Разные поколения - иные судьбы, но такие чувства, как любовь и ненависть, дружба и вражда - всегда и во все времена похожи.
Перед войной многие советские школьники вели дневники, поветрие прямо такое было. Иногда давали читать эти записи самым близким друзьям . А спустя много лет папины одноклассницы, узнав, что он пишет документальную книгу об их школе, отдали ему свои дневники тех лет.
И он выделил в отдельную главу строчки "о мальчиках".
Даже эти немногие строки делают совершенно очевидным тот факт, что двенадцати- и тринадцатилетние девочки тридцатых не так уж сильно отличались от своих ровесниц наших дней.
Впрочем, возможно, у вас будет самое мнение на этот счёт. Цитаты даются без всякой редакции, по тексту оригиналов.
Дневниковые записи девочек:
«У нас в классе до сих пор нету дружбы между мальчиками и девочками. Если мальчик с девочкой поздоровается или заговорит с ней, то над ним все ребята смеются и все время пристают к нему и дразнятся. На сборах отряда о дружбе так много говорили, что всем это уже надоело. Девочки несколько раз собирались вместе и предлагали, как наладить дружбу. А вообще наши мальчишки большие дураки. Когда мы пришли к Юрке Герчикову, то он развалился на диване (а мы стояли) и заявил, что мальчики с девочками будут разговаривать с 8-го класса».
«Сегодня на уроке литературы я спросила у своей соседки Вити Напалковой, с кем из мальчишек она хотела бы дружить. Витя мне ответила, что она уже дружит с Ленькой Фельдман. Я расспросила ее, в чем заключается их дружба. Она сказала, что дружба заключается в том, что относятся друг к другу по-товарищески. А, по-моему, мы должны относиться ко всем по-товарищески. А не только к тому, с кем ты дружишь. А на перемене она сообщила необычную вещь. Николаев Вова назвал Витю по имени! Когда же Герчиков назвал меня по фамилии, то я ему сказала: «Почему ты зовешь меня по фамилии?» А когда он обратился ко мне в следующий раз по имени, то жутко покраснел».
«Сегодня был урок физики. Я сижу на предпоследней парте вместе с Вероникой и Витей. А на последней парте вместе сидят Андреев, Левка Булганин и Вадька. Они все время приписывают ко мне Юрку «Рыжего». Целый урок рассуждают, почему он сел так далеко от меня, почему он сегодня такой бледный и т. д. Они думают, что мне Юрка нравится! А по-настоящему, нисколько! Мне очень хочется дружить с каким-нибудь хорошим мальчишкой. Но, увы!!! Таких в классе у нас нет! В начале года я хотела дружить с Юрой Медведевым, но он ко мне как-то холодно относится, что теперь даже жутко опротивел!»
«В школе у нас на елке было очень скучно. Только после массовых игр, которые проводила Тоня, нас отвели в столовую. Там нам дали фрукты, конфеты и чай. Вообще, оказывается, что Наташу, Веронику и Дубровину пригласил к себе на елку Николаев. Наташка и Вероника мне, конечно, ничего не сказали. А Дубровина случайно в коридоре проговорилась… Наташка и Вероника сказали об этом мальчишкам, и Вадька подошел ко мне и, засунув руки в карманы, сказал: «Тебя сегодня в 9 часов приглашает на елку Николаев. – Я взамен кого-нибудь не хожу»,- ответила я ему. «Почему взамен?»- возмутился сзади Леничка".
«Сегодня я каталась на «Динамо» с Бэбкой. Там мы встретились с Медведевым, Герчиковым и Шахновичем. Медведев, увидев, что мы смотрим на него, решил показать нам свое искусство, круто повернулся… и сел в сугроб… Завтра с пионерской экскурсией уезжаю в Ленинград. А Юрка Г. пригласил меня к себе на елку на 4-ое, приехать же я должна 6-го или 8-го. Я к нему на катке подъезжаю и говорю: «Слушай, я к тебе придти не смогу потому, что уезжаю завтра в Ленинград». «А когда ты придешь?»- спросил он. «Наверное, 6-го или 8-го». Юрка говорит: «Тогда я перенесу елку на 9-ое». «А если я и 9-го не приеду?»- спросила я. Ну, тогда на десятое. А в общем, когда приедешь, то непременно позвони, я до этого елку не буду устраивать».
«Мы катались на катке до того, пока нас не стали выгонять. Мы не хотели идти домой вместе с мальчишками и нарочно одевались очень долго, а они сидели у дверей нашей теплушки и ждали. А мы пошли двором, но в другую сторону, а они за нами. Я села там на «А», и они влезли в трамвай на ходу. Потом они прошли мимо меня и Юрка Г. сказал: «До свидания». На этом и кончилось…»
«Дневник писать, честно говоря, я собезьянничала с журнала «Костер». Там описывается хорошая пионерская дружба мальчика с девочкой. Они были настоящими преданными друзьями и помогали друг другу в тяжелую минуту. Этот рассказ очень волнующий, захватывающий. После того, как я его прочитала, то мне тоже очень захотелось писать дневник. Я думала, что это очень легко, но оказывается, что нет. Там написано так просто, естественно, захватывающе, а у меня так не получается…»
«Ночью мне снился сон: я и Юра Медведев находимся в зале одни, кувыркаемся, прыгаем и т. д. Я залезла на «козла» (гимнастический снаряд – В.Н.), но ноги у него очень длинные и поэтому седло очень высоко, но я каким-то чудом туда влезла и дрыгаю ногами. Вдруг Юра (мне даже странно называть его так, ведь ребята называют друг друга: Колька, Юрка, Мишка и т. д.) подходит ко мне («козлу») и начинает его наклонять. Я еле уже держусь наверху… Ужасно покраснела и тело залилось краской, как будто на меня льют подсолнечное масло. Так приятно… Но вдруг я просыпаюсь и вижу, что меня будит мамочка. Надо в школу».
«После уроков наши мальчишки вместе с Юлием Осиповичем Гурвиц остались зачем-то и выгнали (по-другому они делать не умеют) всех девочек из класса. Никто из девочек домой не ушел, так было возбуждено наше любопытство. Вдруг мы увидели «наших», которые уже шли одеваться. Мы спросили их, зачем они остались, но они только почему-то краснели, смеялись и переглядывались между собой. Только один Шурка Хренов сказал, что узнаете завтра. Тут мы и вспомнили, что завтра Международный женский день. Может быть, они хотят что-нибудь устроить для нас, девочек? Но потом отказались от этого предположения. Даже сами над собой засмеялись. Неужели «наши» могут так сделать? Гм! Чушь какая!»
«8 марта. Прихожу в школу. Поднимаюсь по лестнице… Прихожу в класс, и что же я вижу!!!!! Уж этого я никак не ожидала! У каждой девочки на парте лежала записочка с поздравлением и букетик подснежников. Несколько цветочков я засушила. Вот они…»
(Передо мной на целой пустой страничке из девичьего дневника – наклеенные засушенные подснежники, в таком виде они сохранились до 21-го века).
«Наташка мне написала в письме от 15.08.38г., что она никогда больше не будет иметь связей с нашими мальчишками, но что-то не видно. Когда один раз девочки решили из-за чего-то (я не помню) объявить им бойкот и не разговаривать, девочки все сдерживали обещание, только одна она разговаривала с мальчиками. Нечего было и писать!»
«Перед физикой подходит ко мне и Ирке Ляля Котова и говорит, что на прошлой перемене к ней подошли Ленька Фельдман и Юрка Герчиков и сказали, чтобы она передала мне, Ирке, Наташе и Веронике, что вчера все мальчишки собрались и решили, что у нас в классе нехорошие отношения между мальчиками и девочками и они решили, что надо быть дружнее. Мы с Иркой очень удивились и сначала даже не поверили. Как это наши мальчишки додумались до этого? Но Ляле все же удалось нас убедить. Сегодня я шла домой и всю дорогу думала о «необычайном происшествии». Интересно, как это мальчишки будут выражать дружбу?»
«Теперь я сижу на парте вместе с Вовкой Николаевым, которого Ляля зовет Володей… »
«Мальчишки предложили нам устроить вечер у Оли Конюшковой. Она очень хорошенькая и мальчишки все по ней с ума сходят. Когда же они предложили устроить вечер у нее, то мы решили, что не пойдем, потому что мальчишки только и будут обращать внимание на Олю, а нам будет скучно… »
«… От Леньки я письма не получала. Ну его к шуту! Я теперь решила не обращать никакого внимания на мальчишек кроме А., но это исключение. Потому что у нас в классе мальчишки хулиганы и думают только: «Ах, я ее люблю, да ах, она меня не любит!» Дураки! А то мне раньше тоже очень часто нравились мальчишки, дура я была! Тебе советую тоже больше не кокетничать с мальчиками, потому что это ни к чему хорошему не приведет!!!»
«Наконец сегодня Лялька решилась. Она подошла к Николаеву и сказала, что мы хотим устроить вечер у Наташи. Он передал всем (то есть не всем, а Вадиму Иванову, Владику Этингеру, Юрке Герчикову Леньке Фельдману (ну и тип!)) и они согласились!!!!! Ура!! Решили устроить 29-го».
«Скоро день Красной Армии. Все отряды и звенья готовят пьесы, альбомы, разные выступления и т.д. Наши девочки задумали тоже поставить постановку. Вероника Буйван очень хорошо сочиняет стихи и рассказы. Вот мы ей и поручили написать пьесу. Почти каждый день мы оставались после уроков и обсуждали каждую готовую сцену. Вносили поправки и дополнения. В общем пьеса получилась не плохая. Сегодня мы тоже остались после уроков, снова прочитали ее с начала до конца. После этого хотели репетировать. Вероника роль одной модной, намазанной, вертлявой женщины дала трем девочкам: мне, Ирке А. и Наташке. По-моему, она поступила неправильно, потому что все три девочки остаются после уроков, тратят время, а в результате одна из них будет выступать. Сегодня Вероника пробовала, у кого из нас лучше получится… Вероника и Ляля объявили девочкам, что выступать будет Наташка. Вероника дружит с ней. А Ляля для того, чтобы Наташке понравиться. Она находит, что Наташка очень красивая. Глаза у нее совсем выкатились, посмотришь в профиль, а зрачок совсем, как студень прозрачный-прозрачный. Ее глаза мы всегда сравниваем с рыбой, которая у нас в биологическом кабинете. У нее глазищи уж совсем, как два шара. И вот мне сообщили на первой переменке, что будет выступать «Наташенька». Я немножко расстроилась: все вместе рассуждали, оставались после уроков и вот тебе на! На уроке я заметила, что Дубровина, Буйван, Наташка и Ирка А. переписываются записочками, спорят и т.д. А на переменке походит ко мне Ира Дубровина и тяжело, как после трудного подъема в гору, улыбаясь сказала: «Уф, отстояли! Ты будешь выступать». Я очень обрадовалась и в душе была очень благодарна двум Ирам».
Перед войной многие советские школьники вели дневники, поветрие прямо такое было. Иногда давали читать эти записи самым близким друзьям . А спустя много лет папины одноклассницы, узнав, что он пишет документальную книгу об их школе, отдали ему свои дневники тех лет.
И он выделил в отдельную главу строчки "о мальчиках".
Даже эти немногие строки делают совершенно очевидным тот факт, что двенадцати- и тринадцатилетние девочки тридцатых не так уж сильно отличались от своих ровесниц наших дней.
Впрочем, возможно, у вас будет самое мнение на этот счёт. Цитаты даются без всякой редакции, по тексту оригиналов.
Дневниковые записи девочек:
«У нас в классе до сих пор нету дружбы между мальчиками и девочками. Если мальчик с девочкой поздоровается или заговорит с ней, то над ним все ребята смеются и все время пристают к нему и дразнятся. На сборах отряда о дружбе так много говорили, что всем это уже надоело. Девочки несколько раз собирались вместе и предлагали, как наладить дружбу. А вообще наши мальчишки большие дураки. Когда мы пришли к Юрке Герчикову, то он развалился на диване (а мы стояли) и заявил, что мальчики с девочками будут разговаривать с 8-го класса».
«Сегодня на уроке литературы я спросила у своей соседки Вити Напалковой, с кем из мальчишек она хотела бы дружить. Витя мне ответила, что она уже дружит с Ленькой Фельдман. Я расспросила ее, в чем заключается их дружба. Она сказала, что дружба заключается в том, что относятся друг к другу по-товарищески. А, по-моему, мы должны относиться ко всем по-товарищески. А не только к тому, с кем ты дружишь. А на перемене она сообщила необычную вещь. Николаев Вова назвал Витю по имени! Когда же Герчиков назвал меня по фамилии, то я ему сказала: «Почему ты зовешь меня по фамилии?» А когда он обратился ко мне в следующий раз по имени, то жутко покраснел».
«Сегодня был урок физики. Я сижу на предпоследней парте вместе с Вероникой и Витей. А на последней парте вместе сидят Андреев, Левка Булганин и Вадька. Они все время приписывают ко мне Юрку «Рыжего». Целый урок рассуждают, почему он сел так далеко от меня, почему он сегодня такой бледный и т. д. Они думают, что мне Юрка нравится! А по-настоящему, нисколько! Мне очень хочется дружить с каким-нибудь хорошим мальчишкой. Но, увы!!! Таких в классе у нас нет! В начале года я хотела дружить с Юрой Медведевым, но он ко мне как-то холодно относится, что теперь даже жутко опротивел!»
«В школе у нас на елке было очень скучно. Только после массовых игр, которые проводила Тоня, нас отвели в столовую. Там нам дали фрукты, конфеты и чай. Вообще, оказывается, что Наташу, Веронику и Дубровину пригласил к себе на елку Николаев. Наташка и Вероника мне, конечно, ничего не сказали. А Дубровина случайно в коридоре проговорилась… Наташка и Вероника сказали об этом мальчишкам, и Вадька подошел ко мне и, засунув руки в карманы, сказал: «Тебя сегодня в 9 часов приглашает на елку Николаев. – Я взамен кого-нибудь не хожу»,- ответила я ему. «Почему взамен?»- возмутился сзади Леничка".
«Сегодня я каталась на «Динамо» с Бэбкой. Там мы встретились с Медведевым, Герчиковым и Шахновичем. Медведев, увидев, что мы смотрим на него, решил показать нам свое искусство, круто повернулся… и сел в сугроб… Завтра с пионерской экскурсией уезжаю в Ленинград. А Юрка Г. пригласил меня к себе на елку на 4-ое, приехать же я должна 6-го или 8-го. Я к нему на катке подъезжаю и говорю: «Слушай, я к тебе придти не смогу потому, что уезжаю завтра в Ленинград». «А когда ты придешь?»- спросил он. «Наверное, 6-го или 8-го». Юрка говорит: «Тогда я перенесу елку на 9-ое». «А если я и 9-го не приеду?»- спросила я. Ну, тогда на десятое. А в общем, когда приедешь, то непременно позвони, я до этого елку не буду устраивать».
«Мы катались на катке до того, пока нас не стали выгонять. Мы не хотели идти домой вместе с мальчишками и нарочно одевались очень долго, а они сидели у дверей нашей теплушки и ждали. А мы пошли двором, но в другую сторону, а они за нами. Я села там на «А», и они влезли в трамвай на ходу. Потом они прошли мимо меня и Юрка Г. сказал: «До свидания». На этом и кончилось…»
«Дневник писать, честно говоря, я собезьянничала с журнала «Костер». Там описывается хорошая пионерская дружба мальчика с девочкой. Они были настоящими преданными друзьями и помогали друг другу в тяжелую минуту. Этот рассказ очень волнующий, захватывающий. После того, как я его прочитала, то мне тоже очень захотелось писать дневник. Я думала, что это очень легко, но оказывается, что нет. Там написано так просто, естественно, захватывающе, а у меня так не получается…»
«Ночью мне снился сон: я и Юра Медведев находимся в зале одни, кувыркаемся, прыгаем и т. д. Я залезла на «козла» (гимнастический снаряд – В.Н.), но ноги у него очень длинные и поэтому седло очень высоко, но я каким-то чудом туда влезла и дрыгаю ногами. Вдруг Юра (мне даже странно называть его так, ведь ребята называют друг друга: Колька, Юрка, Мишка и т. д.) подходит ко мне («козлу») и начинает его наклонять. Я еле уже держусь наверху… Ужасно покраснела и тело залилось краской, как будто на меня льют подсолнечное масло. Так приятно… Но вдруг я просыпаюсь и вижу, что меня будит мамочка. Надо в школу».
«После уроков наши мальчишки вместе с Юлием Осиповичем Гурвиц остались зачем-то и выгнали (по-другому они делать не умеют) всех девочек из класса. Никто из девочек домой не ушел, так было возбуждено наше любопытство. Вдруг мы увидели «наших», которые уже шли одеваться. Мы спросили их, зачем они остались, но они только почему-то краснели, смеялись и переглядывались между собой. Только один Шурка Хренов сказал, что узнаете завтра. Тут мы и вспомнили, что завтра Международный женский день. Может быть, они хотят что-нибудь устроить для нас, девочек? Но потом отказались от этого предположения. Даже сами над собой засмеялись. Неужели «наши» могут так сделать? Гм! Чушь какая!»
«8 марта. Прихожу в школу. Поднимаюсь по лестнице… Прихожу в класс, и что же я вижу!!!!! Уж этого я никак не ожидала! У каждой девочки на парте лежала записочка с поздравлением и букетик подснежников. Несколько цветочков я засушила. Вот они…»
(Передо мной на целой пустой страничке из девичьего дневника – наклеенные засушенные подснежники, в таком виде они сохранились до 21-го века).
«Наташка мне написала в письме от 15.08.38г., что она никогда больше не будет иметь связей с нашими мальчишками, но что-то не видно. Когда один раз девочки решили из-за чего-то (я не помню) объявить им бойкот и не разговаривать, девочки все сдерживали обещание, только одна она разговаривала с мальчиками. Нечего было и писать!»
«Перед физикой подходит ко мне и Ирке Ляля Котова и говорит, что на прошлой перемене к ней подошли Ленька Фельдман и Юрка Герчиков и сказали, чтобы она передала мне, Ирке, Наташе и Веронике, что вчера все мальчишки собрались и решили, что у нас в классе нехорошие отношения между мальчиками и девочками и они решили, что надо быть дружнее. Мы с Иркой очень удивились и сначала даже не поверили. Как это наши мальчишки додумались до этого? Но Ляле все же удалось нас убедить. Сегодня я шла домой и всю дорогу думала о «необычайном происшествии». Интересно, как это мальчишки будут выражать дружбу?»
«Теперь я сижу на парте вместе с Вовкой Николаевым, которого Ляля зовет Володей… »
«Мальчишки предложили нам устроить вечер у Оли Конюшковой. Она очень хорошенькая и мальчишки все по ней с ума сходят. Когда же они предложили устроить вечер у нее, то мы решили, что не пойдем, потому что мальчишки только и будут обращать внимание на Олю, а нам будет скучно… »
«… От Леньки я письма не получала. Ну его к шуту! Я теперь решила не обращать никакого внимания на мальчишек кроме А., но это исключение. Потому что у нас в классе мальчишки хулиганы и думают только: «Ах, я ее люблю, да ах, она меня не любит!» Дураки! А то мне раньше тоже очень часто нравились мальчишки, дура я была! Тебе советую тоже больше не кокетничать с мальчиками, потому что это ни к чему хорошему не приведет!!!»
«Наконец сегодня Лялька решилась. Она подошла к Николаеву и сказала, что мы хотим устроить вечер у Наташи. Он передал всем (то есть не всем, а Вадиму Иванову, Владику Этингеру, Юрке Герчикову Леньке Фельдману (ну и тип!)) и они согласились!!!!! Ура!! Решили устроить 29-го».
«Скоро день Красной Армии. Все отряды и звенья готовят пьесы, альбомы, разные выступления и т.д. Наши девочки задумали тоже поставить постановку. Вероника Буйван очень хорошо сочиняет стихи и рассказы. Вот мы ей и поручили написать пьесу. Почти каждый день мы оставались после уроков и обсуждали каждую готовую сцену. Вносили поправки и дополнения. В общем пьеса получилась не плохая. Сегодня мы тоже остались после уроков, снова прочитали ее с начала до конца. После этого хотели репетировать. Вероника роль одной модной, намазанной, вертлявой женщины дала трем девочкам: мне, Ирке А. и Наташке. По-моему, она поступила неправильно, потому что все три девочки остаются после уроков, тратят время, а в результате одна из них будет выступать. Сегодня Вероника пробовала, у кого из нас лучше получится… Вероника и Ляля объявили девочкам, что выступать будет Наташка. Вероника дружит с ней. А Ляля для того, чтобы Наташке понравиться. Она находит, что Наташка очень красивая. Глаза у нее совсем выкатились, посмотришь в профиль, а зрачок совсем, как студень прозрачный-прозрачный. Ее глаза мы всегда сравниваем с рыбой, которая у нас в биологическом кабинете. У нее глазищи уж совсем, как два шара. И вот мне сообщили на первой переменке, что будет выступать «Наташенька». Я немножко расстроилась: все вместе рассуждали, оставались после уроков и вот тебе на! На уроке я заметила, что Дубровина, Буйван, Наташка и Ирка А. переписываются записочками, спорят и т.д. А на переменке походит ко мне Ира Дубровина и тяжело, как после трудного подъема в гору, улыбаясь сказала: «Уф, отстояли! Ты будешь выступать». Я очень обрадовалась и в душе была очень благодарна двум Ирам».
Свежие комментарии