С 1964 Китай был охвачен почти десятилетней великой смутой, получившей название "Культурная революция". Понять до конца социальную сущность и логику этого безумия полностью вряд ли возможно, но основные проявления попробую описать в нескольких словах. Прежде всего, это спровоцированный сверху погром партийных кадров отрядами молодых штурмовиков (хунвэйбинов и цзаофаней).
Проходило это в виде бесконечных митингов, налётов, физических расправ в ходе самосуда. В некоторых городах (например, в Шанхае) парткомы давали отпор и тогда начинались затяжные уличные бои. Армия большей частью сохраняла нейтралитет, но в какие-то моменты ей приходилось вмешиваться в события, иногда с применением танков и артиллерии. Председатель Мао формально оставался над "схваткой", наблюдая, как дерутся между собой различные группировки.
Интересно, что ошельмованные и низвергнутые высшие партийные деятели не были расстреляны, а отправлены в сельхозкоммуны заниматься тяжёлым физическим трудом. После смерти Мао они вернулись и вновь заняли высшие посты (например, Дэн Сяопин). Одним из немногих западных корреспондентов, которым удалось запечатлеть события Культурной революции изнутри, была Solange Brand. Вот её репортаж о кипящем Пекине 1966 г.
Массовые праздничные демонстрации в центре Пекина.
Это уже февраль 1967, осада французского посольства.
Площадь Тяньаньмэнь накануне дня образования КНР 1 октября 1966.
Северо-восточный Пекин.
Портрет Мао Цзе Дуна на стене в Пекине.
Празднование 1 октября 1966.
Первомайское представление в Парке Трудящихся.
Китайские девушки с винтовками 1мая 1966 года.
Участники демонстрации в Пекине.
Военные грузовики везут солдат на демонстрацию.
Судьба людей, попавших в руки хунвэйбинов, зависила от их усмотрения.
На таких плакатах писали обычно нечто вроде "я ревизионист".
Эта сцена была снята в августе 1966 в Харбине.
Нередко для унижения "ревизионистов" использовались позорные колпаки, как в средневековой Испании.
Свежие комментарии