Прошло более двадцати пяти лет с момента принятия решения о закрытии проекта Крымской атомной электростанции. Вопросов вокруг этого проекта море: Почему на самом деле закрыли? Зачем вообще строили? Почему в Крыму? Почему «потерялся» проект готовый на 80%, общей стоимостью более 750 млн рублей СССР, в ценах 1984 года?
И много-много других не менее любопытных вопросов. Но не об этом пост. Пусть историки и сведущие интеллектуалы приводят свои аргументы. А я всего лишь хочу кратенько рассказать о том, что было, и что есть сегодня.Признаюсь, я неоднократно бывал в Крыму в этих местах, в конце 80-х, и видел характерные постройки с высоченным, красным краном вдалеке. Слышал разговоры взрослых, о коварном атоме (дело было после Чернобыля) и видел их опасения. Но меня мальчишку всегда привлекала своей масштабностью и важностью огромная стройплощадка, находившаяся неподалеку от города Щелкино в Ленинском районе Крымской АССР.
В целях обеспечения электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создания задела для развития будущей промышленности региона, было принято решения о строительстве атомной электростанции на берегу Азовского моря. Сперва построили город строителей и будущих работников станции — Щелкино, названный так в честь физика-ядерщика Кирилла Щелкина. Потом приступили к постройке самой станции и вспомогательных хозяйств вокруг нее. К 1984 году стройка по своим масштабам стала всесоюзной. По два эшелона со стройматериалами в день поступало на ее территорию! Запуск первого энергоблока планировался на 1989 год.
Но грянул апрель 1986, принесший катастрофу мирового масштаба на Чернобыльской АЭС, и строительство здесь в Крыму сперва было приостановленов в 1987 году, а позже и полностью прекращено. Неблагоприятная ли экономическая обстановка в СССР, или катастрофа на ЧАЭС, или еще какие факторы привели к такому решению, но станция в 1989 году была окончательно закрыта. Первый энергоблок был готов на 80%. Было даже завезено ядерное топливо, которое к счастью не успели использовать. Готовность второго энергоблока — 18%. Практически полностью была готова вспомогательная инфраструктура, расцветал новый, современный город, в котором проживало уже более 15 000 человек. И все по сути рухнуло в один миг. Впрочем вскоре такая же участь постигал и саму страну.Что было дальше, не трудно догадаться. Отсутствие действенного гос контроля, действующих законов, и собственно понимания что же делать со всем этим хозяйством, привели к масштабным (если не всесоюзным) хищениям. Все что не было разворовано, позже было продано, часто за бесценок. Хорошей иллюстрацией к тем временам будет решение впустить на территорию турбинного зала, знаменитый музыкальный фестиваль КаZантип, который проводил свои «атомные вечеринки в реакторе» с 1995 по 1999 годы. В 2003 году был продан уникальный датский кран Kroll, тот самый котрый вызывал у меня-мальчишки столь восторженные впечатления. И вот в апреле 2015 года я снова оказался в этих местах.
Станция да и сам город — должны были стать режимным объектом, поэтому на въезде — КПП. Впрочем сегодня это опора для рекламных щитов. Щелкино — прямо, а на право как раз в сторону станции, котороя судя по указателям сегодня называется «базой строительных материалов».
Подъезжаю к территории вспомогательных хозяйств, точнее того, что от них осталось.
Бывший бетонной завод.
Удивительно как этот кран до сих пор не порезали!? То там, то тут встречаются бытовки, в которых работают не то строители, не то разрушители, занимающиеся демонтажем.
Кругом хорошо виден их труд.
Это все территории прилегающие к станции.
Практически полностью сохранившееся административное здание. А вот от бывшей столовой остался лишь бетонный пол…
Радиолокационная вышка?
Здесь была рабочая автостанция. Насколько я понимаю, дальше доступ был максимально ограничен, так как приближается здание
первого энергоблока и прилегающего к нему турбинного зала, точнее того, что осталось от первого и второго.
Здесь должен был разместиться ядерный реактор ВВЭР-1000, который кстати порезали автогеном в 2005 году.
Все остальные постройки практически полностью уничтожены, разобраны или находятся на финальной стадии демонтажа. Везде разбросан строительный мусор.
Внутрь я не пошел, был заметно ограничен по времени, кроме того весомые доберманы живо интересовались моей персоной. Но на территории прилегающей к первому энергоблоку, который кстати является частной собственностью (приобретенной за 207 000$), работают люди, видна строительная техника, и что-то мне подсказывает, что за скромное вознаграждение, Вам выдадут каску и фонарь, и при желании проведут по «туристическим тропам».
Я же вернулся на КПП, и решил на полчаса заглянуть в Щелкино.
Помните заглавное фото? Сравните.
Щелкино находится в километрах пяти от КПП на самом берегу Азовского моря.
Это и предопределило дальнейшую постатомную судьбу города.
Основой экономической жизнедеятельности города является туристическая и торговая отрасль бизнеса.
Я бывал в Щелкино не однократно, и признаться был обрадован его нынешним внешним состоянием. Все очень функционально и уютно. Нигде не видел заброшенных домов. Много людей.
Сегодня здесь постоянно проживает чуть более 11 000 человек, а в летний период население заметно вырастает.
И это понятно, теплое ласковое море, песчаный пляж;
Относительная дешевизна летнего отдыха на побережье, привлекает сюда не мало отдыхающих. Эх, я бы и сам выбрался летом на денек-два…
Что же, прощай Щелкино,
впереди 170 км живописный дороги, до аэропорта Симферополь, и чуть более 1200 км по воздуху до Москвы…
Свежие комментарии