окончательно теряет облик еврейского местечка и превращается в один из типичных советских городов.
В течении 1950-1970 гг Бердичев становится городом с крупным военным гарнизоном: из 70 000 населения, военные составляют 12 000 - 15 000. Но к середине 90-х город теряет статус большого военного города в связи с массовым сокращением армии.
29. В 1980 году через Бердичев прошел путь Олимпийского огня, который символизировал начало проведения ХХІІ Олимпийских игр в Москве. Путь Олимпийского огня проходил через весь город и был длиной 12 км. В эстафете участвовали 12 выдающихся спортсменов города, каждый из которых нес Олимпийский огонь на километровом участке в сопровождении двух других спортсменов.
В 1980-х годах в городе практически прекращается еврейская культурная жизнь, которая тихо теплилась с послевоенного времени. Количество евреев в городе постепенно уменьшается: по переписи населения 1979 года в Бердичеве проживало 4637 евреев (5,8% населения города), перепись населения 1989 года зарегистрировала 3512 евреев (3,9%) из которых большинство было ассимилированы: из тысячи особ еврейской национальности в 1989 году лишь 117 считали родным языком идиш, 858 считали родным языком русский. В 1988 году возобновилась репатриация еврейского населения в Израиль и США и к 1995 году в Бердичеве жило всего 800 евреев (0,8% населения города). Сегодня это число намного меньше.
Пика населенности Бердичев достиг в 1994 году, в это время тут проживало 97 000 человек - исторический рекорд, после чего население постоянно уменьшалось и в 2011 году составляло лишь 79 000 человек. Причины оттока - сокращение военного контингента в середине 1990-х привело к тому, что многие семьи военнослужащих возвращались на свои исторические родины - другие постсоветские республики, в частности в Россию. Кроме этого тяжелое экономическое положение и безработица в стране в 1990-е годы приводит к массовой миграции трудоспособного населения на Запад: в Испанию, Португалию, Германию.
В связи с катастрофичной нехваткой денег в бердичевском бюджете в 1990-е годы жилищное строительство в городе останавливается а жилой фонд не поддерживается должным образом. Много домов, особенно дореволюционной постройки, приходят в аварийное состояние, что приводит к трагедии: в марте 1996 года в центре города обрушивается часть дореволюционного дома по улице Свердлова. В результате пять человек погибло, двоим чудом удалось спасти. Причиной обрушения дома стали обширные подземные погреба под домами, бывшие в прошлом частью бердичевских подземелий. Весной погреба начали подтапливать грунтовые воды, что привело к нарушению жесткости ветхой конструкции дома и обвалу. После катастрофы жители этого и соседнего дома были отселены, а дома снесены.
30. Обвалившийся дом (на переднем плане) и примыкающий к нему соседний были снесены в ближайшие месяцы после катастрофы.
31. Снос аварийных домов на ул. Свердлова, лето 1996 года.
Трагедия мая 1996 года побуждает власть к сносу прочих домов дореволюционной постройки, капитальным ремонтом которых никто не занимался после революции 1917-го года, что привело их к аварийному состоянию. Этой же весной 1996 года принимается решение про закрытие средней школы №9, расположенной в построенном в 1912 году доме, в котором до революции находилась мужская гимназия Шварцмана. В августе 1997 года дом был снесен и на его месте построили автозаправочную станцию.
32. Мужская гимназия Шварцмана (трехэтажное здание в центре кадра), фото 1913 года.
33. Через год в 1998 году по причине аварийности сносится комплекс жилых домов на пересечении улицы Ленина и площади Соборной. До революции тут находился Российско-Французский банк. Фото 1913 года.
34. А так этот комплекс выглядел во время сноса в 1998 году. Сейчас на этом месте находится пустырь с каркасом недостроенного торгового центра.
35. Бердичев продолжает терять остатки своей исторической застройки и в новом веке. Так в 2012 году на площади Соборной в центре города был снесен по причине аварийности очередной дом, построенный в конце 19-го века. На этом фото начала ХХ века этот дом находится сразу за башней.
36. Так он выглядел в последние годы перед сносом:
источник: http://photohunt.org.ua/Berdichev.html
37. А так во время сноса в 2012 году:
источник: http://belcantante.livejournal.com/68971.html
38. Сегодня тут в самом центре города пустырь, который выглядит вот так. Вероятней всего в ближайшие годы тут вырастет очередной уродливый торговый центр, облицованный китайским пластиком, вроде тех, что находятся по соседству с пустырем.
Думаю теперь вы понимаете, почему я не могу без горечи смотреть фотографии того Бердичева, от которого сегодня практически ничего не осталось. За последние сто лет ни одна бердичевская власть не озаботилась сохранением исторического наследия города. Самое печальное, что "тот" Бердичев уничтожили не войны, не революции, а банальное наплевательское отношение к архитектуре и истории своего города, как властей так и жителей. Большинство самых красивых и исторически ценных зданий города были снесены просто потому, что об их реставрации в советское время никто и не задумывался, капитальные ремонты не проводились, а когда здание ветшало настолько, что становилось аварийным, его просто сносили и на его месте возводили что-то современное и унылое под стать эпохе.
С обретением Украиной независимости, отношение к исторической архитектуре в Бердичеве не поменялось и запятая во фразе "сносить нельзя реставрировать" как ставилась в советское время, так и продолжает ставится в наше время всегда после первого слова. Можно сколько угодно винить во всем власти, но справедливости ради стоит признать, что жителям Бердичева на облик города как и на сохранность его истории также глубоко плевать.
Современный бердичевлянин не особо проникается проблемой исчезновения исторической архитектуры города. Этот вопрос беспокоит может лишь десяток краеведов да еще стольких же неравнодушных, остальным же 99,99% бердичевлян нет совершенно никакого дела до исчезновения городской истории, которая тает буквально на глазах.
Несмотря на такое положение дел, в Бердичеве пока еще есть что посмотреть любителю истории и архитектуры. Я уже делал обзорную статью, посвященную сохранившимся еврейским особнякам, которые пока еще в изобилии присутствуют на улицах города. А в следующих двух постах мы прогуляемся по летнему Бердичеву и посмотрим, как выглядит Бердичев сегодня и что в нем можно посмотреть путнику, оказавшемуся случайно или целенаправленно в этом уютном городке с таким богатым прошлым.
При написании статьи использовались материалы украиноязычного сайта: http://my.berdychiv.in.ua/ - это лучший ресурс о Бердичеве, содержащий очень богатую и проверенную информацию обо всех периодах жизни города. Что немаловажно, сайт очень оперативно обновляется и регулярно дополняется.
Еще парочка отличных ресурсов о Бердичеве, откуда были взяты исторические фотографии для этого и следующих постов:
http://foto.berdychiv.in.ua - сайт содержит более 2200 исторических фотографий Бердичева, начиная с конца 19-го века.
http://berdicheva.net/ - регулярно обновляемый ресурс, содержащий как много исторических фотографий, так и огромное количество исторической и художественной литературы о Бердичеве. Просто кладезь информации для краеведа.
Свежие комментарии