На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 325 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    И тем не менее,ты  просто подонок  бандеровский.Гадишь  везде, где мр\ожешь.Сильный духом
  • Владимир Алтайцев
    ты  говно  бандеровское. Кузнецов  жил среди коми, с детства общался  с коми.Сильный духом
  • Юрий Радионов
    Читая подобные статьи, создается впечатление, что такие авторы как Иван Петров, эти статьи пишут, находясь на стацион...Максим Пуркаев: Н...

Где выращивают будущих звезд российского спорта. В России около четырех тысяч спортивных школ

 

  • В России около четырех тысяч спортивных школ, в которых учится более трех миллионов детей
 

В России около четырех тысяч спортивных школ, в которых учится более трех миллионов детей перейти в фотогалерею

Победа на крупном соревновании — это большой успех для любого спортсмена. Он становится знаменитым, получает звания, денежные премии и подарки. Зачастую публика забывает о тех, кто помогал чемпиону на протяжении долгих лет, — родители и первые наставники нередко оказываются в тени.

А ведь именно они приводят детей в спорт, вместе радуются победам и терпеливо уговаривают не бросать занятия, когда что-то не получается. Корреспондент «РР» попыталась выяснить, где и как делают первые шаги будущие звезды отечественного спорта, а также понять, что требуется от родителей и тренеров для выращивания чемпиона — и всегда ли это нужно

 

Книжки про Роднину

Свою первую олимпийскую медаль Екатерина Боброва выиграла на домашних Играх в Сочи. Наши фигуристы стали чемпионами в новой для олимпийской программы дисциплине — командных соревнованиях. Годом раньше Боброва и ее партнер Дмитрий Соловьев завоевали золото чемпионата Европы в танцах на льду и бронзовые медали чемпионата мира. Мама Екатерины Наталья до сих пор старается следить за всеми соревнованиями, в которых участвует дочь. Конечно, она не могла пропустить и то, как фигуристке вручали олимпийское золото.

 

— Всегда находила время для того, чтобы поболеть за Катю. Если было нужно, даже отпрашивалась с работы. На международные соревнования тоже ездим — собираем самую настоящую группу поддержки. А если не можем присутствовать на каких-то стартах, всегда смотрим их по телевизору. У нас вообще дома телевизор показывает только спорт.

Фигурным катанием занималась моя старшая дочь Света. А Кате уж очень нравились коньки сестры. Она любила с ними играть и даже прятала под подушку. В какой-то момент я просто взяла Катю за руку и повела на каток. Тренировки начинались рано — в шесть утра мы уже стояли на остановке и ждали первый троллейбус. С некоторых пор нас даже стали узнавать женщины-водители — спрашивали, куда мы так рано ездим с ребенком. А когда узнали, что на каток, стали останавливаться заранее, в метрах десяти от остановки, чтобы мы могли спокойно, не толкаясь, сесть. И только потом забирали остальных пассажиров — в основном рабочих, которые спешили на завод с первой электрички. Когда Катя училась в школе, у нас уже сформировался строгий распорядок дня. В 7:20 утра — ледовая тренировка, потом школа, а потом снова на лед.

— Трудно поверить, что маленький ребенок может легко переносить такие нагрузки.

— Не было такого, чтобы я силком тащила Катю на каток. Я же понимала, что ничего не смогу сделать, если она не захочет заниматься спортом. Ну возьму я ее в охапку, поставлю на лед, и что дальше? Но я все время старалась как-то подбодрить Катю, когда она, уставшая, приходила с тренировок. Книжки ей давала читать про известных спортсменок. Помню, брошюрки были с фотографиями — про Нелли Ким, Ирину Роднину. Говорила Кате: «Вот чего они смогли добиться. Ты тоже сможешь, если постараешься».

 

Не учите врача лечить людей

— Я сейчас думаю, что если бы моим родителям было все равно, я бы быстро потеряла интерес к спорту и забросила бы все, — Анна Курбанова останавливает секундомер. — Но семья была готова что угодно сделать, лишь бы я занималась. Близкие люди мной гордились. И это, конечно, здорово толкало вперед.

Всю свою жизнь Аня посвятила художественной гимнастике. В прошлом успешная спортсменка, она трижды становилась бронзовым призером чемпионатов мира в командных соревнованиях, участвовала в Олимпийских играх в Афинах. Сейчас девушка работает тренером в московской СДЮШОР №24, занимается с детьми от шести лет и старше.

— А теперь 20 прыжков на месте, и меняем ногу, — командует она своим самым маленьким «подопечным». Малыши послушно прыгают на месте, а потом садятся на растяжку. Каждую ногу девочки должны тянуть по полторы минуты.

Школа — это первая ступень в спортивной жизни ребенка. У нас в стране на сегодняшний день функционирует около четырех тысяч спортивных школ, в которых учатся более трех миллионов детей в возрасте от шести до восемнадцати лет. И это только государственные учреждения, а существуют еще частные клубы и секции, где ребенок также может заниматься спортом.

Пока мы разговариваем, на просмотр к Ане приводят девочку. Она стесняется и не хочет расставаться с куклой Барби, но послушно выполняет необходимый минимум тестовых упражнений, который требует тренер: потянуть ногу, встать на мостик, показать, как гнется голеностоп.

— Не очень понятно, насколько гибкая спина, — объясняет Аня маме девочки. — Но по возрасту вы подходите как раз на следующий осенний набор. Если спинка будет гнуться хорошо, можем попробовать взять вас в группу. Занятия у нас бесплатные. У начинающей группы три раза в неделю. А девочки постарше занимаются все дни, кроме воскресенья.

Дети тем временем уже окружили новенькую. Самые смелые гладят ее по волосам, а разговорчивые объясняют, какие прически нужно делать и какие купальники лучше покупать. Улучив момент, одна из девочек подходит ко мне и серьезно заявляет:

— Многие думают, что гимнастика — это очень легко. А это не так.

— Я знаю, — отвечаю. — Как тебя зовут?

— Маша.

— И меня тоже Маша.

— А меня папа от мультиков отключил, — жалуется тезка. — Потому что гимнастикой занималась плохо.

— Родители должны как-то помогать в воспитании детей? Поощрять, наказывать? Или можно полностью положиться на тренера? — спрашиваю у заслуженного тренера России по художественной гимнастике Натальи Викторовны Завгородней.

— Мамы и папы должны следить за тем, как питается ребенок, соблюдает ли режим, не пропускает ли занятия. Но важно, чтобы родители доверяли тренеру, не пытались давить на него и рассказывать, как правильно заниматься с ребенком. Я всегда говорю: «Если вы врач, я же не учу вас, как лечить людей. Вот и вы не учите меня, как вашу дочку тренировать».

Это, конечно, хорошо, когда в семье за ребенка переживают. Но иногда излишнее рвение со стороны родителей может пойти во вред. Некоторые мамы и папы, например, заставляют детей дополнительно заниматься дома, самостоятельно. А ведь есть такие упражнения, которые, особенно на первых порах, можно выполнять только под присмотром специалиста.

 

Разглядеть чемпиона

— Вот скажите, разве плохо быть спортсменом? — продолжает Наталья Завгородняя. — Хорошим спортсменом, который регулярно тренируется и стабильно выступает. Не каждому же дано стать чемпионом. Но не все родители это понимают. Бывает, что они хотят от ребенка невозможного. Мучают и себя, и его. Девочки приходят и плачут из-за того, что у них что-то не получается, и за это им перепадает дома от родителей.

— Довольно распространенная ситуация. Что с этим можно сделать?

— Здесь важно, как поведет себя тренер. Его главная задача — объяснить родителям, что их ребенок, скорее всего, не сможет добиться очень высоких результатов в выбранном виде спорта. Может быть, даже посоветовать им попробовать себя в какой-то другой дисциплине. Было немало случаев, когда дети из одного вида спорта переходили в другой и там добивались значительно бÓльших успехов.

— Сколько времени нужно опытному тренеру, чтобы разглядеть в ребенке чемпиона?

— В художественной гимнастике для того, чтобы примерно понять, насколько сильная спортсменка вырастет из девочки, требуется около полутора лет занятий.

— В легкой атлетике, как и в других видах спорта, куда приходят дети более старшего возраста, определить примерный уровень спортсмена можно гораздо быстрее, — рассказывает тренер СДЮШОР №24 Владимир Кореннов. — По большому счету мы занимаемся этим каждый год. Обычно в сентябре-октябре я иду в общеобразовательные школы, узнаю у преподавателей физкультуры, кто из школьников, по их мнению, мог бы заниматься легкой атлетикой. Потом прошу этих ребят выполнить несколько определенных упражнений. После этого в принципе уже можно сказать, кто из них способен хорошо выступать и сможет при определенных условиях дойти, например, до уровня первого взрослого разряда.

— То есть детей в школу вы отбираете самостоятельно? Родители не могут привести ребенка к вам на занятия?

— Конечно, могут. Но чтобы поступить к нам в школу, нужно сдать необходимые нормативы. Более того, потом ребятам постоянно необходимо подтверждать свой уровень. Уже в конце ноября начинается зимний легкоатлетический сезон. По результатам внутришкольных соревнований мы отбираем спортсменов для участия в первенстве Москвы. Победители и призеры первенства Москвы получают шанс участвовать во всероссийских соревнованиях. После этого мы практически сразу начинаем подготовку к летнему сезону и уже где-то в середине апреля проводим отборочные на летнее первенство города.

— Если родители поставили перед собой задачу вырастить чемпиона, что еще нужно воспитывать и культивировать в ребенке помимо физической подготовки?

— Во-первых, трудолюбие. Когда я смотрю на очень талантливого спортсмена, я могу быть уверен только процентов на семьде-сят, что он добьется высоких результатов. Потому что если этот человек не приложит серьезных усилий, у него может вообще ничего не получиться. Потом, конечно, целеустремленность. В спорте очень важно уметь ставить перед собой задачи и постепенно их решать. Ну и ответственность, конечно. Человек должен четко понимать, что обязан посещать тренировки. Это даже прописано в договоре, который заполняет каждый ученик школы.

— Как вам кажется, зачем сами ребята ходят на занятия?

— В первую очередь им нравится соревноваться. Это заметно даже по тому, что, когда заканчивается летний сезон — а заканчивается он, к сожалению, довольно рано, — многие ребята перестают тренироваться в полную силу, пропускают занятия. Многих привлекает то, что школа дает возможность ездить в спортивные лагеря и на сборы. Причем практически бесплатно — родители оплачивают только десять процентов от стоимости поездки. Есть, конечно, и меркантильный интерес — спортсмены, показывающие высокие результаты и занимающие призовые места на всероссийских соревнованиях, имеют возможность получать стипендии от федераций.

 

Мяч за четыре тысячи

В холле Детского дворца спорта и в будни, и в субботу оживленно. Недалеко от гардероба родители ждут окончания тренировок.

Татьяна Изучаева, мама семилетней гимнастки Ани, рассказывает, насколько это затратно — отдавать ребенка в спорт.  

— Зависит, конечно, от вида спорта, — объясняет Татьяна. — А если говорить о гимнастике, то от школы и тренера. До того как прийти сюда, мы занимались в частном клубе. Здесь мы тренируемся бесплатно, а там за каждое занятие платили деньги. Плюс индивидуальные уроки. И там, и тут приходилось тратиться на купальники и инвентарь. Но опять же, здесь от нас никто не требует фирменных снарядов. А там одна скакалка стоила две тысячи, за мячик отдавали четыре.

В свои семь лет Аня уже успела сменить два вида спорта. Сначала девочка занималась спортивными танцами, но потом она вместе с родителями переехала на новое место жительства. Найти тренера и партнера на новом месте не получилось, и девочка стала заниматься гимнастикой.

— Четыре раза в неделю у нас тренировки. Сейчас еще добавилась хореография, поэтому во Дворце спорта будем проводить еще больше времени. Утром Аня идет в школу, потом, если успевает, обедает, и сразу сюда. По четвергам еще занятия по английскому.

Видя мое удивленное лицо, Татьяна улыбается.

— Многие дети еще и на другие кружки успевают ходить: театральные, в музыкальную школу. Устают, конечно. Но больше устают от переездов, чем от самих занятий. Нам вот, например, нужен час, чтобы добраться до Дворца спорта.

— Вы не работаете?

— Да, работу пришлось оставить, чтобы заниматься с Аней. Слава богу, папа пока может нас обеспечивать. А иначе кто будет возить ребенка на занятия?

Жертвы родителей, на которые приходится идти ради маленьких спортсменов, довольно редко вознаграждаются олимпийской медалью. Хотя в глубине души они это понимают, но все равно каждый день возят детей через весь город.

— Я просто понимаю, что не смогу сейчас все бросить, потому что вижу, как это нравится Ане, — говорит ее мама. Десятки других родителей, ожидающие в холле своих малышей, с ней солидарны. Главное — чтобы ребенок делал то, что ему нравится. В будущем взрослые видят своих детей не олимпийскими чемпионами, а просто здоровыми людьми, у которых есть возможность заниматься любимым делом. А если это приведет к чемпионству — что ж, тем лучше. Может быть, в этом и есть секрет воспитания настоящих спортсменов.

 
наверх