На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 433 подписчика

Свежие комментарии

  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...
  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...

Загадка гибели "Цеппелина L-19"

 


31 января 1916 года командир Дивизиона воздушных кораблей Петер Штрассер повел отряд из девяти цеппелинов, базирующихся на базах Фридрихсхафена и Ловентхале, на бомбардировку военных объектов в Центральной Англии. В таком большом количестве они впервые взяли курс, который лежал в стороне от привычного маршрута через Северное море к южным берегам Великобритании. 

Обычно под покровом темноты цеппелины бомбили любые цели, попадавшиеся им на пути. На сей раз боевое задание состояло в том, чтобы пройти вдоль всей Англии и сбросить бомбы на Ливерпуль, который до сих пор считался недосягаемым для налетов авиации и воздушных кораблей. Если не считать потерю ориентировки, рейд прошел на удивление гладко, и, проведя 22 часа в воздухе, цеппелины стали причаливать к мачтам на базах дивизиона. Спустившись на землю с шаткого мостика флагманского корабля, Петер Штрассер первым делом направился в штаб, чтобы убедиться, что все экипажи благополучно вернулись домой. Восемь командиров доложили о прибытии на свои базы. 

Но о L-19 под командованием капитан-лейтенанта Леве никаких сведений не поступило. Хотя L-19 был новым воздушным кораблем, введенным в строй в конце ноября 1915 года, но в течение всего этого полета двигатели его корабля по очереди выходили из строя, снижая скорость полета. Преодолевая смертельную усталость, командир Дивизиона воздушных кораблей еще несколько часов сидел у телефона, ожидая чуда. Однако его не произошло.

(Цеппелин L-19 на взлете)
Расследование, проведенное по горячим следам, не смогло пролить свет на загадку исчезновения L-19. Первую часть маршрута он прошел вместе с остальными дирижаблями отряда. Несмотря на то что в рулевой гондоле цеппелина находился один из самых молодых командиров дивизиона Удо Леве, корабль уверенно держался в строю, точно сбрасывал бомбы и четко выполнял все команды флагмана. Возвращались цеппелины на базы поодиночке, и поэтому никто из участников рейда не мог точно указать, когда в последний раз видел L-19.

Шли дни, но никаких сведений об исчезнувшем корабле не поступало. Молчали британцы, которые непременно похвастались бы выдающейся победой над "ночными убийцами", если бы L-19 упал или совершил вынужденную посадку на островах. Молчала разведка флота, имевшая резидентуру во всех странах бассейнов Балтийского и Северного морей.

Прошло уже две недели с той злополучной ночи, и командование уже готово было признать L-19 "пропавшим без вести в Северном море", как случайная находка немецкого рыбака вселила в душу Штрассера и его сослуживцев новую надежду.
15 февраля адъютант положил на стол командира Дивизиона воздушных кораблей записку, сделанную на куске обшивки дирижабля. Ее обнаружил рыбак в бутылке, которую он выловил на побережье Северного моря.
Текст хотя и пострадал от воды, но читался вполне сносно. За блекло-синими строчками вставала трагедия обреченного экипажа: "Я делаю очередную и, очевидно, последнюю попытку послать это сообщение. Пятнадцать человек моего экипажа находятся на верхней палубе. Мы потеряли гондолу и двигатели и находимся примерно на третьем градусе восточной долготы. На протяжении всего маршрута мы устраняли неисправности в двигателях. На обратном пути над Голландией нас обстреляли с земли и повредили оболочку. Мы потеряли много водорода, а вскоре все 3 двигателя окончательно отказали. 2 февраля, 13:00. Это, вероятно, наш последний час. Леве".


(Одо Лёве)
Полностью картину гибели L-19 удалось восстановить спустя несколько месяцев, когда сеть осведомителей, которую Петер Штрассер предусмотрительно развернул в Швейцарии (кстати, тайком от начальства, считавшего, что офицеры флота не должны заниматься шпионажем), добыла рапорт капитана небольшого рыболовецкого траулера "Кинг Стефан", плававшего под британским торговым флагом. Спустя некоторое время после приводнения L-19 был замечен моряками траулера.


(Погибшая команда L-19)
Переломленный корпус дирижабля дрейфовал неподалеку от плавучего маяка Спур, установленного на якорь у одноименной банки в устье реки Хамбер. Когда "Кинг Стефан" подошел поближе, 16 человек, цеплявшихся за обломки цеппелина, принялись размахивать руками и кричать что-то по-немецки. Опасаясь запутать винт корабля в тросовых растяжках и обрывках обшивки, которые извивались вокруг остова дирижабля, как щупальца медузы, капитан траулера предпочел маневрировать в некотором отдалении от потерпевшего крушение L-19.
Один из офицеров цеппелина, знавший английский, попросил взять терпящий бедствие экипаж на борт и доставить в любой английский порт, где они намеревались сдаться в плен.

Однако капитан траулера отреагировал на эту просьбу весьма странным образом - к величайшему изумлению и отчаянию команды L-19 "Кинг Стефан" вдруг дал полный ход и очень быстро исчез за горизонтом. В отчете свои действия капитан мотивировал тем, что он опасался захвата судна неприятелем, который, придя в себя, мог расправиться с малочисленной командой траулера и увести его в германский порт. Когда на место падения L-19 прибыл английский миноносец, присланный капитаном "Кинг Стефана", обломки дирижабля успели затонуть, а его экипаж погиб. 
Однако расплата пришла - вскоре шхуна "Кинг Стефан" была потоплена, а его команда была взята в плен.

Инцидент получил всемирную известность и разделил британское общественное мнение. Одни считали, что капитана, бросившего немцев погибать, следует судить. Но немало было и тех кто одобрил его действия, среди них между прочим и епископ Лондона. Экипажи немецких дирижаблей в Англии именовали "baby killers" из-за их бомбардировок мирных жителей. Бывший капитан «Кинг Стефана» — Уильям Мартин получил немало писем содержащих одобрения и угрозы. Он умер от сердечного припадка спустя год после случившегося.


(Медаль Карла Гётца "Памяти экипажа Цеппелина L-19, утопленного британцами в Северном море.")

После крушения L-19, которое повлекло за собой потерю во время снежного шквала и двух гидросамолетов из Боркума, высланных на его поиски, адмирал Р. Шеер, командующий германским Флотом открытого моря, приказал впредь все воздушные операции над Великобританией сопровождать поисково-спасательной командой эсминцев, чтобы не допустить гибели в море поврежденных цеппелинов...
 
 

Картина дня

наверх