На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Дарья Кузнецова: сильная, смелая и кудрявая

 

 
«Когда у человека есть дело, он чем-то занят и увлечен, ему некогда себя жалеть, меньше времени остается на саморазрушение и негативные мысли», — Дарья Кузнецова рассказывает о своем опыте работы руководителем интеграционного клуба для инвалидов «Преодоление».

Самой Дарье жалеть себя совсем некогда. Я прошу ее рассказать о своих проектах и увлечениях, слушаю и не могу понять, как можно столько всего успевать. Работа в клубе, где один за другим запускаются новые проекты, общественная деятельность, профессиональная фотография…

– Сейчас увлеклась художественным чтением, недавно выступила на фестивалях «Стихи в парке», «Светлый Ангел», где под музыку читала стихи, а сейчас записываю диск. Продолжаю играть на барабанах. Совсем недавно начала осваивать музыкальный инструмент, который называется ханг. Это действительно что-то волшебное и очень вдохновляющее. Впрочем, спросите через полгода, наверняка, появится что-то еще, — смеется девушка.

Несколько лет назад Дарья попала в автомобильную аварию, и теперь после тяжелой травмы передвигаться может только на инвалидной коляске. Она – тот самый «человек с ограниченными возможностями», как сейчас стало принято говорить.

– С ограниченными возможностями здоровья, — поправляет Дарья. — Потому что возможности у нас у всех не безграничны, правда?

Правда. Слушаешь Дашу, смотришь на нее и очень хорошо понимаешь – все наши главные ограничения внутри нас, в нашей голове.

– Все упирается в одно – в желание жить. Причем жить достойной жизнью, чтобы не было стыдно за свои поступки, за прожитое, чтобы, дожив до седин, не жалеть, что чего-то не попробовал. В какой-то момент, далеко не сразу, я устала переживать и депрессовать. Я просто вдруг поняла, что жизнь не классифицируется по тому, можешь ты ходить, прыгать или что-то еще. Есть более важные вещи. Надо быть достойным хорошим человеком, и это скажет обо мне больше, чем то, смогла я пройти сколько-то метров или не смогла. 

– Надо быть достойным хорошим человеком, и это скажет обо мне больше, чем то, смогла я пройти сколько-то метров или не смогла

– Я ничего не компенсирую, не стремлюсь кому-то что-то доказать, я просто живу своей жизнью, занимаюсь тем, что мне важно и интересно.

Тем не менее клубу, которым Дарья руководит уже пять лет, почему-то удается сделать гораздо больше, чем большинству государственных программ реабилитации. Всего месяц обычно пациенты проходят активную реабилитацию в центре «Преодоление», и это же время посещают занятия интеграционного клуба. Что такого важного удается сделать за столь короткий срок?

– В клубе у нас очень много разных мероприятий. Каждую неделю, иногда и чаще, мы отвозим наших пациентов  на различные городские мероприятия, в театры, в музеи – везде, где любой нормальный человек хочет попасть. Мы стараемся людей приобщать к активному образу жизни. Уже после этого каждый человек, побывав у нас и получив этот заряд, понимает, какие места в городе приспособлены, удобны, не боится уже сам осваивать. Плюс к тому различные занятия – флористика, декупаж, фотография и так далее. Когда человек чем-то занят, особенно творчеством, это очень помогает психологически восстанавливаться. Но для кого-то важна цель и финансовой независимости: многие наши подопечные участвуют со своими работами в городских ярмарках, продают через интернет. Спорт тоже востребован – и любительский, досуговый, но и есть у нас профессионально организованные команды, которые очень успешны, завоевывают призы в международных соревнованиях.

Цель клуба – не заполнить время человеку, не развлечь его, а вдохновить его на поиски своего дела, буквально заразить идеей активного образа жизни.

– Мне нравится такое понятие в физике, как разгоночный блок. Он передает энергию предмету, а дальше тот уже двигается. Вот человек попал в ситуацию частичной потери здоровья и думает, что социальная жизнь для него закрыта. Но это иллюзия. Помогает пример. Когда человек перед собой видит людей, которые не остановились на том, что сидят дома… У нас в клубе многие ведущие сами инвалиды-колясочники, при этом с устроенной жизнью, активные, без вот этой позиции «кто-то мне что-то должен», а, наоборот, ищущие себе применение. Мне кажется, этот пример показывает людям, как можно к себе относиться.

– Человек с особыми физическими потребностями может не быть иждивенцем, а даже наоборот, может что-то давать, создавать, созидать

Мы много говорим об отношении общества к инвалидам, и нашему обществу, и правда, еще далеко до европейской терпимости и толерантности. А вот наша героиня обращается вовсе не к обществу, а к самим инвалидам.

– К сожалению, потребительский подход существует, я это вижу. «А почему мне не сказали», «Почему ко мне домой не пришли и не предложили», – можно услышать от инвалидов. Но важно, чтобы мы были в едином процессе, были единым механизмом! Нужно и самим идти навстречу обществу. Невозможно, чтобы общество шло навстречу инвалиду, а инвалид занимался только потреблением, как бы сурово это ни звучало. Конечно, есть сложные случаи, когда серьезные проблемы со здоровьем, я не о них.

В этой жизни надо рассчитывать на себя. Особенно в нашей прекрасной стране. Пока мы находимся в такой ситуации, что надо активизироваться и думать, что мы сами можем предложить, а не ждать бесконечно чего-то. Поэтому так важно начинать с интеграции, сами инвалиды должны понять, что что-то могут, что готовы включаться в жизнь общества.

В клубе «Преодоление» всегда ждут не только подопечных, но и их друзей и родных. Дарья подчеркивает, что важно быть вместе – разным и равным.

– Мы стремимся к тому, чтобы не было инвалидных гетто, чтобы все были вместе. Наша задача – показывать обществу, что ничего страшного нет, что мы нормальные ребята, с нами можно иметь дело. На занятия, на любые концерты, куда мы ездим, мы стараемся, чтобы была возможность брать с собой кого-то еще. И люди со стороны часто приходят и говорят нам: «Надо же, как классно вы проводите время!»

Или проект «Картинг без границ», который я организую. В последний раз мы ставили задачу, чтобы друзья наших гонщиков не просто пришли посмотреть и поболеть, а поучаствовать. Мы сделали так, что наши адаптивные машины и несколько обычных картов соревновались вместе. Организация была такова, что все хотели туда попасть – думали, где бы найти друга-инвалида, — смеется Даша.

Путаница с терминами, пожалуй, не случайна. Боясь обидеть словом «инвалид», мы используем термин «человек с ограниченными возможностями», но и он звучит не лучшим образом. Особыми потребностями? Наверное, но все равно как-то все витиевато, будто боимся сделать что-то не так.

Язык отражает реальность: неясность с терминами – она и про некоторую нашу растерянность, как общаться с инвалидом, что можно, а что не стоит говорить…

– Меня не заденет, если меня назовут инвалидом. Если есть тактичность, человечность, доброжелательность, то это видно, и не так важны слова конкретные. Существуют общие правила вежливости, тактичности, ничего сверх меры не нужно, на самом деле.

В чем же настоящая проблема, что задевает.

– Задевает другое. Если нет пандуса, не оборудована санитарная комната и так далее. Главное – это доступная среда, это наша основная проблема. Представьте, человек заточен в своем жилище из-за того, что у него нет физической возможности выйти. А он причем не совершил никакого преступления. Ведь мы обычно таких людей изолируем, правда? Как только у человека появится возможность выйти из дома, большинство не остановится на том, чтобы в парке гулять или мелочь просить, у человека возникнет вопрос, где себя применить. Человек пойдет учиться, работать, и многие проблемы решатся сами собой.

­ – В европейских странах не возникает таких проблем: ах, к нам заехал инвалид, что делать, что говорить – да они постоянно ездят везде! Вот и у нас, когда примелькаются, проще гораздо будет, — улыбается Дарья.

Мы собирались разговаривать с Дарьей Кузнецовой о ее истории, а к концу разговора понимаем, что говорим о ее Деле. И это говорит о том, что рецепт ее в самом деле работает.

Когда ты увлечен, когда ты любишь то, что делаешь, то не до мыслей о болезни, ограничениях, не до жалости к себе – слишком много нужно успеть, важного и интересного. Даже как-то странно спрашивать Дарью, что с ее ногами и где у нее болит. Потому я просто спрашиваю напоследок: «Даша, какая вы? Опишите тремя прилагательными».

– Сильная, смелая и… кудрявая! 

 Фото из архива Дарьи Кузнецовой

Источник

 

Картина дня

наверх