На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 391 подписчик

Свежие комментарии

  • Ольга Мочалова
    я тоже хотела в детстве быть солдатом-я быстрая-я ловкая-я все смогу---и у мамы спрашивала всегда-почему девочек не б...В детстве я хоте...
  • Murshin
    Это открывается шлюз,через который свалит ИИ аннуннаков Подробное исследование по ссылке https://bombarman.livejourna...“Ворота в преиспо...
  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...

"Как корабль назовете" : танк «Черепаха», опоздавший на войну…

Великобританский сверхтяжёлый танк «Черепаха» был способен поражать все типы немецких танков, но так и не успел побывать на полях сражений

 
 
 
 

Каким должен быть тяжелый «штурмовой танк», способный без вреда для себя действовать во главе наступательных порядков своих войск? Вот каким вопросом озаботился британский Генштаб в 1942 году, когда разрабатывал новую концепцию развития своих бронетанковых сил и, надо сказать, что попытки дать на него исчерпывающий ответ очень быстро легли на бумагу в виде разработок ряда опытных машин.

Некоторые из них, например, А38 «Вэлиент», а затем и «Черный Принц"были воплощены в металле, однако большинство дальше собственно чертежей не пошло. Некоторые из них были совсем уж диковинные.

Например, проект компании «Ньюфилд меканизейшн лимитид», предлогавшая сразу две машины. Причем одна из них имела всего лишь два пулемета, но зато броню толщиной 200-мм, тогда как другая, с броней толщиной 150-мм, планировалась с вооружением из 75-мм пушки, либо 95-мм гаубицы. Ориентировочный вес такой машины должен был составить 45 тонн, однако военных не устроил состав вооружения. В штабе посчитали, что такой танк должен быть вооружен 152-ммминометом, да еще и огнеметом на одной из гусеничных полок, однако реализовывать их пожелания в металле конструкторы почему-то не стали.

Новый проект родился в мае 1943 года и представлял собой машину с корпусом, броневая защита которого закрывала сверху гусеницы, а вооружение состояло из двух спаренных пулеметов в башенках на крыше, 20-мм пушки в левой части лобового листа и 57-мм справа. Его тоже несколько раз перерабатывали, после чего появился проект AT10, на которой эти пушки поменяли местами, а максимальная толщина брони стала достигать 225-мм при общем весе машины в 45 тонн. Конструкторы фирмы почему-то посчитали подобное вооружение для «штурмового танка» вполне достаточным и тут же преступили к изготовлению его деревянного макета в натуральную величину. Однако, Генштаб потребовал вооружить «Черепаху» (Tortoise) — а именно такое название получил новый танк, — 75-мм орудием с высокой начальной скоростью снаряда.

Один из руководителей «Ньюфилда» Томас Майлз / позже начальник отдела бронетанковой техники /посчитал, что подобная модернизация, равно как и необходимое для нее удлинение корпуса, приведут к тому, что вес машины увеличится до 65 тонн. Однако, подумав и взвесив все за и против, он посчитал это возможным, причем в качестве этого самого 75-мм орудия предложил поставить на этот танк новейшую по тому времени 17 фунтовую(76,2-мм) пушку с высокой начальной скоростью снаряда, которую впоследствии англичане начали устанавливать на «Шерман Файерфлай».

Новый проект АТ13 появился 13 августа 1943 года и представлял собой уже в достаточной степени отработанную машину, причем помимо 76,2-мм орудия на нейпо-прежнему оставался и 20-мм автомат. Подвеска танка имела 32-дюймовуюгусеницу, внутри которой находилось по четыре колесные тележки с каждой стороны. При этом внешние колеса с них могли сниматься точно так же, как и колеса на германском танке «Тигр», благодаря чему «Черепаха» могла проходить английские мосты без затруднения. Двигатель — «Роллс-Ройс-Метеор» с трансмиссией «Мерритт Браун» и расположенной спереди коробкой передач.

Конструкторы хотели сделать корпус «Черепахи» цельнолитым. Но хотя это и было бы очень выгодно с точки зрения защиты, изготовить такую вот литую деталь было бы очень тяжело чисто технологически. Даже на стадии деревянного макета новый танк переделывался целых три раза. Сначала с него убрали 20-мм пушу и он «полегчал» до 60 тонн, потом пушка на нем наконец-то была размещена посредине корпуса, который в итоге был увеличен еще более, что довело вес ее до 66 тонн.

Казалось бы, что теперь-то уж можно переводить дерево в металл. Однако не тут-тобыло! Военные опять потребовали перевооружения «Черепахи», вот только теперь им понадобилось орудие на базе 3,7-дюймовой/94-мм/ зенитки, представлявшее в то время самое мощное противотанковое орудие британской армии. Под эту пушку ее переделали в последний раз, подготовили все чертежи и начали делать ее из небронированной стали.

Заказ, который был спущен на фирму из Генштаба, который даже не дождался испытаний опытного образца, составил 25 машин. Вся эта спешка имела собой одну важную причину: следовало вооружить армию танками прорыва до того, как она оказалась бы перед укрепленной «линией Зигфрида» в Германии, не имея реальной силы для того, чтобы ее штурмовать!

Однако первые же прикидки показали, что даже при максимальной спешке сделать их удастся только лишь к сентябрю 1945 года, да и то это был самый что ни на есть благожелательный прогноз, не учитывавший возможные трудности технологического порядка, которые в таких вот сложных случаях практически всегда неизбежны. Интересно, что параллельно с работой над «Черепахой» уже принятой к исполнению, конструкторы разработали еще два проекта этой машины- АТ17 и АТ18, лишь незначительно различавшиеся в деталях и имевшие вместо пушки пневматический огнемет!

Тем временем боевые действия в Европе завершились и английский Генштаб сократил свой заказ сначала до 12 машин, а потом и вовсе до 6, в то время как реально было изготовлено всего лишь 5 таких танков. Детали шестого было решено пустить на запчасти для всех остальных, причем цена за одну машину составила 141666 фунтов стерлингов каждая!

Что делать с ним решили, однако, не сразу. Понятное дело, что на вооружение ее принимать военные не собирались, однако и списывать в металлолом машины такой стоимости было как-то жалко. Поэтому было принято решение их испытывать, причем ни где-нибудь, а именно в Европе, то есть как раз там, где эти машины должны были действовать в случае продолжения войны. Поэтому в апреле 1948 года танки послали в Германию для того, чтобы, прежде всего, проверить возможности их транспортировки по суше и морем. Было уже ясно, что там, где пройдет «Черепаха» пройдет и любой другой перспективный тяжелый танк, вот почему эти испытания имели весьма важное практическое значение!

Поскольку при ширине в 3,9 м ее нельзя было транспортировать по железной дороге, было решено организовать перевозку по шоссе на специальном многоосном транспортере, способном выдержать колоссальный вес машины. Для буксировки транспортера вместе с танком общим весом около 120 тонн было решено использовать сразу два тягача «Даймонд», соединенных в один большой тандем общим весом 155 т и длинной 28,5 м!

Разумеется, большая часть территории Германии в это время представляла собой руины, поэтому транспортная группа, возившая по ней эти танки, сразу же столкнулась с самыми разнообразными и, порой, специфическими трудностями. Так, например, многие города и деревни Германии имели улицы покрытые булыжниками, которые серьезным образом повреждались после прохода любой бронетехники, а уж такой тяжелой и подавно. Многие мосты, по которым мог проехать транспортёр с «Черепахой» были ещё разрушены, а другие хотя и восстановлены, но не рассчитаны на его вес. Поэтому отрабатывались буквально все мелочи, в то время как сама испытательная группа включала в себя целых 55 рядовых и 6 офицеров, включая экипажи из танкистов и артиллеристов, а так же ремонтников и снабженцев. К тому же её повсюду сопровождали ещё и целый эскорт военной полиции на джипах и мотоциклах.

Отмечалось, что поскольку транспортёр был так же управляем, к тому же имел тенденцию к заносу на поворотах, требовалась особая синхронность в работе водителей, которые управляли этим исключительно тяжёлым автопоездом. При этом водитель тягача занимался управлением и отвечал за тормоза транспортёра, а вот второй водитель должен был одновременно с первым переключать на нём передачу и следить за его двигателем и движением. Поэтому для связи между ними было установлено переговорное устройство, хотя сами водители предпочитали использовать более привычные им ручные сигналы.

Чтобы погрузить обе «черепахи» на транспортное судно «Рейс Фишер» пришлось использовать 150-тонный плавучий кран и точно таким же краном выгружать его в Германии. Официально испытания начались 1 июня 1948 года и продолжались до октября, когда по их результатам Британской Рейнской армией был подготовлен специальный отчёт, содержащий ко всему прочему ещё и 95 фотографий. Сообщалось, что конвой прошёл 1040 км, из которых своим ходом танки прошли 160. Максимальная скорость достигала 19 км/ч, однако в реальности была значительно меньше, прежде всего из- за задержек со встречным движением, которое в таких случаях приходилось останавливать. И по причине плохого качества дорог и мостов, которые обычно оба танка преодолевали своим ходом, а затем опять грузились на свои транспортёры.

В целом было доказано, что два таких тяжёлых танка особого вреда городским мостовым не наносят, но вот если по ним пройдёт целый полк, тогда уже дело другое! Иногда одного резкого поворота иной раз было достаточно, чтобы вывернуть чуть ли не все булыжники на мостовой, а при массовом их движении она была бы практически разрушена полностью. В тоже время с буксировкой самого транспортёра никаких проблем в ходе испытаний не возникало, что было особо отмечено, как положительный факт.

В ходе проверочных стрельб, огонь вёлся сначала по щитам на расстоянии в 2000 м, а после этого по списанному танку «Шерман» и по германской «Пантере». Отмечалось хорошая кучность боя нового 94-мм орудия и удобство его обслуживания. С 1230 м снаряд «черепахи» пробил лобовой лист «Пантеры» и оторвал кусок от маски орудия, который нашли потом в 5 метрах от цели. Стрельба по «Шерману» была столь же, если не даже более эффективной, в связи с чем результаты стрельб военными специалистами были оценены очень высоко. Танкисты, например, отмечали, что будь у них такое орудие в 1944 году, то они бы имели преимущество по вооружению над любым немецким танком, включая «королевский тигр» и самоходку «Ягдпантера». В тоже время в отчете немало и других фраз: «слишком медленный», «слишком тяжёлый», «отсутствует круговой обстрел», «сложность с транспортировкой», что в итоге и решило судьбу этих танков уже окончательно.

Что же касается собственно конструкции этой машины, то ввиду её необычности её следует рассмотреть поподробнее. Так, корпус «черепахи» представляет собой комбинацию из литых и катанных элементов брони, соединённых при помощи сварки. Самая большая отливка представляла собой рубки корпуса, толщина брони которой в её лобовой части достигала 230 мм. Крыша была из катанного броневого листа. Ещё одна литая деталь спереди закрывала трансмиссию. Моторное отделение было так же сварено из катанных бронелистов, а так же боевая рубка, несколько нависала над гусеницами, образуя два бронированных и пустых отсека. Внутри правого находилась укладка для ЗИПа, а в левой зарядный агрегат блок из четырёх аккумуляторов. Нижняя часть корпуса так же выполнялась из листов катанной брони, а так же имела по бортам ещё и дополнительную защиту в виде бронебойного фальшборта, закрывающего практически всю гусеницу.

Подвеска танка была торсионной, хотя чисто внешне гораздо больше походила на подвеску танка «Шерман» с пружинными рессорами. Каждая колесная тележка «Черепахи» имела по два торсиона, закреплявшиеся у неё внутри на полу корпуса. При этом каждый каток в тележке имел ещё и независимую подвеску, что уменьшало действовавшие на неё нагрузки и позволяло в случае необходимости демонтировать две внешние пары катков. Необычным для английских конструкторов, стало решение разместить ведущие колёса спереди, а направляющие сзади, что было более характерно для германской школы танкостроения. Поскольку вес 32-дюймовойгусеницы был очень большим, она имела по шесть поддерживающих катков с каждой стороны: по два на двух центральных валах и по одному на двух валах спереди и сзади.

Двигательная установка состояла из безнадувного 12-цилиндрового, V-образногобензинового двигателя «Роллс-ройс» Мк. V «Метеор», развивающего мощность в 650 л.с. Топливо к нему располагалось в двух баках: большом на 390 л справа, и малом на 245 л слева. Слева также находился и маслобак, занявший оставшееся место. Радиаторы устанавливались перед двигателем, а выхлопные трубы были объединены в один большой глушитель, располагавшийся поперёк корпуса сзади. В качестве зарядного агрегата в левом отсеке моторного отделения устанавливался четырехцилиндровый двигатель «Моррис-8», работающий непосредственно на генератор.

Коробка передач «Меррит-Браун» Н51D обеспечивала танку шесть скоростей вперёд и столько же назад и позволяла разворачиваться на месте, что для столь тяжёлой машины, да ещё и лишенной вращающейся башни было просто незаменимым качеством.

 

Вооружение танка, а «Черепаха» числилась именно танком и была приписана к Королевскому танковому корпусу, состояло из 94-мм орудия с противовесом на конце ствола, имевшего начальную скорость снаряда 880 м/с. В боекомплект орудия входили бронебойные и фугасные снаряды с раздельным заряжением. Монтировалось оно в шаровой опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающей углы наведения 18и 10 градусов вверх и вниз и 20 градусов по горизонту в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, однако имел с ним жесткую связь.

Передний стрелок имел в своём распоряжении стандартный танковый пулемёт «Беса», расположенный также в шаровой установке немного повыше места наводчика, угол наведения который составлял 35 градусов во все стороны. Ещё два таких же пулемёта находились в верхней пулемётной башенке с круговым обстрелом и угламиподъёма-склонения 10–15 градусов. Установка имела специальный блокирующий механизм, не позволяющий вести огонь при открытых люках, из-за чего спуск на них был сделан электрическим.

Приборы наблюдения командира располагались во вращающейся башенке, имевшей ещё и бинокулярный перископ, подвижный в вертикальной плоскости. При этом он так же был связан с прицелами наводчика и верхнего стрелка, что существенно облегчало целеуказание. Радиостанции внутри танка располагались между командиром и стрелком и обеспечивало как внешнюю, так и внутреннюю связь, а также связь с пехотой, переносной радиостанцией, крепящейся позади за рубкой.

Дымовая завеса вокруг «Черепахи» могла быть поставлена при помощи сразу трёх гранатомётов, один из которых находился на командирской башенке, а ещё два справа и слева по углам боевой рубки спереди. Экипаж машины состоял из семи человек: водитель, занимавшего место справа от орудия, наводчика орудия, находившегося соответственно слева, переднего стрелка, сидевшего за ним, в то время как командир танка располагался на сидении позади орудия, а последний, седьмой член экипажа, так называемый «задний стрелок», размещался в расположенной справа пулемётной башенке. При этом один из заряжающих досылал в ствол снаряд, а другой гильзу с зарядом, что и подтвердили е огневые испытания.

Таким образом, если бы англичане успели изготовить этот танк хотя бы в 1944 году, то даже с учётом всех её недостатков, они смогли бы получить исключительно мощную машину, способную поражать все типы германских тяжёлых танков. В то же время бороться с этим «монстром» было бы очень сложно, в особенности издали. Однако история не знает наклонения «бы», поэтому, опоздав на поле боя, «черепаха» в итоге так и оказалась невостребованной.

 


Источник 

Картина дня

наверх