Скажите, а вот кто из вас сможет взять пруток толщиной 3 мм из нержавейки и просверлить в нем дырку диаметром 2 мм. Нет, не поперек, а вдоль прутка на глубину 20 мм ? Трудно, но сможете? Ладно, верю. А если взять такой же пруток, но уже сечением 2 мм и просверлить в нем идеальное отверстие в 1 мм на глубину 30 мм?
Справитесь? Хорошо! А если у вас при этом нет даже электрической дрели, а имеется только примитивный ручной коловорот, какие были в ходу в конце 70-х? Сможете? Нет? То-то же!
Да, нет, я не хвастаюсь, я как раз таки и не смогу! Но я знаком с человеком, который проделывал такие штуки не единожды.
Первый раз (а было это более 30 лет назад) Александр Перфильев - так зовут мастера, - зажав в тисках, выточенную вручную, заготовку миниатюрной копии оружейного затвора пистолета Маузера, просверлил в нем продольное отверстие ручным коловоротом, держа его на весу. В 1979 году Александр принялся за первый экспонат для своей будущей коллекции миниатюрных моделей стрелкового оружия. Это был крошечный маузер. Одновременно в работе у него находилась и вторая модель - винтовка Мосина. Именно модели, а не макеты. То есть, полностью действующие механизмы, скопированные с реально существующего оружия, уменьшенного в 4 - 4,5 раза. Передргиваешь затвор, патрон из магазина поднимается и заходит в ствол. Снимаешь предохранитель и нажимаешь на курок. Только выстрела не последует, потому что сами патроны все же не настоящие.
Эта, по истине ювелирная работа осложнялась еще тем, что Александр не имел в своем распоряжении настоящие чертежи оружия. Он отыскивал схемы и описания устройств где только мог, какие-то оружейние детали воспроизводил по памяти - например устройство автомата Калашникова, а многие технические моменты приходилось додумывать самому и фактически заново изобретать. А ведь это, пожалуй, сложнее, чем подковать блоху под микроскопом или вырезать силуэт автомата Калашникова размером с игольное ушко. Особенно, если учесть, что у мастера в те годы не имелось нормального инструмента.
Да, нет, я не хвастаюсь, я как раз таки и не смогу! Но я знаком с человеком, который проделывал такие штуки не единожды.
Первый раз (а было это более 30 лет назад) Александр Перфильев - так зовут мастера, - зажав в тисках, выточенную вручную, заготовку миниатюрной копии оружейного затвора пистолета Маузера, просверлил в нем продольное отверстие ручным коловоротом, держа его на весу. В 1979 году Александр принялся за первый экспонат для своей будущей коллекции миниатюрных моделей стрелкового оружия. Это был крошечный маузер. Одновременно в работе у него находилась и вторая модель - винтовка Мосина. Именно модели, а не макеты. То есть, полностью действующие механизмы, скопированные с реально существующего оружия, уменьшенного в 4 - 4,5 раза. Передргиваешь затвор, патрон из магазина поднимается и заходит в ствол. Снимаешь предохранитель и нажимаешь на курок. Только выстрела не последует, потому что сами патроны все же не настоящие.
Эта, по истине ювелирная работа осложнялась еще тем, что Александр не имел в своем распоряжении настоящие чертежи оружия. Он отыскивал схемы и описания устройств где только мог, какие-то оружейние детали воспроизводил по памяти - например устройство автомата Калашникова, а многие технические моменты приходилось додумывать самому и фактически заново изобретать. А ведь это, пожалуй, сложнее, чем подковать блоху под микроскопом или вырезать силуэт автомата Калашникова размером с игольное ушко. Особенно, если учесть, что у мастера в те годы не имелось нормального инструмента.
В 80-е годы в Чите не то что электродрель, а даже приличный ножик купить, чтобы колбасу порезать, было проблемой. Да что там про нож говорить! Саму колбасу, и ту было не достать. На этом фоне может как-то странным показаться, отчего у Александра вдруг появилось такое экзотическое увлечение.
Александр Николаевич Перфильев родом из села Мангут Кыринского района Читинской области. В 1977г, окончив Бурятский институт сельского хозяйства, он приехал в Читу и стал преподавать специальность механизации сельхоза в одном из техникумов. Однако, для преподавательской деятельности были необходимы соответствующие корочки, и Александр в 1979 г. отправился в Москву за вторым, педагогическим образованием. Год учебы в столице, как рассказывает о себе Александр, сильно повлиял на формирование его личности. Он с величайшим уважением вспоминает педагогов Московского института инженеров сельхозпроизводства им. Горячкина, особенно преподавателя курса эстетики и те ее многочасовые занятия, которые она проводила со студентами не в инстинутской аудитории, а в Третьяковской галерее.
Каждые выходные А. Перфильев обязательно посещал какую-нибудь выставку. Ездил несколько раз в Ленинград, в Ясную Поляну, в саму Тулу. Именно экспонаты музея Тульского оружейного завода - миниатюрные копии оружия - и произвели на студента Сашу то самое неизгладимое впечатление. "А ведь и я смогу сделать такие же, и не хуже", - подумал он и выпросил у смотрителя музея книжку - буклет экспозиции.
Александр Николаевич Перфильев родом из села Мангут Кыринского района Читинской области. В 1977г, окончив Бурятский институт сельского хозяйства, он приехал в Читу и стал преподавать специальность механизации сельхоза в одном из техникумов. Однако, для преподавательской деятельности были необходимы соответствующие корочки, и Александр в 1979 г. отправился в Москву за вторым, педагогическим образованием. Год учебы в столице, как рассказывает о себе Александр, сильно повлиял на формирование его личности. Он с величайшим уважением вспоминает педагогов Московского института инженеров сельхозпроизводства им. Горячкина, особенно преподавателя курса эстетики и те ее многочасовые занятия, которые она проводила со студентами не в инстинутской аудитории, а в Третьяковской галерее.
Каждые выходные А. Перфильев обязательно посещал какую-нибудь выставку. Ездил несколько раз в Ленинград, в Ясную Поляну, в саму Тулу. Именно экспонаты музея Тульского оружейного завода - миниатюрные копии оружия - и произвели на студента Сашу то самое неизгладимое впечатление. "А ведь и я смогу сделать такие же, и не хуже", - подумал он и выпросил у смотрителя музея книжку - буклет экспозиции.
В июне 1980 г всех "лишних" граждан попросили убраться из Москвы до начала Олимпиады-80. Саша вернулся в Читу. Кроме буклета и вдохновения из столицы он привез набор для резьбы по дереву. Чтобы купить такой в Чите, - об этом можно было даже и не мечтать. Тут следует отметить, что у Александра руки с детства растут откуда нужно, Он неплохо рисовал, с малых лет постоянно что-то мастерил. Его увлечения всяческими ремеслами и прикладными искусствами зародились, на самом деле не после экскурсий по лучшим музеям страны, а задолго до появления такой возможности. Но эти экскурсии стали катализатором творческого роста.
Одним словом, вернувшись домой, Александр взялся за модели мосинской винтовки и маузера при помощи "кувалды, лома и какой-то матери" надфилей и ручного коловорота.
На сегодняшний день у Александра в коллекции около пятидесяти моделей, сделанных за 30 лет.
- То есть, получается, что на одну модель ты затрачиваешь семь - восемь месяцев? - Спрашиваю я мастера. - Кстати, несмотря на то, что Александру сегодня 56 лет, выглядит очень бодро, свежо и ему как-то не идет величание по имени-отчеству.
- Ну, да, получается примерно так. Хотя, я же не одним только оружием увлекаюсь...
Александр кроме оружейных миниатюр увлекается резьбой по дереву, постоянно что-то конструирует и даже изобретает велосипеды. Первый велосипед он смастерил в 80-е годы, когда маленький сын (а у Саши их двое) вдруг перестал ходить гулять во двор. "Все катаются на мокиках, а мне не дают", - объяснил мальчик родителям. - "Ничего мы сейчас тебе такой аппарат соберем, что все за тобой будут бегать" - пообещал папа. Два дня провозились в гараже и из каких-то старых деталей и запчастей собрали велосипед необычной конструкции, ка котором можно было сидеть как в автомобильном кресле. И на самом деле, вскоре не только дети из округи обзавидовались, но и взрослые стали любопытствовать. А китайцы, торгующие на рынке по соседдству, просили: "Дрлуга, продай лисапета!"
Александр Перфильев не раз экспонировал свою коллекцию миниатюрнрго оружия в Чите. Одна из выставок проходила в центральном зале Забайкальского художественного салона. Многие посетители интересовались: "А можно ли это купить?", и чаще всего такой вопрос задавали гости из Китая.
Кроме стрелковых моделей экспонируются, изготовленные руками А. Перфильева, миниатюрные боевые мечи, топоры и пушки. А из маленьких пушек вообще даже можно выстрелить по настоящему, если зарядить их порохом и крошечным ядром.
Очень гордится Александр мечем, завязанным в узел. Этот символ "Конец войнам" он переделывал несколько раз - добивался идеалной эстетики узла. Высоколегированная сталь никак не ложилась в красивую петлю.
Работы мастера оружейных миниатюр всегда вызывают интерес у зрителя, а иногда к их автору обращались с неожиданными вопросами. Позвонил человек, представился майором милиции из разрешительной системы и спросил:
- Вы там оружие выставили. Действующее? А можно посмотреть, в руках подержать?
- Можно даже и пострелять, если патроны принесете боевые, - пошутил Саша.
- А какого калибра?
- Два миллиметра.
Вообще модели руками трогать нежелательно. Как-то отец Александра без ведома сына понес коллекцию на работу похвастаться перед сослуживцами. Мужики своими грубыми пальцами свернули предохранители, погнули затворы у половины моделей.
У Александра пальцы тоже далеко не девичьи, руки мозолистые, что называется - трудовые. Он разбирает Калашникова и кажется, что детали затеряются в складках его ладоней.
Лично я не увлекаюсь оружием, но перфильевские миниатюры и меня сильно впечатлили. Их ювелирное качество, точность и эстетика не могут оставить равнодушным ни одного зрителя. Представляю, как на них реагируют люди, связанные по жизни с армией и, тем более, участвовавшие в боевых действиях.
На первой своей уличной выставке на День города в 1983 году, - рассказывает Александр, - он выложил на столе на Театральной площади всего лишь 5-6 моделей. Вокруг миниатюрного оружия, среди которого был "калаш", крутились в основном пацаны:
- Дя-анька, а калаш правда, как настоящий?
- Конечно
- Не-е, он не такой! А дайте разобрать!
- Нет, не могу дать, вы детали уроните или сломаете.
- А как докажете, что настоящий!? Не-е не настоящий!
1983 год - это было время войны в Афганистане. Раненые советские бойцы лечились по всем госпиталям СССР, также и в Чите. К столу подошел молодой солдат в форме рядового, с нашивкой за ранение. И тоже проявил интерес к "калашу": "Можно посмотреть?".
- Вот, - сказал Саша пацанам, - сейчас солдат посмотрит, если он скажет, что настоящий, поверите? Парень разобрал, собрал автомат, положил на место, потом со слезами на глазах полез в карман, достал горсть семечек и протянул Саше:
- Давай руки, брат
- Да не надо мне твоих семечек!
- Но у меня же больше ничего другого нет!
Самых разных людей задевают за душу перфильевские работы.
Александр преподавал в техникуме, после трудился в золотодобывающей артели, восстанавливал церковь в селе Доно Калганского района, учительствовал школе повышения квалификации работников сельского хозяйства. Потом одиннадцать лет руководил конструкторским бюро мебельной фабрики "Ант". Там, в торговом отделе фабрики стояла витрина с Сашиными работами. Приходили покупатели за мебелью, останавливались у витрины. Такая небольшая, постоянная выставка. "Однажды прихожу в отдел, - рассказывает Александр, - а мне парни грузчики говорят: "Подставляй две ладони", и высыпают в них пол дюжины медалей Второй Отечественной. Говорят, приходила пожилая женщина с внуками, смотрела, смотрела.... Потом ушла, вернулась через час и сказала: "Передайте Перфильеву. Они ему лучше пригодятся". Теперь я эти награды на витрину кладу вместе с орденами моего деда, который воевал. Вот такая история".
Да, вот такая история забайкальского Левши. Вот такой человек - Александр Николаевич Перфильев живет в нашем городе и продолжает традиции русских умельцев, способных подковать блоху. А выставка работ Александра Перфильева в художественном салоне - не последняя...



















А вот еще можете посмотреть два видеофильма про микрооружейника Александра
Одним словом, вернувшись домой, Александр взялся за модели мосинской винтовки и маузера при помощи "кувалды, лома и какой-то матери" надфилей и ручного коловорота.
На сегодняшний день у Александра в коллекции около пятидесяти моделей, сделанных за 30 лет.
- То есть, получается, что на одну модель ты затрачиваешь семь - восемь месяцев? - Спрашиваю я мастера. - Кстати, несмотря на то, что Александру сегодня 56 лет, выглядит очень бодро, свежо и ему как-то не идет величание по имени-отчеству.
- Ну, да, получается примерно так. Хотя, я же не одним только оружием увлекаюсь...
Александр кроме оружейных миниатюр увлекается резьбой по дереву, постоянно что-то конструирует и даже изобретает велосипеды. Первый велосипед он смастерил в 80-е годы, когда маленький сын (а у Саши их двое) вдруг перестал ходить гулять во двор. "Все катаются на мокиках, а мне не дают", - объяснил мальчик родителям. - "Ничего мы сейчас тебе такой аппарат соберем, что все за тобой будут бегать" - пообещал папа. Два дня провозились в гараже и из каких-то старых деталей и запчастей собрали велосипед необычной конструкции, ка котором можно было сидеть как в автомобильном кресле. И на самом деле, вскоре не только дети из округи обзавидовались, но и взрослые стали любопытствовать. А китайцы, торгующие на рынке по соседдству, просили: "Дрлуга, продай лисапета!"
Александр Перфильев не раз экспонировал свою коллекцию миниатюрнрго оружия в Чите. Одна из выставок проходила в центральном зале Забайкальского художественного салона. Многие посетители интересовались: "А можно ли это купить?", и чаще всего такой вопрос задавали гости из Китая.
Кроме стрелковых моделей экспонируются, изготовленные руками А. Перфильева, миниатюрные боевые мечи, топоры и пушки. А из маленьких пушек вообще даже можно выстрелить по настоящему, если зарядить их порохом и крошечным ядром.
Очень гордится Александр мечем, завязанным в узел. Этот символ "Конец войнам" он переделывал несколько раз - добивался идеалной эстетики узла. Высоколегированная сталь никак не ложилась в красивую петлю.
Работы мастера оружейных миниатюр всегда вызывают интерес у зрителя, а иногда к их автору обращались с неожиданными вопросами. Позвонил человек, представился майором милиции из разрешительной системы и спросил:
- Вы там оружие выставили. Действующее? А можно посмотреть, в руках подержать?
- Можно даже и пострелять, если патроны принесете боевые, - пошутил Саша.
- А какого калибра?
- Два миллиметра.
Вообще модели руками трогать нежелательно. Как-то отец Александра без ведома сына понес коллекцию на работу похвастаться перед сослуживцами. Мужики своими грубыми пальцами свернули предохранители, погнули затворы у половины моделей.
У Александра пальцы тоже далеко не девичьи, руки мозолистые, что называется - трудовые. Он разбирает Калашникова и кажется, что детали затеряются в складках его ладоней.
Лично я не увлекаюсь оружием, но перфильевские миниатюры и меня сильно впечатлили. Их ювелирное качество, точность и эстетика не могут оставить равнодушным ни одного зрителя. Представляю, как на них реагируют люди, связанные по жизни с армией и, тем более, участвовавшие в боевых действиях.
На первой своей уличной выставке на День города в 1983 году, - рассказывает Александр, - он выложил на столе на Театральной площади всего лишь 5-6 моделей. Вокруг миниатюрного оружия, среди которого был "калаш", крутились в основном пацаны:
- Дя-анька, а калаш правда, как настоящий?
- Конечно
- Не-е, он не такой! А дайте разобрать!
- Нет, не могу дать, вы детали уроните или сломаете.
- А как докажете, что настоящий!? Не-е не настоящий!
1983 год - это было время войны в Афганистане. Раненые советские бойцы лечились по всем госпиталям СССР, также и в Чите. К столу подошел молодой солдат в форме рядового, с нашивкой за ранение. И тоже проявил интерес к "калашу": "Можно посмотреть?".
- Вот, - сказал Саша пацанам, - сейчас солдат посмотрит, если он скажет, что настоящий, поверите? Парень разобрал, собрал автомат, положил на место, потом со слезами на глазах полез в карман, достал горсть семечек и протянул Саше:
- Давай руки, брат
- Да не надо мне твоих семечек!
- Но у меня же больше ничего другого нет!
Самых разных людей задевают за душу перфильевские работы.
Александр преподавал в техникуме, после трудился в золотодобывающей артели, восстанавливал церковь в селе Доно Калганского района, учительствовал школе повышения квалификации работников сельского хозяйства. Потом одиннадцать лет руководил конструкторским бюро мебельной фабрики "Ант". Там, в торговом отделе фабрики стояла витрина с Сашиными работами. Приходили покупатели за мебелью, останавливались у витрины. Такая небольшая, постоянная выставка. "Однажды прихожу в отдел, - рассказывает Александр, - а мне парни грузчики говорят: "Подставляй две ладони", и высыпают в них пол дюжины медалей Второй Отечественной. Говорят, приходила пожилая женщина с внуками, смотрела, смотрела.... Потом ушла, вернулась через час и сказала: "Передайте Перфильеву. Они ему лучше пригодятся". Теперь я эти награды на витрину кладу вместе с орденами моего деда, который воевал. Вот такая история".
Да, вот такая история забайкальского Левши. Вот такой человек - Александр Николаевич Перфильев живет в нашем городе и продолжает традиции русских умельцев, способных подковать блоху. А выставка работ Александра Перфильева в художественном салоне - не последняя...



















А вот еще можете посмотреть два видеофильма про микрооружейника Александра
Свежие комментарии