31 января 1916 года командир Дивизиона воздушных кораблей Петер Штрассер повел отряд из девяти цеппелинов, базирующихся на базах Фридрихсхафена и Ловентхале, на бомбардировку военных объектов в Центральной Англии. В таком большом количестве они впервые взяли курс, который лежал в стороне от привычного маршрута через Северное море к южным берегам Великобритании.
Обычно под покровом темноты цеппелины бомбили любые цели, попадавшиеся им на пути. На сей раз боевое задание состояло в том, чтобы пройти вдоль всей Англии и сбросить бомбы на Ливерпуль, который до сих пор считался недосягаемым для налетов авиации и воздушных кораблей. Если не считать потерю ориентировки, рейд прошел на удивление гладко, и, проведя 22 часа в воздухе, цеппелины стали причаливать к мачтам на базах дивизиона. Спустившись на землю с шаткого мостика флагманского корабля, Петер Штрассер первым делом направился в штаб, чтобы убедиться, что все экипажи благополучно вернулись домой. Восемь командиров доложили о прибытии на свои базы.
Но о L-19 под командованием капитан-лейтенанта Леве никаких сведений не поступило. Хотя L-19 был новым воздушным кораблем, введенным в строй в конце ноября 1915 года, но в течение всего этого полета двигатели его корабля по очереди выходили из строя, снижая скорость полета. Преодолевая смертельную усталость, командир Дивизиона воздушных кораблей еще несколько часов сидел у телефона, ожидая чуда. Однако его не произошло.
(Цеппелин L-19 на взлете)
Шли дни, но никаких сведений об исчезнувшем корабле не поступало. Молчали британцы, которые непременно похвастались бы выдающейся победой над "ночными убийцами", если бы L-19 упал или совершил вынужденную посадку на островах. Молчала разведка флота, имевшая резидентуру во всех странах бассейнов Балтийского и Северного морей.
Прошло уже две недели с той злополучной ночи, и командование уже готово было признать L-19 "пропавшим без вести в Северном море", как случайная находка немецкого рыбака вселила в душу Штрассера и его сослуживцев новую надежду.
15 февраля адъютант положил на стол командира Дивизиона воздушных кораблей записку, сделанную на куске обшивки дирижабля. Ее обнаружил рыбак в бутылке, которую он выловил на побережье Северного моря.
Текст хотя и пострадал от воды, но читался вполне сносно. За блекло-синими строчками вставала трагедия обреченного экипажа: "Я делаю очередную и, очевидно, последнюю попытку послать это сообщение. Пятнадцать человек моего экипажа находятся на верхней палубе. Мы потеряли гондолу и двигатели и находимся примерно на третьем градусе восточной долготы. На протяжении всего маршрута мы устраняли неисправности в двигателях. На обратном пути над Голландией нас обстреляли с земли и повредили оболочку. Мы потеряли много водорода, а вскоре все 3 двигателя окончательно отказали. 2 февраля, 13:00. Это, вероятно, наш последний час. Леве".
(Одо Лёве)
(Погибшая команда L-19)
Один из офицеров цеппелина, знавший английский, попросил взять терпящий бедствие экипаж на борт и доставить в любой английский порт, где они намеревались сдаться в плен.
Однако капитан траулера отреагировал на эту просьбу весьма странным образом - к величайшему изумлению и отчаянию команды L-19 "Кинг Стефан" вдруг дал полный ход и очень быстро исчез за горизонтом. В отчете свои действия капитан мотивировал тем, что он опасался захвата судна неприятелем, который, придя в себя, мог расправиться с малочисленной командой траулера и увести его в германский порт. Когда на место падения L-19 прибыл английский миноносец, присланный капитаном "Кинг Стефана", обломки дирижабля успели затонуть, а его экипаж погиб.
Однако расплата пришла - вскоре шхуна "Кинг Стефан" была потоплена, а его команда была взята в плен.
Инцидент получил всемирную известность и разделил британское общественное мнение. Одни считали, что капитана, бросившего немцев погибать, следует судить. Но немало было и тех кто одобрил его действия, среди них между прочим и епископ Лондона. Экипажи немецких дирижаблей в Англии именовали "baby killers" из-за их бомбардировок мирных жителей. Бывший капитан «Кинг Стефана» — Уильям Мартин получил немало писем содержащих одобрения и угрозы. Он умер от сердечного припадка спустя год после случившегося.
(Медаль Карла Гётца "Памяти экипажа Цеппелина L-19, утопленного британцами в Северном море.")
После крушения L-19, которое повлекло за собой потерю во время снежного шквала и двух гидросамолетов из Боркума, высланных на его поиски, адмирал Р. Шеер, командующий германским Флотом открытого моря, приказал впредь все воздушные операции над Великобританией сопровождать поисково-спасательной командой эсминцев, чтобы не допустить гибели в море поврежденных цеппелинов...
Свежие комментарии