На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Бернард Шоу: «СССР – потрясающая страна: вы даже трагедию превращаете в триумф!»

 
   

В свое время каждый школьник знал о ледовой эпопее парохода «Челюскин». Раздавленное льдами в Чукотском море, 13 февраля 1934 года судно затонуло, а люди – всего 104 человека – сошли на лед. Мороз, пурга, ночь, но никто не пал духом. Организовались, построили ледовый лагерь, наладили быт, даже вели научные работы. А 5 марта началась операция по спасению людей с дрейфующих льдов.

Читаем радиодонесение пилота Анатолия Ляпидевского в Москву: «5 марта в 23 часа 35 минут по московскому времени я, летчик-наблюдатель Петров и бортмеханик Руковский вылетели на самолете АНТ-4 с уэленского аэродрома по маршруту Уэлен – мыс Сердце-Камень».

 

До того как обнаружить ледовый лагерь, летчик сделал 28 поисковых вылетов и только на 29-й обнаружил лагерь челюскинцев. С огромным трудом ему удалось совершить посадку на импровизированную полосу длиной всего 400 метров. Но главное – он смог взлететь. За первый рейс Ляпидевский вывез десять женщин и двоих детей. В донесении он отмечал, что в лагере на льду образцовый порядок и дисциплина, никакой паники и уныния.

Миру надо было показать, что большевики не бросают в беде своих граждан

Ихтиолог Анна Сушкина, участница экспедиции, оставила эмоциональное, но точное свидетельство: «Командуют взлет. Нас предупреждают, что в момент взлета надо нагнуть голову. Человек тридцать встали у хвоста машины, его надо раскачивать, чтобы скорее и легче взять старт. Предупреждают, чтобы мы плотнее уселись. А сесть не на что: маленький металлический выступ в стенке самолета. Начинают раскачивать хвост самолета. Моторы ревут сильнее. Из-под пропеллеров, как в самую жестокую пургу, несутся вихри снега. Ветер срывает шапки с людей. Самолет вздрогнул, взвыли моторы, машина ринулась вперед. Сделав круг над аэродромом, мы понеслись на юг, к Большой земле».

На помощь спешили другие самолеты, массовая эвакуация с льдины началась через 13 дней и продолжалась две недели. В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь летчиков. Кроме Ляпидевского, работали Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Все семеро 20 апреля 1934 года стали первыми Героями Советского Союза. Члены экипажей самолетов были награждены орденами и медалями, а все челюскинцы, кроме детей, – орденом Красной Звезды.

История экспедиции на пароходе «Челюскин» и операция по спасению его команды потрясли весь мир. Эвакуация такого количества людей в тяжелых полярных условиях не имела прецедентов. Спасательная операция проходила после что закончившегося XVII съезда ВКП(б), и миру надо было показать, что большевики не бросают в беде своих граждан, заодно микшировался наметившийся раскол в рядах партии.

 

По большому счету экспедиция «Челюскина» была авантюрой, хотя на официальном уровне заявлялось, что плавание доказало реальность прохождения Севморпути за одну навигацию. Тем не менее освоение трассы продолжалось, и опыт спасения челюскинцев много дал новым покорителям Крайнего Севера.

Об эпопее «Челюскина» лучше всех сказал Бернард Шоу: «СССР – потрясающая страна: даже трагедию вы превращаете в триумф!».

 

Картина дня

наверх