В семнадцатом веке Исландию настигло то же безумие, что и всю Европу: ведовские процессы, то есть суды над людьми, которые обвинялись в правосудии. Но было очень важное отличие от того, что происходило на континенте.
Во-первых, процессы куда чаще заканчивались снятием обвинения.
Во-вторых, почти все обвинённые «ведьмы» были… мужчинами.
Надо понимать, что Исландия в семнадцатом веке была в подданстве Дании, самой одержимой охотой на ведьм страной во всей Скандинавии. Именно вместе с женой-датчанкой Анной король сначала Шотландии, потом и Англии тоже Иаков получил страсть к поиску и уничтожению прислужников дьявола в лице знахарок и просто суеверных женщин. На фоне того, что творилось в Дании, ситуация в Исландии поражает контрастом.
Первый ведовской процесс прошёл на острове в 1625 году. Судили мужчину по имени Йон сын Рогнвальда. В следующие полвека в Исландии прошло около 120 ведовских процессов. И почти на всех обвиняемыми были мужчины. Из двадцати двух исландцев, которых сожгли на собственных вещах (поскольку дерево на острове приходилось беречь) как слуг дьявола, только одна была, собственно говоря, исландка.
Колдовская книга из исландского музея магии.
Если в Европе — помимо жадности до конфискованного имущества — уничтожали во время охоты на ведьм акушерок (посвящают младенцев Сатане!), пивоварок (зелья!), неприятных старых женщин с ментальными нарушениями (а что они такие страшные?) или слишком гордых красавиц, то в Исландии ситуация сложилась особенным образом. Местные жители очень поздно и далеко не в полном составе приняли христианство. Некоторые, крестившись, не видели дурного в том, что продолжать и обычаи предков, то есть — исполнять ритуалы языческих культов. Язычники же спокойно практиковали свою «магию», поскольку в староскандинавских верованиях заклятья не считались чем-то запретным.
В семнадцатом веке в Исландии всё ещё можно было наткнуться на каменного идола или обнаружить подкинутую кость с вырезанными рунами — заклятье, которое на тебя наслали. Кроме того, исландцы-язычники охотно гадали разными способами, а христианское население постоянно ходило к ним за этими гаданиями. Причём в основном практикующими «магами» были именно мужчины. Женщин не допускали к изучению рун и участие их в магии ограничивалось простыми оберегами.
По большей части, исландские язычники работали с рунами.
У каждого язычника можно было найти вещь с рунами. Например, обвинение Йона сына Рогнвальда в призыве духов, чтобы те убили чужих лошадей, и сглазе ребёнка основывались на найденном у него листке бумаги с рунами. Притом никто из обвинителей-христиан на самом деле не имел понятия, что написано этими рунами. Это могло быть завещание, список покупок, любовное стихотворение или эпиграмма на соседа.
Впрочем, вполне по-европейски, той женщиной, что закончила свою жизнь на костре как ведьма, оказалась нищая старая женщина, которая «подозрительно бормотала» и жила на отшибе, на самом краю посёлка. Её обвинили в том, что она твердила заклятья, из-за которых случился падёж скота и заболело несколько человек. Вообще, строго говоря, деревень в европейском понимании в Исландии семнадцатого века не было, были более-менее близко или далеко раскиданные хутора, так что в том, что женщина жила на отшибе, не было ничего странного. Она вовсе не пыталась отделяться от остальных.
Исландские колдовские куклы.
Надо сказать, к чести исландских христиан, хотя законы против ведовства были приняты, вслед за Данией, в 1630 году, большинство жителей и официальных лиц старались игнорировать языческие практики соседей, не веря, что они обязательно злокознены. Кроме того, рунознатцами были не все мужчины старой веры, а образованные, состоятельные и, вследствие этого, влиятельные. Это тоже останавливало многих от охоты на колдунов.
Впрочем, правды ради, не все исландские ведьмаки были так уж безобидны. Например, по слухам, им требовалась для некоторых вещей человеческая кожа. Вряд ли они убивали ради неё, но, получается, «глумились» над трупами. Кроме того, популярно было поверье, что если снять с мужчины кожу ниже пояса одним целым куском, не повредив, и носить как брюки, положив монетку в мошонку, то привлечёшь богатство. Не факт, что для такого сильного колдовства годились откопанные трупы (с начавшей разлагаться кожей). Вполне возможно, экземпляр волшебных штанов, который находится в одном из музеев Исландии, был снят с только что убитого человека.
Самый зловещий экспонат исландского музея магии.
В любом случае, в Исландии по сию пору практикуется живое (не реконструированное) язычество, которое серьёзно эволюционировало как религия. Его адепты активно практикуют бытовую магию, а христиане острова с уважением относятся к требованиям не тревожить эльфов и строят для троллей маленькие часовни во дворах — чтобы они могли исповедовать христианство, если захотят.
Свежие комментарии