Демурин всю жизнь доказывал свою преданность, Стрельников вышел с «открытой» грудью на переговоры к китайцам, Дудкин стал кавалером ордена Славы в 19 лет. Эти и многие другие люди стали символами и олицетворением подвига, память о которых хранится и будет продолжаться долгие годы. На их основе создан мощный духовный пласт для всех последующих поколений.
Он сражался за свою Родину
Снова ездила в свою любимую Целину. Когда мы шли по улицам, сворачивая то в один, то другой переулок, сотрудники краеведческого музея называли эти улицы не просто так, а с особой теплотой и попутно рассказывали о судьбе каждого человека, именем которого названы улицы небольшого донского посёлка, в котором живёт память о прошлом и бережно хранится потомками.
Мы идёт по улице имени Демурина. Привычное, на слуху, название. А вот о ком идёт речь, что это за человек, знают немногие. Задавшись целью, перевернула материалы в местном архиве, обратилась за помощью к коллегам из Сальского района. И вот что мне удалось узнать.
Необычная и трагичная судьба одного из легендарных командиров Советской Армии, который, как свидетельствуют очевидцы, проявлял удивительную храбрость в боях.
В.Я. Кочнев, капитан в отставке, ветеран 156-1 стрелковой бригады, написал статью под названием «Боевой комбриг» (о Григории Фёдоровича Демурине):
«Григорий Фёдорович Демурин был комбригом 156-й отдельной стрелковой, освобождавший Сальск и Целинский район тоже и погибший в наших степях. Полковник Демурин — профессиональный военный. Вся его сознательная жизнь связана с Красной Армией. В незабываемом 1919 году, когда отец-партизан ещё громил басмачей, Григорий Фёдорович стал курсантом Ташкентского военно-объединенного училища им В.И. Ленина. Тогда ему было 17 лет. Служил в первом горно-стрелковом полку под Ашхабадом, в пограничных городах Джаркенте и Термезе. В 1937-1940 годах в звании майора читал тактику в том же военно-объединённом училище, одновременно обучался в военной академии РККА им. М.В. Фрунзе.
Григорий Фёдорович был талантливым военным педагогом, широко образованным командиром. У нас есть адрес-письмо, написанное еще в 1925 г. молодыми бойцами, в котором они с огромной благодарностью и любовью отзываются о своем ротном — молодом командире Г.Ф. Демурине.
С первых дней Великой Отечественной в гуще грозных событий находился и Григорий Фёдорович. В июле-сентябре он формирует дивизию. В ноябре — едет на фронт. За четыре талантливо проведенных боя, в которых майор Демурин показал себя храбрым, незаурядно талантливым военачальником, ему сразу было присвоено звание полковника.
Сформировав по приказу командования бригаду, идёт с ней в самое пекло боёв, которые ведутся на Южном Фронте. Жестокие схватки и стремительные марш-броски — таков путь бригады Демурина от Астрахани до Сальских степей.
Гнали фашистов так, что письма жены никак не могли найти комбрига: каждый день менялись адреса. 20 января 1943 г. был упорный затяжной бой под конезаводом имени Будённого.
Бой начался на рассвете. Враг сопротивлялся упорно и долго. Лишь к вечеру выбили его из поселка.
А утром 22 января бойцы 152 и 156 стрелковых бригад ворвались на окраины Сальска. После освобождения нашего города части 156 стрелковой бригады двинулись в направлении Ростова. И снова бои, бои.
Особенно упорным был бой под станицей Мечётинской — последний бой комбрига Демурина. Григорий Фёдорович осматривал на бронемашине позиции, когда в небе, волна за волной, показались «Фокке-Вульфы».
Бомба взорвалась рядом с комбриговским БТР, смертельно ранила Демурина. По дороге в Сальский госпиталь он скончался».
Похоронен Г.Ф. Демурин в городе Сальске на ул. Свободы.
Есть ещё одна версия гибели Демурина.
Грани непростой судьбы героического комбрига раскрывает в своём материале «Он сражался за Родину» («Молот» №61-62 от 6 мая 2008 г.) собкор газеты Сергей Юров: «Командир полка Григорий Фёдорович Демурин освобождал сальскую землю от немецко-фашистских захватчиков и погиб в бою под посёлком Гигант (здесь вкралась ошибка — Демурин погиб под Мечётинской, а под Гигантом, скорее всего, он умер по пути в госпиталь города Сальска).
Погиб, идя в атаку в полный рост, не пригибаясь, несмотря на плотный огонь вражеской артиллерии. И был убит огромным комом мерзлой земли от разорвавшегося неподалеку снаряда».
В течение многих послевоенных десятилетий официальная пропаганда ограничивалась этой информацией о Демурине: воевал, освобождал, геройски погиб. Всё это правда. Но, как оказалось, не вся.
Почему (как станет известно впоследствии) Григорий Фёдорович в бою вёл себя так, словно это был не обычный бой, а некая «психическая атака»? Демонстрируя полнейшее презрение к смертельной опасности. В каждом бою!
Свет пролило письмо личного водителя Демурина, присланное им спустя несколько десятилетий после войны в местный краеведческий музей. Оказывается, в довоенное время Григорий Демурин был адъютантом маршала Тухачевского. После того как «врага народа» Тухачевского казнили, адъютанта «врага народа» Демурина, естественно, посадили — «за Тухачевского». Под давлением органов семья от Григория Федоровича отказалась. С первых дней войны Демурин стал писать письма с просьбой отправить его на фронт, и в конце концов ему было разрешено «смыть вину кровью».
Воевал Демурин блестяще. Был удостоен высоких боевых наград. А демонстративное его презрение к смертельной опасности водитель Демурина объяснял тем, что за спиной у Григория Фёдоровича неотступно, как тень, маячило бериевское особистское око, надзирая через прицел недоверия: «правильно» ли воюет «тухачевец»?
Было ли демонстративное это презрение полковника Демурина обращено и к ним, «смотрящим», чьи несусветные, высосанные из пальца подозрения до глубины души ранили его, боевого офицера, беззаветно преданного Родине?
Бросал ли он им некий скрытый вызов, открыто подвергая себя смертельной опасности и не боясь её, не пригибаясь даже тогда, когда страх смерти, этот первородный инстинкт самосохранения, быть может, самый сильный из всех человеческих инстинктов, должен был заставить его пригнуться? Может быть. Мы не знаем доподлинно, в письме об этом прямо не говорилось.
Самым главным на войне для него, полковника Григория Федоровича Демурина, как совершенно определённо следует из письма близко знавшего его человека, было другое. Он сражался за свою Родину! И погиб, защищая её.
Вот такая судьба — трагическая, героическая и западающая в сердце своим суровым реализмом. Увековечивать имя героя Великой Отечественной войны стали гораздо позже, более двух десятилетий спустя. Не зря улица имени Демурина появилась в посёлке Целина: именно он был комбригом 156 стрелковой части, освобождавшей Целину и район.
Событие с присвоением имени героя целинской улице, по моим расчётам, должно было произойти в конце 60-х годов, к дате 25-летия смерти героя. Этот факт мы решили проверить вместе с заведующей районным архивом — в то время — Еленой Петровной Сокиркиной, но, к сожалению, в Целинском архиве на нашли документов о дне и годе присвоения улице имени Г.Ф. Демурина. Местный краевед нашла в хозяйственных книгах Целины факты, которые добавили в наши исследования новые сведения. Как подтверждают записи в этих книгах, с 1967 (вероятно — года, когда была заложена улица) до 1970 года она называлась улицей Инкубаторной.
Но чуть позже Елена Петровна сообщила, что нашла первых жителей улицы: ими оказалась семья Александра Степановича Дерлыша — отца Людмилы Александровны Комелягиной, долгое время возглавлявшей службу юстиции в районе. Как свидетельствует дочь, её родители построили дом, который стал первым на этой улицы и заселились в него в августе 1967 года, и в домовой книге они уже были записаны, как жители улицы имени Демурина.
29-летний часовой Родины погиб 2 марта
В те годы именем Героя СССР И.И. Стрельникова назывались многие объекты: улицы, города, села, школы и т.д.
Сведения о Стрельникове я нашла в официальных источниках. Родился он 9 мая 1939 года в семье потомственных хлеборобов села Большой Хомутец Добровольского района Липецкой области. Весной 1940 года семья переехала на родину матери в Сибирь в село Любчино Оконешниковского района Омской области. В 1958 году Иван был призван на службу в пограничные войска. Отлично окончив экстерном десятилетку, высшие офицерские курсы в Москве, он в звании младшего лейтенанта был назначен заместителем начальника заставы по политчасти.
Вскоре Стрельникова назначают начальником Нижне-Михайловской заставы. Он готовился к поступлению в военную академию.
В ночь с 1 на 2 марта 1969 года вооружённый китайский отряд перешел советскую государственную границу в районе заставы Нижне-Михайловской (остров Даманский).
Чтобы остановить нарушителей государственной границы, к месту прорыва китайцев выдвинулось две группы советских пограничников, одна из которых была прикрывающей. Для ведения переговоров старший лейтенант Иван Стрельников и несколько пограничников вышли навстречу к нарушителям границы с мирным предложением покинуть территорию Советского Союза.
Ход этого кратковременного разговора постоянно снимал на фото- и кинокамеру рядовой Николай Петров. Последующие события лишь подтверждают факт того, что китайцы заранее чётко спланировали ход своей операции. События развивались стремительно. Как только советские пограничники высказали свои законные требования, первая шеренга китайских солдат расступилась, а вторая открыла огонь на поражение. Были убиты все советские пограничники, стоящие на открытой местности.
Уже мёртвым, китайцы выкололи им глаза.
Правда, одному посчастливилось выжить после ранения в поясницу и удара китайским штыком в грудь: рядовой Геннадий Серебров потерял сознание, и китайцы решили, что он мёртв.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 марта 1969 года И.И. Стрельникову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Вместе с Иваном Стрельниковым погибло семеро его боевых товарищей, но оставшиеся в живых пограничники держались до последнего, и выстояли. К 14.00 остров был полностью под контролем советских пограничников.
Китайцы лютовали. Они захватили в плен ефрейтора Павла Акулова и долго мучили его. В апреле этого же года его тело они сбросили с вертолёта на советскую территорию. На Павла насчитали 28 штыковых ударов, все его волосы были выдернуты, а оставшиеся кое-где клочки были седыми.
Стрельникову китайцы тоже выкололи глаза. Ему было тогда всего лишь 29 лет.
Часовой Родины Стрельников похоронен с воинскими почестями в городе Имане (ныне город Дальнереченск) Приморского края. Заставе, командиром которой был Герой Советского Союза И.И. Стрельников, присвоено его имя. Он награждён орденом Ленина (посмертно).
После этих трагических событий именем Героя СССР И.И. Стрельникова назывались сёла, пионерские лагеря, школы и улицы, память о защитниках Даманского полуострова увековечена в книгах, газетах, музейных стендах.
И мы должны помнить о них, рассказывать об их подвигах детям и увековечивать их память, несмотря ни на что: улица имени Стрельникова есть и в небольшом посёлке Целина.
Полный кавалер орденов Славы освобождал Украину
А теперь о «самой молодой» по сроку присвоения имени улице — ул. имени М.А. Дудки.
Михаила Андреевича многие целинцы старшего поколения хорошо знали, помнят и сейчас. Участник Великой Отечественной войны, награждённый за свои ратные подвиги орденами Славы всех трёх степеней. Миномётный расчёт под его командованием отличился в боях при освобождении Украины, Польши и Германии.
Ему посчастливилось остаться в живых и вернуться в родные края.
Михаил Андреевич родился в селе Поливанское Развиленского района, а вся его довоенная жизнь прошла в Орловском районе. Оттуда он и ушёл на фронт. После войны Михаил Андреевич поселился в Целине, где создал семью. Вместе со своей супругой Екатериной Николаевной они воспитали замечательных и трудолюбивых детей: сына Алексея и дочерей — Татьяну и Любу. Выросли у них и прекрасные внуки.
В 2004 году, в год его смерти, целинцы активно обсуждали в печати предложение дать улице Восточной, на котором жил ветеран, его имя.
Газетный «референдум» поддержал эту инициативу Целинского сельского поселения, и 1 октября 2004 года Собрание депутатов Целинского района принимает решение № 4 «О переименовании улицы Восточной в поселке Целина», которое гласит: «На основании ст.13 Устава муниципального образования «Целинский район», ходатайства Главы Целинской сельской администрации и обращений граждан п. Целина, районное собрание депутатов решает: «В целях увековечения памяти кавалера трёх орденов Славы, Почётного гражданина Целинского района Дудки Михаила Андреевича переименовать улицу Восточную в посёлке Целина в улицу имени М.А. Дудки».
И это справедливо: достойный человек — достойная память. На этой улице ветеран прожил всю свою послевоенную жизнь, здесь выросли его дети, здесь он был счастлив.
Однако дань памяти не только в том, чтобы просто назвать именем улицу, но и держать ее в постоянном порядке. А это вопрос — и к местной власти, и к самим жителям.
Автор Полина Ефимова
Свежие комментарии