На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 431 подписчик

Свежие комментарии

  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...
  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...

Про Путина и тщету политических прогнозов

 

Ниже представлена выжимка из статей с социалистического сайта World Socialist Web Site, упоминающих В.В.Путина, за период с 1999 по 2008 год. Получилось длинновато, на мой взгляд, познавательно.

 

Бывший агент КГБ становится главой российского кабинета

Владимир Волков и Патрик Рихтер

19 августа 1999 г.

9 августа президент Ельцин отправил в отставку премьер-министра Сергея Степашина, который не успел пробыть в своей должности и трех месяцев. Это уже пятая смена главы правительства за последние полтора года. В качестве нового премьер-министра объявлен Владимир Путин, который до этого момента возглавлял российскую ФСБ и являлся также секретарем Совета Безопасности РФ.

Новый премьер-министр является таким же бесцветным и серым политиком, как и его предшественник. Ни одна из проблем, с которой сталкивается господствующий в России режим, не сможет быть решена путем назначения Владимира Путина новым премьер-министром. Этим путем только заново перемешаны карты, в то время как само разрешение проблем отложено на неопределенное время, после чего они вновь вырвутся на поверхность с еще большей остротой.

С объективной точки зрения не существовало никаких оснований для смены главы правительства. Российская экономика находится в состоянии временного равновесия как следствие прошлогоднего финансового кризиса и показывает даже некоторые признаки небольшого роста. Высокие цены на нефть на мировом рынке в продолжение последних месяцев позволили стране иметь относительно высокие и стабильные экспортные доходы. В июле были урегулированы отношения с международными кредитными институтами, вследствие чего было возобновлено получение кредита МВФ в размере 4,5 млрд долларов США и достигнута договоренность по отсрочке российских платежей Парижскому клубу. Благодаря этим обстоятельствам курс рубля вопреки всем предсказаниям удалось удержать на прежнем уровне. В целом мировая пресса позитивно оценила деятельность правительства Степашина за его "безошибочную" работу.

В политическом смысле В. Путин ничем не отличается от С. Степашина. Другими словами, не приходится ожидать какого-либо изменения в политике Кремля. По этой причине смена российского премьера практически не вызвала опасений на Западе. Как выразился представитель американской администрации в Вашингтоне, отношение к России со стороны Запада основывается на долгосрочной программе и не связано с теми или иными личностями.

Перспективы нового премьера

Во время своего телеобращения по поводу смены главы правительства Ельцин заявил о том, что В. Путин "способен консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом XXI веке предстоит обновлять великую Россию". Все это не что иное, как изящное упражнение в демагогии. Путин в наименьшей степени, чем кто-либо иной, способен к тому, чтобы консолидировать различные политические силы, не говоря уже о том, чтобы завоевать массовую поддержку.

"Банановая республика без бананов"

Новый премьер-министр объявил о том, что не будет изменений в персональном составе правительства и его политике.

На рубеже XXI столетия Россия находится в состоянии полного социального распада и саморазрушения всей политической системы, которая возникла на осколках Советского Союза. Маргарет Тэтчер однажды назвала Россию "Верхняя Вольта с атомными ракетами". Сергей Степашин обогатил лексикон новым определением: "Россия - это самая большая банановая республика без бананов".

Нельзя найти лучшее определение для страны, где политическая элита является насквозь коррумпированной и полностью отчужденной от народа, расколотой на беспринципные, грызущиеся между собой группировки, которые озабочены только тем, чтобы обогатить себя любым способом.

Новый премьер-министр не сможет разрешить ни одну из тех проблем, которые лежат в основе сегодняшнего кризиса.

2000 год

Переход власти в Москве: Что это означает для политической траектории России

Петер Шварц

18 января 2000 г.

...После ухода Ельцина с политической арены остается вопрос: что представляет из себя Путин? Является ли изменение на посту президента просто сменой фигур или оно связано с проведением новой политической линии?

Предварительный ответ дается в материале, который появился от имени Путина на правительственном веб сайте. Через весь этот документ красной нитью проходит одна главная тема: требование сильного, авторитарного государства.

Путин начинает свою статью с подведения бедственных итогов экономического развития при его предшественнике. В течение девяностых годов российский Валовой Внутренний Продукт упал почти на половину, валовой национальный продукт составил одну десятую от соответствующего показателя США и одну пятую от показателя Китая. За исключением сырьевого и энергетического сектора, производительность труда в России составляет от 20 до 24 процентов от производительности труда в США.

Оборудование и парк машин, жизненно-важные для обеспечения качества производства, безнадежно устарели. Только 5 процентов современных российских основных фондов действуют менее пяти лет, по сравнению с 29 процентами, введенными в строй десять лет назад. Общее число прямых иностранных капиталовложений составило в общем 11,5 миллиардов долларов, по сравнению с 43 миллиардами долларов в Китае. Почти не осуществляются инвестиции в российские научные исследования и разработки.

Общий денежный доход населения составляет меньше 10 процентов от соответствующего показателя в США. Состояние здоровья и средняя продолжительность жизни упали столь же разительным образом.

Хотя цифры, названные Путиным, приводятся за период так называемых реформ, то есть со времени роспуска Советского Союза, Путин характеризует текущее экономическое и политическое положение в стране как "цену, которую мы должны заплатить за экономику, унаследованную от Советского Союза". Он признал, что из-за просчетов и неопытности в период реформ были допущены ошибки. Однако он делает вывод, что не существует "альтернативы" рыночным реформам экономики.

Он отвергает всякую ностальгию, связанную с Советским Союзом...

На этом основании Путин выступает за коррекцию текущего экономического и политического курса. Россия, пишет он, исчерпала лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы и радикальные реформы". Он продолжает: "Наш народ и наша страна не выдержат нового радикального распада, будет ли он проходить под коммунистическими, национал-патриотическими или радикально-либеральными лозунгами". То, что необходимо, так это "эволюционные, постепенные и осторожные методы".

Согласно Путину, опыт девяностых годов ясно показывает, "что действительное возрождение нашей страны не может быть обеспечено только экспериментированием в российских условиях с абстрактными моделями и схемами, взятыми из иностранных учебников". Россия "должна искать свой собственный путь к возрождению... сочетая общие принципы рыночной экономики и демократии с российскими реалиями".

Он взывает к "традиционным российским ценностям" как к основе "единства российского общества". В число таких ценностей вошли "патриотизм", "вера в величие России", "сильное государство" и "социальная солидарность".

Следующий раздел озаглавлен "Сильное государство". В нем снова подчеркивается: "Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее".

Документ завершается разделом под названием "Эффективная экономика", который отдает дань уважения традиционным постулатам экономического либерализма: благоприятный климат для иностранных инвестиций, более эффективная налоговая и финансовая система, интеграция российской экономики в мировое хозяйство. Однако прежде всего этот раздел требует активного вмешательства государства в экономические отношения. Россия, заявляется в документе, "нуждается в создании здоровой системы государственного регулирования экономики и социальной сферы".

<...>

Западные правительства в целом выразили желание более тесного сотрудничества и установления хороших отношений с Путиным. До сих пор никто из них не выдвинул возражений против его внутренних планов. Лишь немногие отдельные голоса высказали предположения, что Путин может оказаться более трудным партнером по переговорам, чем его предшественник.

Лицемерие и двойные стандарты во время визита российского президента Владимира Путина в Лондон

Крис Марcден

21 апреля 2000 г.

Российский президент Владимир Путин выбрал Лондон в качестве цели своего первого внешнеполитического визита после победы на выборах, состоявшихся в прошлом месяце. Его пребывание в Англии было в буквальном смысле устлано красными ковровыми дорожками лейбористского правительства премьер-министра Тони Блэра, а кульминацией визита стала аудиенция у королевы в Виндзорском замке.

Блэр отверг все возражения против визита Путина. На совместной пресс-конференции он сказал: "Некоторые говорят, что вследствие нашей озабоченности по поводу Чечни, мы должны были бы держаться с Москвой на некотором расстоянии. Я должен сказать вам, что, разделяя эту озабоченность, я надеюсь, что лучшим путем будет фиксировать эти опасения, но при этом добиваться результатов путем сотрудничества с Россией и не изолировать ее".

Недавно назначенный экономический советник Путина Андрей Илларионов сказал: "Оптимальный уровень государственных расходов для создания свободных условий экономического роста — это от 17 до 20 процентов ВВП". Эти слова перекликаются с требованиями МВФ и других организаций, направленных на массивное сокращение государственных расходов. Согласно официальным данным, расходы государства оставляют в настоящий момент около 37 процентов российского ВВП, однако, по неофициальным оценкам, эта цифра достигает 50-70 процентов с учетом тех дополнительных льгот, которые предоставляются чиновничьей номенклатуре. В данный момент около четверти всех государственных расходов России идет на оплату труда примерно 2,6 миллиона государственных служащих. План Путина приведет к еще большей бедности и массовой безработице.

Это есть та программа, благодаря которой Путин получил одобрение Блэра.

Визит Путина в Германию и определение нового направления в международных отношениях

Патрик Рихтер

14 июля 2000 г.

С 14-го по 16-е июня российский президент Владимир Путин в рамках поездки по Европе посетил с большой делегацией немецкую столицу. Основной целью его визита в Германию было оживление политических и экономических связей между обеими странами. Канцлер ФРГ Герхард Шредер заявил, что Германия хочет продолжать и углублять "стратегическое партнерство" между Германией и Россией. На базе "общих интересов" теперь следует взять "новый старт" в сторону "широкого сотрудничества". В экономических отношениях Германия стремится осуществлять ведущую роль в деле модернизации России. Путин со своей стороны заявил: "Германия остается нашим первым партнером в Европе и в мире".

Политические отношения между обеими странами со времени смены правительства в Германии осенью 1998-го года сильно охладились, а после участия Германии в войне в Косово на правительственном уровне почти полностью прекратились.

Определение нового направления в отношениях и нефть Центральной Азии

В правящих кругах все больше распространяется убежденность в том, что с началом эры Путина и его политики сильного государства интересы Германии в самой России, а также в сферах ее влияния на территории Центральной Азии и Кавказа смогут осуществляться лучше.

В результате войны в Чечне России удалось укрепить свое влияние в этом регионе. Грузия и Азербайджан, которые после развала Советского Союза смогли завязать самые тесные отношения с США и НАТО, вынуждены были примириться с их осторожным свертыванием в ходе прошедшего полугодия и теперь находятся перед лицом растущего давления со стороны России.

В Центральной Азии Путин во время своего недавнего визита в узбекскую столицу Ташкент укрепил отношения России с Узбекистаном и Киргизией, с которыми были заключены договора о военно-стратегическом союзе, направленном против "угрозы терроризма со стороны Афганистана". В этой связи Путин заявил, что Россия будет продолжать войну в Чечне до тех пор, "пока не будет оттеснено турецко-американское влияние".

Далее на этой неделе состоялись переговоры между Путиным и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым о расширении поставок казахской нефти посредством российских нефтепроводов.

Во время своего визита в Берлин Путин попытался выяснить и вновь определить дальнейшие перспективы отношений России с Германией и странами Европы и других связей на международном уровне. Так, например, наряду с презентацией России как единой государственной державы, которая якобы преодолела бывшую перманентную внутреннюю борьбу за власть и обладает "функционирующей отныне экономикой", наиболее важным программным пунктом Путина явилось его выступление в пользу единой международной системы ракетной обороны.

Военно-политическое будущее

Поводом для этого выступления служат американские устремления вновь возродить к жизни программу стратегической оборонной инициативы (СОИ), известную под наименованием Ballistic Missile Defence (ПРО), в результате чего в первую очередь Россия, будучи атомной державой, оказалась бы лишенной своего последнего, сохранившегося еще угрожающего потенциала, что в свою очередь оказало бы непосредственное влияние на ее великодержавную политику в пределах ее южных границ.

В своем интервью газете Welt am Sonntag Путин угрожающе заявил, что создание Вашингтоном такой системы ракетной обороны непременно привело бы к разрыву соглашения о мерах по разоружению (СНВ) 1972-го года и всех других соглашений о мерах разоружения и стабилизации. "Во время нашего берлинского визита я хотел бы вести дискуссию о нашей инициативе, направленной на создание общей системы ракетной обороны", которая "могла бы стать гарантией для безопасности всех европейских государств", - пояснил он.

2001 год

Путин укрепляет личную власть

Владимир Волков

17 апреля 2001 г.

Годовщину своей победы на президентских выборах, которые состоялись 26 марта 2000 года, В. Путин отметил серией кадровых перестановок в российском правительстве. [В частности,Сергей Иванов, один из лично близких к Путину людей, сменил место руководителя Совета Безопасности (СБ) на пост министра обороны.

Военная реформа

По словам Путина, новый министр обороны должен начать "реализовывать" те планы, над которыми он работал в Совете Безопасности. В недрах этой структуры был подготовлен "План строительства Вооруженных сил на период до 2001 года". Этот документ представляет собой существенную корректировку прежней линии, заложенной при Ельцине.

Приоритетной задачей в 1990-е годы считалось ядерное разоружение на паритетных началах с США, а также скорейший перевод комплектования армии с принципа всеобщей воинской повинности на контрактную профессиональную систему. Теперь эта задача откладывается на неопределенное время. На фоне общего ухудшения настроений в армии, старения техники, роста числа потенциальных и тлеющих региональных конфликтов армия должна трансформироваться таким образом, чтобы поддержать геополитические притязания России, несмотря на ее экономическую слабость.

Существует еще один план реформирования армии, который был разработан Генштабом во главе с Анатолием Квашниным. Получивший название "План строительства Вооруженных сил", этот документ предполагает равномерное "усыхание" отдельных видов войск. Предполагается, например, в ближайшие годы сократить вооруженные силы на 365 тыс. человек и произвести другие структурные перемены.

Военная доктрина С. Иванова учитывает эти наработки, однако ставит во главу угла ряд приоритетных стратегических целей. Исходя из них, России требуется, прежде всего, эффективная пограничная служба, затем - наличие мобильных вооруженных формирований, которые президент мог бы использовать в качестве, своего рода, собственной гвардии. Два других элемента должны поддержать статус России в качестве опасного потенциального противника Соединенных Штатов. К ним относятся перевооружение Военно-морского флота и поддержание в боевом состоянии ракетно-ядерного оружия дальнего радиуса действия.

В этом же контексте следует понимать и главное нововведение, о котором объявлено С. Ивановым: создание нового рода войск — космических сил.

Положение в ядерной отрасли

Увольнение министра атомной энергии Е. Адамова было вызвано, в первую очередь, громкими скандалами, связанными с многочисленными злоупотреблениями министра на своем посту. В то же время роль этого ведомства очень велика.

Государственная политика в этой области также претерпела в последние годы драматические перемены. Если в начале 1990-х годов ставился вопрос о максимальном снижении ядерного потенциала, а также о прекращении работы многих атомных станций и сокращении числа ядерных объектов, то сейчас Кремль пытается сохранить, а по возможности и расширить эту сферу.

Еще при Е. Адамове начался процесс восстановления позиций ядерной отрасли. Министерство добилось отмены результатов местного референдума 1995 года о строительстве АЭС в Костромской области и запрета на проведение таких плебисцитов в будущем. Были урезаны контрольные полномочия Госатомнадзора, возобновлено строительство новых блоков на территории уже действующих атомных станций. Недавно, несмотря на протесты общественности, достроена и запущена Ростовская АЭС, строительство которой было остановлено в начале 1990-х годов.

Долгосрочные планы Министерства атомной энергии предусматривают строительство примерно сорока новых атомных блоков, новых АЭС (в том числе плавучих), а также разработку новых типов реакторов. В качестве кульминации всех этих усилий можно рассматривать представленный на рассмотрение парламента пакет документов о разрешении ввоза в стану отработанного ядерного топлива.

Китайско-российский договор — Реакция против политики агрессивной односторонности Вашингтона

Питер Саймондс

8 августа 2001 г.

При поверхностном рассмотрении пакт о дружбе между Россией и Китаем, подписанный на прошлой неделе в Москве, следовало бы оценивать как позитивный признак уменьшения международной напряженности.

Однако в действительности договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стал еще одним симптомом мировой политической нестабильности, которая была порождена все более агрессивной и односторонней внешней политикой администрации Соединенных Штатов. Китай и Россия были вынуждены достичь взаимопонимания, возможно, лишь временного и тактического, чтобы противодействовать явным угрозам США своим стратегическим и экономическим интересам — т.е. акции, которая потенциально ведет к дальнейшему нагнетанию международных трений.

Российский президент Владимир Путин и китайский президент Цзян Цземинь подписали договор 16 июля, всего через два дня после того, как США осуществили свое последнее испытание перехвата ракеты в Тихом океане как часть планов президента США Буша ускорить развитие программы Национальной противоракетной обороны. Как Москва, так и Пекин протестовали против этого плана.

Россия и Китай развивают также более тесные связи в Центральной Азии, особенно после установления талибского режима в Афганистане. На своей последней встрече в середине июня так называемая Шанхайская пятерка — Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан и Киргизстан — создала более официальную структуру, Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), к которой присоединился Узбекистан. На встрече была принята резолюция, направленная против планов США по противоракетной обороне и поддерживающая Договор по ПРО.

Экономические и военные связи

В ходе этого визита Путин и Цзян подписали контракт в размере 1,7 млрд долларов США на строительство трубопровода для транспортировки нефти из Сибири в северо-восточный Китай. Трубопровод длиной 1500 километров, строительство которого должно быть закончено к 2005 году, является частью развивающихся экономических и военных связей между двумя странами. В Договоре о дружбе высказано намерение поднять уровень торговли с прошлогодних 8 млрд долларов до 10 млрд долларов в этом году.

Прошедшее десятилетие стало свидетелем резкого изменения относительных экономических позиций двух стран. Внутренний Валовой продукт (ВВП) России составляет только одну треть от ВВП Китая. Китайский ВВП за 1990-ые годы вырос в три раза, тогда как российская экономика после распада Советского Союза неуклонно падает.

Согласно оценке, Китай подписал с Россией ряд [военных] контрактов общей стоимостью 1,5 млрд долларов, что составляет около 40 процентов всего военного экспорта России.

Администрация Буша попыталась преуменьшить значение этого нового договора о дружбе. Заместитель госсекретаря Ричард Армитейдж (Armitage) прокомментировал его следующим образом: "Он явно направлен на поддержание международного положения каждого из них без добавления сколько-нибудь реального основания". Официальный представитель администрации шутливо сказал New York Times, что китайцы и русские знают друг друга с 1300 года, однако за все эти века пользовались дружбой едва ли 40 лет.

Бывший советник Клинтона Роберт Шуттингер (Suettinger) выразился по этому поводу следующим образом: "Общепринятое мнение состоит в том, что мы являемся более важными для каждого из них, чем они друг для друга, и что нет причин для беспокойства". Другие аналитики указывают на то, что китайская торговля с Россией, даже в случае повышения до уровня 10 млрд долларов в год, является очень маленькой по сравнению со 115 млрд долларами китайской торговли со США в прошлом году.

Однако в правящей элите США существуют разногласия. Есть такие, кто предупреждает об опасности подобного бесцеремонного подхода. Передовая статья Baltimore Sun выражает озабоченность по поводу возникновения блока, враждебного США: "Только провал дипломатии США мог допустить возобновление действительного альянса Москвы и Пекина в военной сфере. Допустить, чтобы это случилось, — против интересов США".

США планировали войну в Афганистане задолго до 11 сентября

Патрик Мартин

3 декабря 2001 г.

Документы, опубликованные в последнее время в средствах массовой информации Британии, Франции и Индии, разоблачили факт того, что представители США угрожали Афганистану войной летом 2001 года. Администрация Буша начала наносить свои бомбовые удары по несчастной, пораженной нищетой стране 7 октября, а наземные атаки американских сил специального назначения начались 9 октября.

Военные планы проясняются

С приходом Джорджа Буша в Белый дом фокус американской политики в Афганистане сдвинулся с попыток ограниченных набегов для убийства или захвата бен Ладена на подготовку более широкого военного вторжения, направленного против талибского режима в целом.

Базирующееся в Британии издание Janes International Security сообщило 15 марта 2001 года, что новая американская администрация сотрудничает с Индией, Ираном и Россией "в общем фронте против талибского режима Афганистана". По словам журнала, Индия снабжала Северный Альянс военным снаряжением, советниками и вертолетной техникой. Как Индия, так и Россия использовали для своих операций базы в Таджикистане и Узбекистане.

Затем журнал добавлял: "Ряд последних встреч между вновь учрежденными индийско-американской и индийско-российской рабочими группами по терроризму привели к этой попытке тактического и материально-технического противодействия Талибану. Разведывательные источники в Дели сообщили, что в то время как Индия, Россия и Иран вели антиталибскую кампанию на земле, Вашингтон оказывал Северному Альянсу информационную и материально-техническую поддержку".

26 июня этого года журнал IndiaReact сообщил новые подробности о совместных усилиях США, Индии, России и Ирана, предпринятых против талибского режима. "Индия и Иран будут "содействовать" планам "ограниченной военной операции" США и России против Талибана, если предполагаемые новые жесткие экономические санкции не принудят к покорности фундаменталистский режим Афганистана", — говорится в журнале.

На этой стадии военного планирования США и Россия должны были бы оказывать прямую военную помощь Северному Альянсу, действуя через Узбекистан и Таджикистан, чтобы отбросить Талибан к городу Мазари-Шариф.

"Дипломаты говорят, что антиталибское наступление последовало после встречи Госсекретаря США Колина Пауэлла и российского министра иностранных дел Сергея Иванова, и позднее встречи Пауэлла и индийского министра иностранных дел Джасванта Сингха в Вашингтоне — добавляет журнал. — Россия, Иран и Индия также провели серию обсуждений, и ожидается новая дипломатическая активность".

В отличие от текущей кампании, первоначальный план включал использование вооруженных сил как Узбекистана, так и Таджикистана, а также самой России. IndiaReact сообщил, что в начале июня российский президент Владимир Путин сказал на встрече глав СНГ, что военная операция против Талибана не за горами. Одним из последствий 11 сентября стало то, что создались условия для вмешательства Соединенных Штатов без прямого участия вооруженных сил бывших советских республик. США, таким образом, получили шанс провозгласить свое бесспорное право диктовать способ урегулирования дел в Афганистане.

2002 год

Россия угрожает Грузии войной

Владимир Волков

21 сентября 2002 г.

Кампания, ведущаяся под предлогом борьбы против "международного терроризма", была с энтузиазмом подхвачена правительством Путина.

Вот уже почти месяц российскими политиками и масс-медиа ведется воинственная кампания давления на грузинское руководство. Кремль обвиняет правительство Эдуарда Шеварднадзе в потворствовании чеченским боевикам, находящимся на территории Панкисского ущелья, граничащего с Чечней. От Тбилиси требуют массового изгнания или уничтожения этих боевиков, в противном случае Россия угрожает в одностороннем порядке провести в Панкисском ущелье массивную военную операцию.

11 сентября, в годовщину террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне, президент Владимир Путин выдвинул Грузии публичный ультиматум, который был дополнен также письмами, направленными в ООН и ОБСЕ. В них сообщалось о намерении России защитить себя от нападений с грузинской территории и говорилось, что Москва оставляет за собой "право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющей за каждым государством — членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону".

Предельно жесткий тон этих заявлений был полностью поддержан министром обороны России Сергеем Ивановым, который на этой неделе прибыл с официальным визитом в США. Российская армия находится в 10-минутной готовности для нанесения ударов по лагерям террористов на территории Грузии, заявил он, добавив, что полностью разработан военный план операции и что переброска к границе с Грузией дополнительных сил и средств завершена. При этом по его словам, удары не обязательно будут ответными, они могут иметь превентивный характер. Тем временем ВВС России объявили об усилении группировки ударной авиации на Северном Кавказе.

Чем больше Россия угрожает Грузии войной, тем ближе становится перспектива военного столкновения между Россией и США. Временное согласие, как показывает слишком богатая история, в том числе и последних десяти-пятнадцати лет, слишком часто и легко уступает место отчаянной борьбе, опирающейся на более долгосрочные стратегические интересы. Россия для США — лишь временный и по большому счету не вполне надежный союзник.

В основе кремлевского торга с США по поводу Ирака — конфликт интересов

Владимир Волков

16 октября 2002 г.

Американская правящая элита уже неоднократно демонстрировала всему миру готовность начать войну против Ирака в одностороннем порядке, невзирая на недовольство и сопротивление других стан и правительств. Среди недовольных находится и российское правительство Владимира Путина. Оно по-прежнему настаивает на том, что начало войны против Ирака должно быть обусловлено одобрением со стороны ООН. Визит британского премьер-министра Тони Блэра в Россию, который состоялся 10-11 октября, не привел к изменению этой позиции Кремля.

Ни один политик или комментатор в Москве не сомневается в том, что как только вопрос будет поставлен ребром, то есть Вашингтон даст ясно понять, что война с Ираком начинается, правительство Путина тут же поддержит эту операцию. Путин просто-напросто лавирует, сочетая цинизм с лицемерием.

[Опасения по поводу нефти]

В качестве одного из вариантов компенсаций нефтяному экспорту России, от которого целиком зависит российская экономика и который пострадает после возможного установления американского протектората в Ираке, была выдвинута перспектива прямых поставок нефти из России в США. Эта идея поначалу нашла поддержку по обе стороны Атлантики. Летом этого года компанией "Юкос" были доставлены в США два танкера нефти. Затем в сентябре в Хьюстоне, штат Техас, состоялась международная встреча нефтяников, на которой эти планы должны были получить продолжение. Однако этого не произошло.

10 октября глава компании "Юкос" Михаил Ходорковский — главный энтузиаст перспектив прямого экспорта нефти в США — выступил на заседании одной из фракций парламента, где заявил, что удар США по Ираку может нанести существенный урон доходам российского бюджета и нефтяной индустрии. По мнению Ходорковского, в случае, если США удастся поставить под свой контроль нефтяные месторождения Ирака, цены на российскую нефть марки "Urals" могут упасть до $14-16 за баррель, а при более пессимистическом сценарии — до $12-14. По его прогнозу, "на приемлемом уровне" в $27 за баррель цены на нефть восстановятся лишь "в среднесрочной перспективе", то есть через три с половиной года.

2003 год

Путин осудил начало военной агрессии США против Ирака

Владимир Волков

22 марта 2003 г.

Спустя несколько часов после того, как первые бомбы и снаряды милитаристской машины США обрушились на территорию Ирака, российский президент В. Путин выступил со специальным заявлением, в котором осудил начало американской агрессии как "большую политическую ошибку".

На протяжении последних месяцев основные усилия российской дипломатии были направлены на то, чтобы возражать военным приготовлениям Соединенных Штатов, не ставя, однако, под сомнение стратегическую ориентацию на военно-политический союз с США в рамках "международной борьбы против терроризма".

Эта линия оформилась в конечном итоге в некий консенсусный ориентир российской правящей элиты, согласно которому нельзя ни поддержать США в этой войне открыто, ни рвать с ними во имя союза с Европой. Так, по словам Леонида Слуцкого, заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам, "если бы Россия пошла на создание антиамериканского тройственного союза с Францией и Германией... этот тактически выигрышный шаг обернулся бы стратегическим провалом".

До сих пор попытки искусно маневрировать между Европой и Америкой не принесли, однако, правительству Путина больших дивидендов. С обеих сторон он не получил никаких твердых гарантий и обещаний на будущее.

Кампания по выборам президента Чечни — Кремль стремится легитимизировать пророссийскую администрацию Кадырова

Станислав Смолин и Владимир Волков

29 августа 2003 г.

На 5 октября в Чечне запланировано проведение президентских выборов, которые должны состояться в соответствии с принятым на референдуме 23 марта решением о выборах президента и парламента. 20 августа завершилось выдвижение кандидатов. Было подано 15 заявлений, но в итоге, после проверки избирательной комиссией подписных листов и финансовых документов, в списке осталось только 11 человек.

Фаворит Кремля — марионетка-диктатор Кадыров

Нынешняя кампания по выборам чеченского президента идет в условиях беспрецедентного давления со стороны российских гражданских и военных властей.

Главным фаворитом Кремля в ходе кампании президентских выборов в Чечне является Ахмат Кадыров. Имеющий духовное мусульманское звание и являющийся бывшим активным участником борьбы против российского вторжения в ходе первой чеченской войны 1994-1996 годов, Кадыров, получив от Кремля временные полномочия на управление делами в республике, постарался за последние два-три года максимально укрепить собственную личную власть. Проведение референдума в марте этого года стало для него важной ступенью к намеченной цели — превратиться из временного и неконституционного правителя в постоянного и легитимного диктатора.

Арест Ходорковского и защитники "демократии" для миллиардеров

Билл Вэнн

10 ноября 2003 г.

25 октября российский миллиардер и нефтяной магнат Михаил Ходорковский был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов и коррупции. Вменяемые ему экономические преступления относятся к периоду повального разворовывания государственного имущества, что составляло суть процесса приватизации начала 1990-х годов.

Арест Ходорковского вызвал волну протестов со стороны корпоративных масс-медиа в США.

Нет никакого сомнения в том, что преследование Ходорковского имеет определенные политические мотивы. Во-первых, он намеревался использовать свое огромное личное богатство для финансирования оппозиционных партий и группировок. Это, по-видимому, нарушило неписаное соглашение между так называемыми "олигархами" и руководством в Кремле о том, что если богачи устранятся от политики, то правительство позабудет о преступных источниках их состояний.

Во-вторых, он использовал компанию "Юкос" для проведения мер, образующих в своей совокупности независимую внешнюю политику в сотрудничестве с Вашингтоном и американскими нефтяными концернами "Шеврон" и "Эксон", которые, согласно сообщениям в газетах, обсуждают выкуп пятидесяти процентов акций "Юкоса". Российская компания объявила о своих намерениях разрушить государственную монополию на строительство нефтепроводов и создать собственные сети труб, изменив направление потоков экспортной нефти.

Наконец, крутые меры государства против Ходорковского являются весьма популярным шагом, и Путин, вероятно, принял это решение в надежде набрать голоса в преддверии парламентских выборов в декабре. Те, кто протестует против ареста магната и ссылается на святость демократии, игнорируют тот факт, что большинство жителей России хотели бы наказать всех гангстеров-олигархов за совершенное ими общественное разрушение.

Итоги парламентских выборов в России— Путин консолидирует режим "управляемой демократии"

Владимир Волков

12 декабря 2003 г.

Главным политическим итогом прошедших в России 7 декабря выборов в Государственную думу стала отчетливо выраженная неудовлетворенность десятков миллионов рядовых граждан положением вещей, возникшим в ходе "рыночных реформ".

Главным победителем на выборах стала прокремлевская партия "Единая Россия". Набрав около 37 % по партийному списку и получив вместе с депутатами-одномандатниками больше 200 мест в Думе, эта партия становится теперь хозяином положения в парламенте и способна даже обеспечить, при необходимости, проведение решений по изменению Конституции, не выходя за границы существующей легальности.

Другим важным итогом выборов стал явный провал двух ведущих партий либерального крыла, СПС и "Яблока". Набрав меньше 5 % голосов, они оказались за порогом нового состава Думы, несмотря на массивное вливание денег в их избирательную кампанию со стороны олигархических кланов и активную кампанию в масс-медиа.

Успех националистических сил в голосовании 7 декабря выразился прежде всего в усилении влияния шовинистической ЛДПР во главе с ультраправым демагогом В. Жириновским. Она набрала около 12 % голосов. Значительную поддержку получил также блок "Родина", за которого отдали свои голоса около 9 % избирателей. Этот блок, лидерами которого являются экономист и бывший министр гайдаровского правительства С. Глазьев, а также национал-популист и партнер генерала А. Лебедя на президентских выборах 1996 года Д. Рогозин, был образован всего несколько недель назад и поставил в центр своей кампании требование о национализации сырьевых отраслей.

Наконец, выборы выявили значительный упадок влияния Коммунистической партии Г. Зюганова, которая набрала рекордно малое число голосов (около 13 %).

Результаты прошедших выборов, в результате которых образовалась, как сейчас говорят, "полуторапартийная" система ("партия власти" плюс все остальные фракции, "тянущие" только на половину одной полноценной), подчеркивают полный упадок и бессилие парламента.

Но видимое всесилие путинской власти имеет вполне определенные пределы. Выстроенная в последние годы авторитарная "вертикаль власти" может "замочить" какого-то отдельного "олигарха" или посадить в кресло губернатора нужного Кремлю человека, но она не в состоянии обеспечить управляемость государственного аппарата и соблюдение законов, равно как и не в силах бороться с коррупцией, региональным сепаратизмом и т. п.

2004 год

Путин неожиданно меняет премьер-министра накануне президентских выборов

Владимир Волков

26 февраля 2004 г.

Принятое президентом Владимиром Путиным решение о снятии премьер-министра Михаила Касьянова, которое было неожиданно объявлено во второй половине дня 24 февраля, свидетельствует о наличии острых внутренних разногласий и конфликтов на самых верхних этажах российской политики. Смена премьер-министра за три недели до голосования, произошедшая без какого-либо предварительного обсуждения и публичных дебатов, является проявлением глубокой слабости нынешнего кремлевского режима.

Премьер-министр Касьянов был с самого начала связан с ведущими олигархическими кланами, которые сегодня недовольны Путиным. В прошлом году Касьянов был одним из очень немногих, кто позволил себе неоднократно выступить с критикой правительственных атак против компании "Юкос". Он осудил также арест М. Ходорковского как действие, не вызванное объективной необходимостью.

Как отметила Газета.ру, осенью прошлого года Касьянов стал рассматриваться известными кругами "в качестве возможного лидера антипутинской оппозиции".

Речь Путина перед Федеральным собранием — Программа дальнейшего наступления на жизненный уровень масс

Владимир Волков

29 мая 2004 г.

Ежегодное послание, с которым российский президент Владимир Путин выступил перед Федеральным собранием (обе палаты парламента) в среду, 26 мая, по существу представляет собой программу нового раунда "шоковой терапии", — превентивной социальной войны новой правящей элиты против большинства жителей страны.

"Впервые за долгий период, — заявил Путин, — Россия стала политически и экономически свободной страной". Каково реальное содержание этой фразы? <...>

Россия превратилась в страну с одной из самых высоких в мире степени социального неравенства. В руках 10% наиболее обеспеченных людей (14,4 млн человек) сконцентрировано 35% всех доходов. На долю 10% самых бедных приходится приблизительно 2,5% доходов. По официальной статистике 30 млн россиян (20% населения) живут в бедности, граница которой в настоящее время установлена на уровне 2143 рублей (примерно 61 евро).

Между тем в своей речи перед Федеральным собранием Путин заявил, что жизненный уровень населения пусть медленно, но повышается. Единственным основанием для этого являются данные о совокупном росте доходов, которые на 99 процентов отражают увеличение доходов узкого слоя богатых и "олигархов".

Из новых ориентиров в социальной сфере российский президент назвал три: в области обеспечения населения жильем, модернизации здравоохранения и развития образования. Что представляет собой каждая из них?

Согласно выдвинутому Путиным амбициозному плану, к 2010 году треть населения страны должна иметь возможность обладать современной квартирой. В качестве инструмента для решения проблемы Путин выдвигает идею развития ипотеки.

Под "модернизацией" здравоохранения Путин понимает радикальное снижение бюджетных гарантий на обеспечение большинства граждан бесплатным или относительно недорогим доступом к медицинскому лечению и лекарствам.

В сфере образования речь идет о том, чтобы сделать его де-факто платным для основной массы студентов. Предложение, высказанное Путиным, состоит в том, что со студентом, обучающимся бесплатно, должен заключаться договор, по условиям которого он после окончания вуза либо работает определенное время по специальности, либо возвращает потраченные на его образование деньги. Поскольку в настоящий момент не существует механизма, который обеспечил в каком бы то ни было виде работу большинству выпускников вузов по специальности, то это предложение фактически означает введение меры, которая делает студента потенциальным должником государству на неопределенный период времени.

США вмешались в спорные выборы на Украине — Кто вас об этом просил, мистер Пауэлл?

Джозеф Кэй

2 декабря 2004 г.

На прошлой неделе Госсекретарь США Колин Пауэлл объявил, что результаты президентских выборов на Украине неприемлемы, так как они не соответствуют высоким стандартам администрации Буша. Не будь это заявление столь откровенно реакционным, оно вполне могло бы сойти за хорошую шутку. Ведь американский Государственный секретарь представляет на международной арене администрацию, первоначально пришедшую к власти в результате кражи выборов. Теперь он объявляет незаконными украинские выборы, потому что они, видите ли, "не отвечают международным стандартам, и потому что не было проведено расследования относительно многочисленных и вызывающих доверие сообщений о фальсификации и злоупотреблениях".

Администрация Буша, говоря о фальсификации выборов на Украине, указывает на различия между официальными результатами, давшими победу действующему премьер-министру Виктору Януковичу, и опросами проголосовавших избирателей (exit polls), согласно которым со значительным перевесом победил поддерживаемый американцами и ЕС кандидат Виктор Ющенко.

Выглядит весьма вероятным, что выборы на Украине были сфальсифицированы с обеих сторон. Также нельзя отрицать, что российский президент Путин воспользовался своим влиянием для того, чтобы победителем был объявлен именно Янукович — точно так же, как невозможно отрицать финансовую и политическую помощь Ющенко со стороны США и Европейского Союза.

Однако конфликт из-за Украины, разразившийся между Россией, с одной стороны, и США и Европой — с другой, не имеет ничего общего со столкновением демократии и авторитаризма. Речь идет о конфликте интересов, касающихся роли этой страны как сельскохозяйственного и промышленного региона европейского континента. Украина занимает ключевое место в стратегически важной системе транспортировки газа, расположенной между Россией, Восточной Европой и Черным морем.

2005 год

Американо-российская напряженность доминирует на встрече Буша и Путина в Братиславе

Юстус Ляйхт

4 марта 2005 г.

Европейский тур президента Буша завершился тем же, чем он начался. Несмотря на показную демонстрацию дружбы между "Джорджем" и "Владимиром", встреча Буша с российским президентом Путиным в столице Словакии, Братиславе, не смогла скрыть растущую напряженность в отношениях между этими двумя правительствами. Вашингтон требует подчинения России интересам американской внешней политики и полного открытия российской экономики для проникновения международного капитала.

За неделю до встречи на высшем уровне Путин демонстративно принял Хасана Рохани , главу иранской делегации на переговорах о ядерных проблемах и секретаря Совета национальной безопасности Ирана. Путин заявил, что он убежден — иранская ядерная программа преследует исключительно мирные цели. США утверждают, что Иран пытается создать ядерное оружие. После своей встречи с Путиным Рохани сообщил, что обе страны подпишут соглашение об отправке в Россию отработанного иранского ядерного топлива.

Американские источники выразили сожаление по поводу того, что Россия намерена продать Сирии ракеты "земля-воздух" S-400. Эта система противовоздушной обороны в состоянии поражать цели, использующие антирадарную технологию. Россия настаивает на том, что система S-400 основана на обычном оружии и является оборонной по своей природе, к тому же в настоящее время нет международного эмбарго на поставки оружия Сирии.

Сирия и Иран — два самых важных союзника России на Ближнем Востоке.

2006 год

"Стратегическое партнерство" России и Китая закрепляется нефтью и газом

Джон Чан

13 апреля 2006 г.

Визит российского президента Владимира Путина в Китай, состоявшийся 21-22 марта, стал очередным признаком того, что Москва и Пекин укрепляют взаимные связи в ответ на все более враждебное отношение Вашингтона к обеим странам. Это была пятая по счету встреча Путина с китайским президентом Ху Дзиньтао в течение года.

Среди 29 соглашений, подписанных в ходе визита, наиболее важной является сделка общей стоимостью до 10 миллиардов долларов, предусматривающая строительство двух газопроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай до 2011 года.

Россия обязалась ежегодно поставлять в Китай 60-80 миллиардов кубометров газа, что в два раза превышает общий объем китайского потребления этого топлива в 2004 году. Огромные объемы соглашения с Китаем уже вызвали беспокойство в Европе, которая свои потребности в газе на 70 процентов удовлетворяет за счет поставок из России.

Данный договор явно имеет своей целью стимулировать сотрудничество в этой отрасли после того, как Москва аннулировала заключенное в 2003 году соглашение о постройке нефтепровода до города Дацин (Daqing) на северо-востоке Китая. Вместо этого проекта Россия решила принять предложение Японии о создании трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" — к тихоокеанскому портовому городу Находка, что позволит экспортировать нефть, в частности, в Японию.

В настоящее время внешнеполитические цели России и Китая в основном совпадают. В итоге обе страны укрепляют не только экономическое, но и стратегическое сотрудничество. В отношении Китая продолжает действовать эмбарго на поставки вооружения, введенное США и ЕС после бойни 1989 года на площади Тяньаньмэнь, но теперь самым крупным поставщиком оружия и военных технологий Китаю стала Россия, которая на вырученные средства может обновить свою обветшавшую военную промышленность.

Примечателен также призыв к созданию "трехстороннего механизма для сотрудничества" с Индией. Администрация Буша стремится сделать Индию своим важным стратегическим союзником в рамках собственных геополитических планов по окружению Китая. В ответ Китай и Россия пытаются уговорить Индию дистанцироваться от США.

Однако Вашингтон не собирается отступать и, вероятно, еще более агрессивным образом отреагирует на укрепление связей России и Китая.

Страны ГУАМ усиливают интеграцию в противовес российскому влиянию на постсоветском пространстве

Владимир Волков

3 июня 2006 г.

Завершившийся 23 мая в Киеве саммит ГУАМ — организации, в которую входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, — стал новым шагом в усилиях США создать в бывшем СССР пояс зависимых от себя государств, противостоящих влиянию России на постсоветском пространстве и выступающих буфером в экономическом сотрудничестве между Россией и Западной Европой.

Цель прошедшей встречи состояла в том, чтобы укрепить взаимодействие между странами-участниками и превратить этот проамериканский альянс из регионального интеграционного объединения в международное, открыв его для других государств. Принятое новое название теперь будет звучать как "Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ", а о готовности стать ее соучредителями заявили Румыния, Болгария и Польша.

Штаб-квартира организации будет находиться в Киеве.

Каждая из стран-участниц имеет множество претензий, нерешенных проблем и конфликтов с Россией. Украинская сторона открыто заявляет о своем желании дистанцироваться от СНГ. Грузинское правительство Михаила Саакашвили ставит цель вернуть под свой контроль отделившиеся территории Абхазии и Южной Осетии, которые поддерживаются Кремлем. Сходная проблема существует у Молдавии с отделившимся от Кишинева Приднестровьем, руководство которого также опирается на поддержку Москвы. Что касается Азербайджана, то он заинтересован в решении в свою пользу конфликта вокруг Нагорного Карабаха, в котором Россия находится на стороне Армении, а также в том, чтобы найти новые маршруты транспортировки нефти в обход России, в частности, в Европу через украинскую территорию.

Формулируя в Киеве задачи ГУАМ, азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил: "Наши страны — это естественный коридор между Средней Азией и Европой. И создание транспортного коридора во многом предопределит развитие Европы".

Россия на грани военного конфликта с Грузией

Владимир Волков

31 октября 2006 г.

Выступая в среду, 25 октября, в прямом эфире ведущих телекомпаний страны в рамках ежегодного "общения с народом", российский президент Владимир Путин подтвердил стремление российского руководства защитить непризнанные автономии в Абхазии и Южной Осетии от возможной военной акции со стороны Грузии.

Мы в России "обеспокоены милитаризацией Грузии", — заявил он, возложив ответственность за резкое обострение отношений между Россией и Грузией, произошедшее в последние недели, на тбилисское правительство Михаила Саакашквили. "Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с попыткой или с подготовкой возможного решения юго-осетинской и абхазской проблем силовым путем", — сказал Путин.

Основным инициатором обострения действительно выступает Тбилиси, поддерживаемый вашингтонской администрацией Джорджа Буша.

2007 год

Российский президент резко критикует внешнюю политику США

Ниал Грин и Андреас Рицци

14 февраля 2007 г.

Уже через несколько часов после открытия 43-й ежегодной Конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене девиз этой организации "мир посредством диалога" оказался выброшенным в мусорную корзину. Для описания происходящего чаще слышалось слово "мобилизация", а многие говорили про "пламенную речь" и даже упоминали "новую холодную войну".

Такая реакция последовала вслед за речью российского президента Владимира Путина, который выступил с резкими нападками на внешнюю политику США. Это было одним из наиболее громких критических выступлений в адрес Вашингтона со стороны главы крупной державы. Российский президент заявил, что американская внешняя политика является "очень опасной" из-за своего "преувеличенного использования силы — военной силы — в международных отношениях, и именно эта сила подталкивает мир к краю пропасти, за которой нас ожидают постоянные конфликты".

Выступая перед аудиторией, среди которой находились новый министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates), сенаторы Джон Маккейн (John McCain) и Джозеф Либерман (Joseph Lieberman), а также другие высокопоставленные американские правительственные представители, Путин объявил, что американский империализм "перешел все возможные границы".

Явно намекая на катастрофическое положение американцев в Ираке, Путин констатировал, что "односторонними незаконными действиями не удалось решить ни одной проблемы; они стали рассадниками дальнейших конфликтов".

Далее российский президент сказал: "Мы являемся свидетелями ширящегося игнорирования основных принципов международного права... Никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто уже не считает международное право каменной стеной, которая его может защитить. Ясно, что подобная политика стимулирует гонку вооружений. Доминирование силы неизбежно подталкивает ряд стран к приобретению оружия массового поражения".

Подготовка к войне против Ирана

Явное нарушение Путиным дипломатических норм на самом престижном международном форуме, посвященном вопросам военной политики и безопасности, можно понять только в том случае, если принять во внимание тот общий фон мировых дел, когда ведутся американские приготовления к войне против Ирана.

Умеренная реакция в Европе

Путин отлично сознавал, что его критика в адрес Вашингтона получит отклик на конференции, на которой присутствовали в основном европейские представители. Американские участники конференции резко раскритиковали его речь, но реакция их европейских коллег из стран, чьи правительства воздерживаются от откровенной критики в адрес Вашингтона, оказалась на удивление мягкой.

Планы размещения американских ракетных баз в Польше и Чехии обостряют напряженность в Европе

Маркус Зальцман и Цезарь Коморовский

29 марта 2007 г.

Объявленные правительством США планы по размещению базы противоракетной обороны в Польше, а также радиолокационной станции в Чехии привели к усилению враждебности в отношениях между США и Россией. Одновременно такой рост агрессивности внешней политики США вызвал значительную напряженность в рамках Европейского союза.

Согласно этим планам правительства США, в Польше должна быть создана военная база с 10 баллистическими ракетами, которая станет частью системы противоракетной обороны NMD (National Missile Defence), включающей в себя сеть спутников слежения. Связанную с ней систему РЛС предполагается разместить в Чехии. В качестве официального обоснования этого проекта называется предполагаемая угроза Соединенным Штатам, исходящая от ядерных ракет дальнего радиуса действия, которые могут быть запущены с Ближнего Востока — то есть Ираном — или из Северной Кореи.

Переговоры Буша и Путина не смогли рассеять нарастающие трения

Билл Вэн Оукен

18 июля 2007 г.

В ходе короткого, но напряжённого саммита в поместье семьи Буш в Кеннебанкпорте, штат Мэн, российский президент Владимир Путин во второй раз менее чем за месяц сделал американскому лидеру Джорджу В. Бушу обезоруживающее предложение.

Путин воспользовался совещанием, которое было организовано по его просьбе, для того, чтобы снова вернуться к обсуждению неожиданного предложения, которое он выдвинул в ходе саммита G8 в прошлом месяце. Путин предложил преобразовать план США по созданию системы ПРО в странах бывшего Варшавского договора в совместный американо-российский проект на базе российского военного объекта в Азербайджане.

Напряженность в отношениях НАТО и России усиливается

Петер Шварц

20 июля 2007 г.

Напряженность в отношениях НАТО c бывшими государствами Советского Союза достигло новой точки остроты в конце прошлой недели, когда Россия в одностороннем порядке объявила о выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Российский президент Владимир Путин в субботу подписал указ, приостанавливающий действие договора. Решение вступит в силу через 150 дней с момента его принятия, если не будет достигнуто новое соглашение с НАТО. Москва между тем сигнализирует о своей готовности к переговорам. МИД России заявил, что заинтересован в дальнейших переговорах по вопросам, вызывающим разногласия.

Обновленный вариант ДОВСЕ был принят в Стамбуле в 1999 году 30 государствами, однако был ратифицирован только Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Государства НАТО отложили какую-либо ратификацию, говоря, что Россия должна вывести свои войска, расположенные в отколовшихся регионах Грузии и Молдавии. Москва, в свою очередь, отказывается признать, что вывод войск из Грузии и Молдавии признавался когда бы то ни было составной частью ДОВСЕ.

Отказ стран НАТО ратифицировать ДОВСЕ был, наконец, использован Россией для оправдания своего решения о приостановке действия соглашения.

Путин в Тегеране: Расхождения между США и Россией усиливаются

Питер Саймондс

25 октября 2007 г.

Визит российского президента Владимира Путина в Тегеран на этой неделе подчеркнул углубляющийся разрыв между Москвой и Вашингтоном по ряду вопросов, в частности, в отношении угрозы администрации Буша начать войну против Ирана из-за его ядерных программ.

Путин проигнорировал призывы США об отмене этого визита — первого визита российского или советского лидера в Иран со времени переговоров Сталина, Черчилля и Рузвельта в Тегеране в 1943 году. Это решение стало дипломатической пощечиной администрации Буша, которая склоняет Совет Безопасности ООН к принятию более строгих санкций в отношении Ирана с целью дальнейшей изоляции этой страны.

Формально Путин прибыл в Тегеран на встречу глав пяти прикаспийских государств — России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана. Однако российский президент воспользовался этой трибуной, чтобы выразить свое несогласие с планами военной агрессии против Ирана.

По предложению Путина на тегеранской встрече была принята декларация, в которой страны-участницы заверяют, что не допустят "использования своей территории третьими странами для военного нападения на любое из [прикаспийских] государств".

Соперничество великих держав

Растущие разногласия между Вашингтоном и Москвой на прошлой неделе открыто проявились во время встреч Путина с высокими представителями правительства США и с европейскими лидерами. Президент Франции Николя Саркози на прошлой неделе прилетел в Москву, чтобы попытаться убедить Путина поддержать введение новых санкций ООН против Ирана и отказаться от возражений против американских и европейских предложений по предоставлению независимости сербской провинции Косово. Москва последовательно возражает против увеличения западного влияния на Балканах и поддерживает своего традационного союзника Сербию, настаивая на том, что Косово должно оставаться частью сербского государства.

Саркози потерпел неудачу по обеим пунктам.

Госсекретарь США Кондолиза Райс приехала в Москву вместе с министром обороны США Робертом Гейтсом; оба собирались обсудить там еще один крайне спорный вопрос — планы США по созданию баз системы противоракетной обороны в Восточной Европе.

Эти переговоры в прошлую пятницу на даче Путина кто-то из журналистов назвал "преисполненными ненависти". Сначала Путин заставил Райс и Гейтса дожидаться его целых 45 минут, а перед началом разговора заявил: "Мы надеемся, что в ходе таких сложных переговоров вы не станете выдвигать на первый план свои отношения с государствами Восточной Европы".

Представители США сделали формальное предложение России включиться в этот проект (по созданию баз системы противоракетной обороны в Восточной Европе), но с порога отвергли призыв Москвы отложить строительство системы противоракетной обороны.

В ответ на американский план противоракетной обороны Россия возобновила глобальное патрулирование своих стратегических бомбардировщиков ТУ-95, прекращенное в 1992 году.

2008 год

Провозглашение независимости Косово угрожает новой вспышкой конфликтов на территории бывшего СССР

Владимир Волков

1 марта 2008 г.

Провозглашение независимости Косово, объявленное 17 февраля этого года и поддержанное США и ведущими странами Западной Европы — Германией, Францией, Великобританией и Италией, — угрожает резко обострить межгосударственные отношения в странах бывшего Советского Союза.

Целый ряд замороженных конфликтов 1990-х годов: Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Приднестровье в Молдавии, а также как минимум еще один регион, Нагорный Карабах в Азербайджане, — могут стать поводом для возобновления конфронтации, вплоть до развязывания военных действий с непредсказуемыми последствиями.

Разногласия между США и Германией по вопросу о расширении НАТО

Билл Вэн Оукен

9 апреля 2008 г.

Накануне саммита НАТО в Бухаресте президент США Джордж Буш сделал сознательно провокационный шаг: он прилетел в Киев и выступил на пресс-конференции совместно с украинским президентом Ющенко в защиту принятия бывшей советской республики в члены НАТО. "Ваша страна приняла смелое решение, — заявил Буш о попытке Ющенко стать членом НАТО, — и Соединенные Штаты горячо поддерживают вашу просьбу".

Мартовский опрос общественного мнения в Украине показал, что всего 11% населения поддерживают членство в НАТО, а 36% категорически возражают против него. Чувства недовольства особенно сильны на востоке страны.

В феврале Кремль отозвался на киевскую заявку о приеме в НАТО собственным предупреждением, что если Украина войдет в западный союз и позволит НАТО развернуть базы на своей территории, то Россия будет рассматривать их как военные объекты. "Россия нацелит свои ракеты на Украину, — заявил российский президент Владимир Путин. — Призадумайтесь на минуту об этом".

Кремль уже резко воспротивился планам принятия в НАТО Грузии, угрожая в ответ признать сепаратистские республики Южной Осетии и Абхазии, обе из которых граничат с Россией.

Германское правительство канцлера Ангелы Меркель дало понять о своем несогласии с намерением принять Украину и Грузию в НАТО. Поскольку этот союз принимает решения на основании общего консенсуса, Берлин имеет право заблокировать дальнейшее расширение союза.

"Страны, вовлеченные в региональные и внутренние конфликты, не могут стать членами НАТО", — сказала она, явно намекая на Грузию и на конфликт последней с сепаратистскими движениями в Абхазии и Южной Осетии. Представители немецкого правительства предупреждают, что если Грузия сошлется на статью 5 договора НАТО, которая обязывает эту организацию прийти на помощь одному из своих членов в случае угрозы нападения, то принятие Грузии может привести НАТО к конфронтации с Россией по поводу статуса этих двух территорий.

Позицию Германии разделяют другие страны Западной Европы. В интервью по радио премьер-министр Франции Франсуа Филлон (Francois Fillon) выступил против принятия двух бывших советских республик в НАТО. "Мы возражаем против принятия Грузии и Украины потому, что полагаем, что это действие не отвечает соотношению сил внутри Европы и между Европой и Россией, и мы желаем продолжить наш диалог с Россией по этому поводу", — сказал он. "Франция не откроет шлагбаум принятию Украины и Грузии", заявил он в передаче французского Inter Radio, и добавил: "Мнение Франции по этому поводу отличается от отношения Соединенных Штатов".

Россия и Грузия на грани вооруженного конфликта из-за Абхазии

Владимир Волков

20 мая 2008 г.

Резко обострившиеся в последние недели отношения между Россией и Грузией балансируют на грани развязывания открытого вооруженного конфликта. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации напряженности и вооруженных приготовлениях, способных ввергнуть регион в новый круг кровавых столкновений, бушевавших на Кавказе на рубеже 1980-90-х годов и унесших жизни десятков тысяч людей.

Основной очаг конфронтации в данный момент связан с Абхазией. Абхазская сторона утверждает, что в Кодорское ущелье на границе с республикой введено 1,5 тысячи грузинских солдат, а в зугдидском районе Грузии их число достигает 2 тыс. По заявлениям российской стороны, практически ежедневно происходят поставки военного имущества в Грузию, в частности, из Турции.

Грузия обвиняет Россию в попытке "ползучей аннексии" Абхазии и в концентрации там своих вооруженных сил. В начале мая Россия в полтора раза увеличила контингент своих миротворцев в Абхазии — с двух до трех тысяч человек, оправдывая это военными приготовлениями Тбилиси, а также стремлением грузинского руководства вступить в НАТО.

После конфликта в Грузии

Патрик Мартин

20 августа 2008 г.

После заключения перемирия в Грузии, которое Саакашвили нехотя подписал под указку госсекретаря Кондолизы Райс в пятницу, 15 августа, стало еще яснее, что длящаяся неделю американская кампания в прессе и в дипломатических кругах по поводу так называемой русской агрессии является примером техники "большой лжи".

Сейчас ясно, что размеры российской военной интервенции сравнительно малы — всего 15 тысяч солдат, то есть примерно половина от численности грузинских вооруженных сил. Это ставит под сомнение утверждение, будто Москва хотела захватить Грузию. В пятницу агентство CNN заметило, что общее число российских солдат в городе Гори, оккупация которого якобы доказывает российское намерение расколоть Грузию на две части, составляет всего двести человек.

Значительное число американских сообщений о событиях в Грузии состоит из недоказанных обвинений о русских и осетинских насилиях против грузинских мирных граждан; почти ничего не говорится о грузинском нападении на Южную Осетию, которое развязало весь этот конфликт.

Российский посол в ООН Василий Чуркин осудил заявления США о том, что Россия будто бы ведет "войну террора" в Грузии. Такие выражения "абсолютно неприемлемы", сказал он, "особенно из уст постоянного представителя страны, действия которой мы хорошо знаем, включая ее действия по отношению к гражданскому населению Ирака, Афганистана и Сербии".

Россия развивает вооруженные силы и вступает в стратегические союзы против США

Нил Грин

21 августа 2008 г.

Россия также предпринимает шаги для укрепления своей военной мощи. Хотя военные расходы России все еще составляют малую долю от гигантского военного бюджета США, Москва в последние годы прилагает усилия по восстановлению своих вооруженных сил, включая замену доставшегося ей от советской эры военного оборудования.

27 июля российское правительство подтвердило, что планирует создать шесть авианесущих групп и обновить свой атомный подводный флот. Представитель военно-морского флота адмирал Владимир Высоцкий объявил на праздновании Дня военно-морского флота в Санкт-Петербурге, что строительство начнется после 2012 года. "Мы называем это системой авиации морского базирования, которая будет располагаться на Северном и Тихоокеанском флотах", — сказал он.

Авианосцы создадут основу для групп решения общих задач, которые будут включать в себя подводные лодки, надводные военные корабли, самолеты и беспилотные летательные аппараты, а также морскую пехоту. По оценкам составителей военных планов из Кремля, перевооружение военно-морских сил завершится к 2050 году. Также будут созданы тренировочные центры для подготовки пилотов морской авиации, которые введут в действие к 2010 году.

Россия и Китай

С середины 1990-х годов Москва и Пекин отставили в сторону многие из своих прежних разногласий, пытаясь создать механизмы по защите и продвижению своих общих интересов в противовес США. 21 июля правительства этих двух стран окончательно подписали протокол по формальной демаркации своей 4300-километровой границы — важный шаг по установлению долговременных связей между обеими державами.

Россия также недавно усилила свою роль поставщика быстро развивающейся атомной энергетической промышленности Китая. Две страны подписали сделку на 1,5 млрд. долларов по строительству завода по обогащению ядерного топлива и поставкам урана. Она предполагает сооружение двух водо-водяных энергетических реакторов и завода газовых центрифуг в Китае, а также обеспечение услуг по обогащению урана.

Чиновники и предприниматели обеих стран подписали пакет соглашений, охватывающих широкий круг вопросов: от энергетики и аэрокосмической проблематики до туризма и лесоводства. Размеры двусторонней торговли выросли с 10,7 млрд. долларов в 2000 году до $48,2 млрд. в прошлом году.

Мировой финансовый кризис ставит подножку экономическому буму в России

Владимир Волков

13 ноября 2008 г.

Развитие мирового финансового кризиса в течение последних двух месяцев обнаружило глубокую зависимость российской экономики от колебаний мирового рынка.

Первоначальная реакция Кремля была полна националистического самодовольства и благодушия. Официальные представители власти исходили из предпосылки, что благодаря громадным резервам, накопленным в последние годы из-за высоких мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы, России совершено не угрожают волны финансового кризиса, эпицентром которых стала американская экономика.

Вскоре выяснилось, что их расчеты были построены на песке.

Объявленные меры беспрецедентной помощи банкам в размере 1,5 трлн руб. (60 млрд долларов) и заявления Минфина и Банка России об их готовности влить в финансовую систему до 3 трлн рублей не смогли остановить падение фондовых индексов. К концу октября — в течение каких-то полутора месяцев — они снизились до уровня 1997 года (ситуации накануне дефолта августа 1998 года), перечеркнув все "достижения" периода президентства Владимира Путина.

27 октября агентство Bloomberg опубликовало сравнительный анализ падения фондовых рынков 48 ведущих развитых и развивающихся стран с начала этого года. Россия оказалась в самом конце списка: ее фондовый рынок сжался почти в четыре раза, потеряв 73% капитализации от пика, которого он достиг в мае 2008 года.

Масштабы оттока капиталов и скорость, с которой стали убывать золотовалютные резервы страны, означают, что при сохранении негативных сценариев развития финансового кризиса "запас прочности" российского правительства может быть исчерпан где-то к концу зимы — началу весны следующего года.

За четыре последних месяца рубль обесценился на 15% по отношению к доллару. Только за август и сентябрь из страны было выведено более 30 млрд долларов. Золотовалютные резервы снизились с почти 600 млрд долларов в начале августа до 487 млрд долларов к началу ноября, то есть более чем на сто миллиардов долларов. Только за октябрь они сократились на 71,47 миллиардов.

В течение сентября-октября правительство России было вынуждено объявлять о все новых мерах по спасению российской банковской системы и промышленности. Глава Счетной палаты Сергей Степашин оценивает пакет антикризисных мер правительства более чем в 4 трлн. рублей ($150 млрд). По другим оценкам, общий объем обещанной или анонсированной господдержки банков и компаний достиг 6 трлн. руб. ($220 млрд) или более 13% ВВП.

Несмотря на это, согласно прогнозу Минэкономразвития, опубликованного в начале ноября, темпы роста российской экономики в четвертом квартале могут упасть с 9,5 до 6,5%, а рост ВВП в 2008 году снизится до 7,3% против 8,1% в 2007 году. Инфляция ожидается на уровне 15-18%.

Проблема усугубляется тем, что российские банки и компании набрали громадные долги на мировых рынках, доходящие до 450 млрд долларов. До конца этого года только на содержание этих займов должно быть выплачено порядка 50 млрд долларов.

Антикризисный план, объявленный в конце этой недели российским правительством, предполагает целенаправленную господдержку целых отраслей: авиакомпаний, строительных и девелоперских фирм, нефтяников и других экспортеров, машиностроения и организаций оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства.

По оценкам экспертов, в 2009 году безработица в России вырастет в два раза. Ожидается также значительное — на 25-30% — увеличение тарифов на коммунальные услуги.

Стратегические цели правительства видны из инструкции, разосланной министерством финансов в региональные администрации в конце октября. Согласно этому документу, "в 2009 году необходимо ограничить принятие новых расходных обязательств, а также необеспеченное финансовыми ресурсами увеличение финансирования действующих обязательств, включая повышение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы".

После периода "тучных лет" путинского времени русский капитализм стоит перед кризисом, на который он будет отвечать новым безжалостным наступлением на уровень жизни и права рядовых граждан. Его паразитизм закладывает основу для возобновления в России новых классовых битв.

На этом можно поставить логическую точку. Президент Путин к этому моменту все чаще снимал розовые геополитические очки, финансисты получили опыт управления финансовым кризисом, строящиеся новые армия и флот потихоньку обретали очертания, население страны боялось кризиса. Авторы статей, полный текст которых можно прочесть, перейдя по ссылкам в тексте, не испытывают симпатий к Путину, но честны в цифрах. К тому же, Мировой социалистический веб-сайт хорошо организован для поиска давних статей.

 Источник: World Socialist Web Site

Картина дня

наверх