На фото: мастера спорта международного класса по альпинизму
Вадим Смирнов и Юрий Попенко на месте падения советского самолета
На исходе 1979 года советские альпинисты искали в горах Афганистана останки 67 десантников, погибших в авиакатастрофе. На вопросы отвечает командир спецотряда, заслуженный тренер СССР по альпинизму Эрванд Ильинский.
Но он, я думаю, толком тоже не знал, кого и что «спасать». Я позвонил в Москву, нашел знакомого, который вроде был в курсе дела: «Куда едем?». Он: «Не имею право ничего говорить». «Но я ведь должен взять какое-то снаряжение! Дай мне хоть высоту! Категорию сложности!» — «Ориентируйся на шесть тысяч, четвертая категория…». Для зимы это довольно сложная категория.
Обзвонил я народ (тогда не было мобильников, но друг друга быстро находили — по цепочке). Команда собралась такая: Юра Попенко, Вадим Смирнов, Коля Пантелеев, Григорий Луняков, Сергей Фомин, Казбек Валиев, Валера Хрищатый и я — руководитель группы.
— Ребята имели право отказаться, или — приказ есть приказ?
— Военных было среди нас только трое. Остальные — гражданские. Они могли и отказаться. Но как это отказаться от спасработ? У нас это не принято… Набрали мы под эту зимнюю 4-ю категорию кучу снаряжения, медикаментов, продуктов. Взяли спирта — литров пятнадцать. Надеялись, что, может быть, кого-то найдем живым — помогать надо будет, растирать спиртом обмороженных… Помогать, как выяснилось, было некому, но спирт к Новому году пришелся к месту… Получили и десантный паек и все прочее: каждому аптечку, радиостанцию… На аэродроме выдали еще оружие. Довольно неожиданно было.
Подходит генерал: «Здравствуйте! В командировку летите, ребята?» — «Летим». — «Документы, наверное, взяли с собой…» — «А как же!» — «Ну, так вот: документы сдать, оружие получить». И приносят ящик с пистолетами.
Юрий Попенко
Вадим Смирнов. Погиб 28.07.1989 г. на спуске с пика Ленина.
— Стрелять-то вы умели?
— А как же! Многие и армию отслужили… Сдали документы. Уже до этого нам намекнули: какой-то самолет упал в районе Душанбе. Ну нам не впервой искать самолеты… Летим. Вдруг сирена и металлический такой голос: «Пролетаем над государственной границей Союза Советских Социалистических Республик». Вот дела! Идем к пилоту: «Куда летим?» — «В Кабул. Вам что — не сказали?». Тогда еще не было объявлено о «братской помощи и вводе ограниченного контингента». Когда приземлялись, видно было, что не мирный аэродром, а настоящий военный плацдарм: палатки десантников окружены машинами — ощетинились всем своим оружием в сторону гор… Приземлились.
В штабе ВВС — он был там же на аэродроме — нам и рассказали, что разбился Ил-76 с десантниками, 67 человек. Надо собрать останки, найти черный ящик, документы… Прикрепили к нам мужика, назвался полковником Кузнецовым. «Ребята, — говорит, — все здесь довольно серьезно. Крикнут «стой!» — надо стоять, иначе эти афганцы и пристрелить могут, как нечего делать!». Долго искали комнату для ночлега. Этот полковник все выбирал: «Эта простреливается — не подходит… эта тоже…» — «Так нам всего лишь переспать!» — «Не так все просто!».
Юрий Попенко
Вадим Смирнов. Погиб 28.07.1989 г. на спуске с пика Ленина.
— Стрелять-то вы умели?
— А как же! Многие и армию отслужили… Сдали документы. Уже до этого нам намекнули: какой-то самолет упал в районе Душанбе. Ну нам не впервой искать самолеты… Летим. Вдруг сирена и металлический такой голос: «Пролетаем над государственной границей Союза Советских Социалистических Республик». Вот дела! Идем к пилоту: «Куда летим?» — «В Кабул. Вам что — не сказали?». Тогда еще не было объявлено о «братской помощи и вводе ограниченного контингента». Когда приземлялись, видно было, что не мирный аэродром, а настоящий военный плацдарм: палатки десантников окружены машинами — ощетинились всем своим оружием в сторону гор… Приземлились.
В штабе ВВС — он был там же на аэродроме — нам и рассказали, что разбился Ил-76 с десантниками, 67 человек. Надо собрать останки, найти черный ящик, документы… Прикрепили к нам мужика, назвался полковником Кузнецовым. «Ребята, — говорит, — все здесь довольно серьезно. Крикнут «стой!» — надо стоять, иначе эти афганцы и пристрелить могут, как нечего делать!». Долго искали комнату для ночлега. Этот полковник все выбирал: «Эта простреливается — не подходит… эта тоже…» — «Так нам всего лишь переспать!» — «Не так все просто!».
Ил-76 в Афганистане
Ночью, действительно, стрельба, крики. Под утро стихло. Стук в дверь: «Ребята, не стреляйте, это я — Кузнецов!». Он и рассказал, что Амина расстреляли и на его месте поставили Бабрака Кармаля. Мужики мне говорят: «Война началась — что мы будем делать с этими «Макаровыми»?». Я пошел к военным: «Дайте нам что-нибудь посерьезнее!». «Какие проблемы? – отвечают. — Идите, выберите, что хотите!». Пошли в комнату, а она завалена автоматами, гранатометами, пулеметами… Взяли автоматы, гранаты, патронов побольше…
29 декабря вылетели на разведку к месту катастрофы на вертолете. Но пилот сесть не смог — болтало его, воздух-то разряженный, не держал. Вернулись, я говорю генерал-полковнику Гайденко (он руководил всеми работами): «Надо вызвать наших гражданских пилотов. Для них посадить вертолет в горах — плевое дело» — «Каких еще гражданских?!! Завтра поедите туда на танках». Поехали на БМП, в сопровождении «Урала» с десантниками — человек двадцать с майором. По прямой до места катастрофы было 36 км. Слышим, стрельба где-то, взрывы (потом узнали, что неподалеку шла танковая колонна, и душманы подбили один танк).
Николай Пантелеев
Казбек Валиев
Григорий Луняков. Погиб 7.10.1990 г. при восхождении на восьмитысячник Манаслу в Гималаях.
— У них инструкция: садиться нельзя выше 5 тысяч метров…
— Да сама вершина — 4800, а садиться надо было на 4000-4300. Да еще это был Ми-8 — самая передовая тогда машина. Вернулись в Кабул. Утром на следующий день привели наших гражданских вертолетчиков Сергиенко, Данилова, Медникова, Лосева, Ильинича… Их тоже сорвали с места неожиданно, хотя тогда уже в СССР объявили о военной помощи. И вот два вертолета начали летать туда-сюда, пока нас не перевезли со всем снаряжением. Там на горе и Новый год справили. Выпили. Но особо не веселились — холодно!
— Что там было, на месте катастрофы?
— Сначала не могли понять, где нос самолета, почему только одно крыло лежит, почему вообще мало обломков. Потом догадались: самолет ударился о вершину, передняя часть его лежала с нашей пологой стороны горы, а задняя лежала с другой — там был довольно крутой склон.
После этого военные к спасработам интерес потеряли. Мне показалось, что вообще все именно из-за этого портфеля было затеяно.
— Со спортивной точки зрения, мероприятие трудным было?
— Нет. Ведь почти все ребята были в сборной СССР.
Заплатили нам суточные. На базаре купили сувениры. 6 января уже были дома, в СССР… Через года два встречаю приятеля, он у нас был командиром спортивного взвода, а теперь работал в военкомате. Он: «Ну что, обмыли ордена?» — «Какие ордена?» — «Да я сам заполнял на вас наградные листы и отослал в Москву. Командующий округа сказал: хорошо поработали, надо наградить ребят».
Сергей Фомин
Валерий Хрищатый. Погиб 04.08.1993г. при восхождении на пик Хан Тенгри на Тянь-Шане.
Свежие комментарии