На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 325 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    И тем не менее,ты  просто подонок  бандеровский.Гадишь  везде, где мр\ожешь.Сильный духом
  • Владимир Алтайцев
    ты  говно  бандеровское. Кузнецов  жил среди коми, с детства общался  с коми.Сильный духом
  • Юрий Радионов
    Читая подобные статьи, создается впечатление, что такие авторы как Иван Петров, эти статьи пишут, находясь на стацион...Максим Пуркаев: Н...

Эмиграция из СССР глазами евреев-отказников

Для советских евреев 1968 год стал знаковым: открылся официальный канал эмиграции в Израиль. Но далеко не всем выдавали разрешение на выезд. Была установлена квота на 1500 человек в год, а единственным возможным мотивом являлось воссоединение с семьей. При том выпускали лишь «лиц преклонного возраста, не имеющих специального образования».

Позже под давлением мирового общественного мнения круг людей, которым было дозволено выехать, формально расширился. Но евреям с высшим образованием и обладателям научных степеней по-прежнему давались отказы и часто под надуманными предлогами. В результате сложившейся эмиграционной политики в отказе оказалось много образованных и талантливых людей, объединенных общими проблемами и общими целями. Так формировалось протестное движение отказников и началась, без малого, двадцатилетняя история борьбы за право репатриироваться. 

Первая
(На проводах в Израиль. Московский аэропорт Шереметьево)

Кружки по изучению иврита («ульпаны») играли крайне важную роль в жизни евреев-отказников. Изучение языка являлось одним из основных этапов в подготовке к эмиграционной жизни и подразумевало знакомство со светской и религиозной культурой Страны Израиля, ее географией и историей. Этим просветительские функции «ульпанов», как вы можете догадаться, не ограничивались. Здесь же можно было узнать как подать документы, подготовиться к отъезду и возможному отказу, а так же получить свежие новости сообщества. Продвинутые отказники могли взять информацию о том, через какие каналы передавать данные на Запад, как вести себя с органами государственной безопасности и противодействовать преследованиям, а также где получать помощь в случае экстренных ситуаций.
Кроме того, кружки иврита, пронизывающие все отказное сообщество, выходили за его пределы и становились связующим звеном между евреями, не находившимися в отказе, но активно интересовавшимися еврейскими темами. 


1
(Ленинградские отказники с рекламой курсов иврита)

2
(Московские преподаватели иврита)

Московские отказники встречались для обсуждения насущных вопросов прямо  под открытым небом (за неимением другой возможности). Собирались на «Горке» да по «Овражкам». Каламбур каламбуром, а сложилось два своеобразных клуба. «Горка» -  в черте города, возле центральной синагоги на идущей под уклон улице Архипова (ныне Большой Староглинищевский переулок). «Овражки» – лесная полянка на одноименной подмосковной станции. 

Каждую субботу «Горка» заполнялась евреями разных возрастов и профессий. Здесь знакомились и общались, обменивались мнениями, встречались с иногородними и иностранцами. 

3
(Вид на ул. Архипова: московская хоральная синагога, 1985 год)

4
(Субботний день на "Горке")

5
(На "Горке" во время праздника Симхат Тора с гостями из США, 1980 год)

Среди лидеров отказного движения было немало заядлых туристов. Первая встреча в «Овражках» состоялась в 1976 году. Стандартная программа «Овражек» состояла из двух частей: первая – краткая лекция по истории, культуре, рассказ о приближающемся празднике или что-нибудь об Израиле, а вторая  - конкурс еврейской песни.

6

7
(В «Овражках»)

9
(Призыв приносить в «Овражки» складные стулья)

8
(Конкурс еврейской песни)

Евреи составляли существенную часть советской научной элиты. Ученым, лишенным возможности практиковать свою деятельность в отказе, была необходима привычная ниша, в которой они могли бы не только общаться с коллегами и поддерживать профессиональный уровень, но и использовать коллективный потенциал для решения проблем, связанных с выездом. Была построена система научных семинаров отказников. В 1972 году стартовал первый московский семинар для ученых-физиков «Коллективные явления». Затем открылся семинар по кибернетике и гуманитарный семинар. Через год - инженерный семинар. Cо временем инициативу подхватили группы ученых-отказников из других городов. 

10
(Ученые-отказники (слева направо): А. Лунц, Д. Рогинский, А. Вороенль, М. Азбель. 1973 год)

11
(Слева направо: А. Воронель, А. Лунц, В. Брайловский, М. Азбель, Д. Рогинский. Во время голодовки на квартире А. Лунца, 1973 год)


12
(Физический семинар. Справа - Марк Азбель, слева от него - нобелевский лауреат Кеннет Вильсон, 1974 год)

13
лександр Лоффе делает доклад на семинаре «Коллективные явления», 1972 год)

14
(Заседание юридического семинара, 1984 год)

15
(Участники семинара по еврейской истории, 1986 год)

Жизнь в отказе складывалась не только из стремления выехать. Необходимо было готовиться к жизни в Израиле или вообще за границей, пытаться сохранить профессиональный уровень, ведь многих отказников увольняли, и они были вынуждены браться за любую работу. А еще помогать родственникам, больным, «узникам Сиона» (так называли людей, подвергшихся репрессиям за сионистскую деятельность). По-прежнему оставались семейные обязанности, дети, которых теперь было нужно не только содержать и воспитывать, но и, насколько это возможно, отгораживать от «отказных» проблем. 
 
наверх