В 2014-м году после возвращения Крыма в состав РФ, вместе с полуостровом в Россию вернулась и знаменитая “Нитка” – Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный.
Этот комплекс предназначен для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца.
«Нитка» представляет из себя взлётно-посадочную полосу, по размерам сопоставимую с палубой авианосца “Адмирал Кузнецов”. Комплекс оснащён трамплином с разгонным устройством и взлетно-посадочным блоком с аэрофинишерами.
На “Нитке” существовала система имитации различных погодных условий. Взлетно-посадочный блок был укомплектован паровыми машинами, к которым поступала морская вода. После преобразования в пар она подавалась на цилиндры, благодаря которым уже производилась имитация качки, из-за чего условия взлёта и посадки на “Нитку” были максимально приближены к реальной посадке на авианосец.
Конструкторы изначально старались создать нечто наподобие американского комплекса Lakehurst, который в 1980-х годах являлся единственным в мире наземным тренажёром палубной авиации.
Общий вес металлоконструкций комплекса вместе с трамплином составляет около 12000 тонн. “Нитка” считается крупнейшим тренажером данного типа в мире. Обслуживание комплекса и поддержание его в рабочем состоянии осуществляет около 180 военных специалистов.
План строительства комплекса был утверждён 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Проект тренажерного комплекса был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Ленинград). Основные сооружения комплекса — взлётно-посадочные блоки строил и осуществлял монтаж Черноморский судостроительный завод (Николаев). Аэрофинишёры и трамплины — Пролетарский завод (Ленинград). Всеми работами по строительству «Нитки» руководил старший строитель ЧСЗ Алексей Иванович Середин.
Гигантское и мощнейшее сооружение. Под трамплином можно в буквальном смысле гулять.
На улице непрерывно лил дождь. Фотографировать было практически нереально. Посмотрите во что превращались наши фотоаппараты буквально за минуту фотографирования.
Оптика запотевала моментально. Поэтому когда мы подъехали к посадочному комплексу “Нитки”, я понял, что фотографировать на зеркалку уже не получится. Тогда в ход пошёл старый добрый айфон.
Так вот, каждая посадка на “Нитку” – это настоящий шедевр пилотажа.
Истребитель снижает скорость и после касания о палубу тормозит что есть сил. Благодаря тросам, самолёт останавливается за 3,5 секунды на расстоянии в 90 метров.
Так это место выглядит с воздуха.
Однако, то, что мы видим с вами – это всего лишь верхняя часть огромного айсберга, ведь 90% комплекса находится под землёй. Специальные гидравлические тормозные машины обеспечивают торможение на “авианосце” и именно они отвечают за работу этих сверхпрочных тросов.
Аэрофинишёры обеспечивают торможение самолётов от 11 до 26 тонн, имеющих посадочную скорость от 180 до 240 км/ч.
Во время посадки истребителя, диспетчер находится в так называемом колпаке. Буквально в нескольких метрах от несущегося к земле самолёта. Уверен, незабываемое зрелище и крайне ответственная должность.
Через запотевшие стёкла проглядывается старое, но, как утверждают, рабочее оборудование.
В пятницу, 21 марта, Главный штаб ВМФ России сделал официальное заявление, согласно которому полигон «Нитка» ожидает глубокая модернизация.
«Годы, проведенные под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта. Фактически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — заявил представитель Главного штаба ВМФ.
Предполагается, что «Нитка» будет модернизироваться применительно к проекту нового российского авианосца.
От себя замечу, что это гигантское по своим масштабам и значимости сооружение на самом деле выглядит очень плачевно. Когда-то уникальный в своём роде и сверхсекретный комплекс в буквальном смысле убили. России придётся приложить немало усилий для того, чтобы вернуть “Нитке” былую славу и функционал.
В заключение хочу предложить вам посмотреть 4 очень интересных фильма, в которых рассказывается вся история этого невероятного комплекса.
Свежие комментарии