На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

19 апреля 1783 года Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.

Этот день в истории:

8 (19) апреля 1783 года, императрица Екатерина подписала исторический документ – Манифест о принятии острова Тамани, полуострова Крыма и всей территории Кубанской

«под державу Российскую».

Знаменательная дата заставляет вспомнить прежде всего о том, что нынешняя судьба Крыма определилась ходом русско-турецких войн ХVII-ХIХ веков, противоборством двух могучих империй – Турецкой и Русской. Первая, прочно утвердившись в Северном Причерноморье, считала Украину своим вассалом, которую следовало обезопасить от Москвы, угрожающе для Турции набиравшей силу. Вторая сторона планировала вернуть в свои пределы земли Киевской Руси, открыть себе дорогу к Черному морю.

Между империями то и дело вспыхивали кровопролитные войны. Крым стал важным объектом русских стратегических планов в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Развязала ее Турция, посчитав, что для нее сложилась очень выгодная ситуация. Но после ряда неудач русские войска добились блестящих побед на главном, дунайском направлении. Показал свою мощь и флот российский. Из Балтики он пришел в Средиземное море, где в знаменитом Чесменском бою 1770 года разгромил флот турецкий. В Эгейском море греки подняли восстание против турецкого ига. Затем, в 1771 году, не без влияния русского флота, восстали против турок Египет и Сирия.

Турецкая армия терпела поражение за поражением, но продолжала яростные и безуспешные попытки вернуться на левый берег Дуная. Тогда Вторая русская армия под командованием генерал-аншефа В.М.Долгорукова наносит сокрушительный удар противнику на левом фланге, на Перекопе (14 (25) июня 1771 года) и врывается в Крым.

Но силы противоборствующих сторон подорваны, особенно Турции. Она предложила подписать перемирие. В июле 1772 года начинаются мирные переговоры. Турецкие дипломаты их явно затягивают, чтобы выиграть время для перегруппировки и сосредоточения войск, ведут переговоры к безрезультатному финалу.

Однако не дремлет и русская дипломатия. Ее усилиями был подготовлен и 1 (12) ноября 1772 года заключен договор между Россией и крымским ханом Сахиб-Гиреем. Договор объявлял Крым независимым от Турции и находящимся под покровительством России.

Весной 1773 года возобновились боевые действия на Дунае. Теперь русские войска прочно удерживали инициативу в своих руках. После ряда сокрушительных поражений Турция согласилась на мирные переговоры. 10 (21) июля 1774 года стороны подписали мирный Кючук-Кайнарджийский договор договор. По нему, в частности, к России отошли два крымских города: Керчь и Еникале – земли древнерусского Тмутараканского княжества. А в более прагматическом плане открылся прямой выход из России в Черное море.

В остальном все в Крыму оставалось по-прежнему: прежняя ханская власть, прежняя администрация, порядки и обычаи. Типичный для того времени вариант вхождения в состав Российской империи. Как входили в нее Армения, Грузия... Остались и бесконечные придворные интриги, грызня между турецкой и русской партиями придворных. Последние, используя благоприятные для себя условия, посадили на ханский трон в 1778 году своего ставленника Шагин-Гирея.

Нервозная политическая обстановка вынудила в 1779 году все христианское население ханства покинуть Крым. Экономика ханства, жившего в основном за счет «дотаций» от грабежей, лишилась последней опоры. Нараставший хаос подстегивал и сам Шагин-Гирей бестактной «русификацией» и «европеизацией» ханства, зверскими расправами с политическими противниками из татарской знати (намеревался повесить даже своих братьев).

В 1782 году против Шагин-Гирея поднялось все население ханства Последний крымский хан отрекся от престола и бежал под защиту русских войск. А претендента на крымский престол так и не нашлось. Явно враждебная России татарская знать бежала в Турцию, та, что осталась, выжидала, пытаясь понять, куда дует ветер.

Хаос – экономический и политический – еще более усилился. Пустели и превращались в руины города, зарастали бурьяном поля, дичали сады...

Что можно было предпринять в сложившейся обстановке, кроме того, что предприняло правительство Екатерины II, объявившее все земли бывшего ханства российской территорией?

 218 лет назад, 8 (19) апреля 1783 года, императрица Екатерина II подписала исторический документ – Манифест о принятии острова Тамани (да, тогда Тамань была еще островом), полуострова Крыма и всей территории Кубанской «под державу Российскую»

Официально ни одна страна не оспорила этого документа. Даже Турция. К концу зимы в Тавриду пришла весть о реакции Стамбула, принятом им решении от 13 (24) февраля 1784 года. «Порта Оттоманская торжественным актом признала подданство Крыма и Кубани Всероссийскому Императорскому престолу».

Дипломатическая победа! Ее отпраздновали с ликованием, как никакую викторию военную. Вольно после этого писать руховским газетам, что никаких правовых и исторических основ на владение Крымом у России нет и что Россия завладела им с помощью оружия...

http://kro-krim.narod.ru/LITERAT/KRIM2/manimper.htm

 

М А Н И Ф Е С Т

ВЕЛИКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

О ПРИСОЕДИНЕНИИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА,

ОСТРОВА ТАМАНИ И ВСЕЯ КУБАНСКОЙ СТОРОНЫ

К РОССИИ, 1783 год, 8 апреля

Божiею Милостiю

Мы

ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ

Императрица и Самождержица Всероссiйская,

и прочая, и прочая, и прочая.

В прошедшую с Портой Оттоманской войну, когда силы и победы оружия нашего давали нам полное право оставить в пользу нашу Крым, в руках наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портой Оттоманской, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портой в прежнем татар состоянии.

Не достигли мы однако ж в пределах той части Империи нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от нас дарованному.

Избранный ими в таковой перемене бытия их самовластный Хан был вытеснен из места и отчизны пришельцев, который готовился возвратить их под иго прежнего господства. Часть из них слепо к нему прилепилась, другая не была в силах противуборствовать. В таковых обстоятельствах принуждены мы были, для сохранения целости здания нами воздвигнутого, одного из лучших от войны приобретения, принять благонамеренных татар в наше покровительство, доставить им свободу, избрать себе на место Сагиб-Гирея другого законного Хана, и установить его правление; для сего нужно было привесть военные силы наши в движение, отрядить из них в самое суровое время энный корпус в Крым, содержать его там долго, и наконец действовать противу мятежников силою оружия; от чего едва не возгорелась с Портой Оттоманской новая война, как то у всех в свежей памяти.

Благодарение Всевышнему! Миновала тогда сия гроза признанием со стороны Порты законного и самовластного Хана в лице Шагин-Гирея. Произведение сего перелома обошлось Империи нашей недешево; но мы по крайней мере чаяли, что оное наградится будущее от соседства безопасностью. Время да и короткое воспрекословило однако ж на деле сему предположению.

Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от нас не скрыты, принудил нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди татар, когда деятельное многих дет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их ко вкушение плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для нас беспокойствам, убыткам и утруждению войск наших.

Свету известно, что имев со стороны вашей толь справедливые причины неодин раз вводить войска наши в Татарскую область, доколе интересы государства ншего могли согласовать с надеждою лучшее, не присвоили мы там себе начальства, ниже отметили, или наказали татар, действоваших неприятельски против воинства нашего, поборствовавшего по благонамеренным вутушение вредных волнований.

Но ныне, когда с одной стороны приемлем в уважение употребленные до сего времени на татар и для татар знатные издержки, простиравшиеся по верному исчислению за двенадцать миллионов рублей, не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно нам учинилося, что Парта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях татарских, и именно: на острове Тамане, где, чиновник ее, с войском прибывший, присланному к нему от Шагин-Гирея Хана с вопрошенном о причине его прибытия, публично голову отрубить велел и жителей тамошних объявил турецкими подданными; то поступок сей уничтожает прежние наши взаимные обязательства о вольности и независимости татарских народов; удостоверяет нас ваше, что предложение наше при заключении мира, сделав татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за татар произойти могущие, и поставляет нас во все те права, кой победами нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полной мере до заключения мира; и для того, по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийской и Оттоманской заключенный, который мы навсегда сократить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону.

 Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своем презрении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностию, усердием и благонравием уподобиться древним нашим подданным и заслуживать наравне с ними монаршую нашу милость и щедроту.

Дан в престольномъ Нашем граде Святого Петра, апреля 8 дня отъ Рождества Христова 1783, а государствованiя Нашего въ двадцать первое лето.

 

http://kro-krim.narod.ru/ZAKON/manifest.htm

 

Картина дня

наверх