Орловские (Гатчинские) ворота
Основанное в 1710 году, Царское Село пять лет назад пышно отметило свое трехсотлетие. Оно на протяжении двух веков было летней парадной резиденцией императоров, где вершилась государственная политика, устраивались дипломатические приемы и роскошные балы. Потом грянула революция, как и все символы прошлого, Царское скинули с «парохода современности»… Лоск оно потеряло, но не кануло в лету.
Возможно, потому что с ним связано несколько интереснейших загадок…
РОКОВАЯ ПРЕМЬЕРА
Например, поговаривали, что в подземельях Большого Екатерининского дворца французский композитор Жак Оффенбах написал оперетту «Черная бабочка», партитура которой бесследно исчезла… Он приехал в Россию незадолго до своей смерти – избалованный вниманием публики композитор в зените славы. Его таланту поклонялись не только в Европе, но и в Америке, и теперь ему предстояло покорить загадочную и холодную страну, о которой он знал только по сезонам «бояр рюсс», как называли приезжавших в Париж русских богачей, ежегодно проматывавших там несметные состояния. Итак, Оффенбах отправляется в Царское Село, чтобы организовать придворный театр и приобщить к музыке цесаревичей. Будучи по натуре авантюристом, композитор, наслушавшись захватывающих рассказов о подземельях Екатерининского дворца, загорелся идеей проникнуть в адскую тьму и там, в могильной тишине, написать, возможно, свою самую гениальную музыку! Восемь месяцев Оффенбах пропадал почти сутками в лабиринтах подземного царства. С каждым разом после возвращения оттуда он делался все мрачнее и молчаливее. Наконец, в январе 1880-го года была объявлена премьера «Черной бабочки».После первого же представления в театре вспыхнул пожар. На втором спектакле император и придворные едва не потеряли сознание от странного и необъяснимого удушья, а цесаревны весьма мелодраматично попадали в обморок. Стали шептаться о мистической подоплеке этих событий: от Жака Оффенбаха шарахались как от прокаженного, и ему пришлось вскоре уехать из Царского Села в Париж.
«ЧЕРНЫЙ» СПЕКТАКЛЬ В ПАРИЖЕ
Но и во Франции композитора преследовали слухи о том, что он «породнился с Сатаной в подземельях русского дворца». И надо признать, они находили подтверждение: стали вспыхивать один за другим те театры, где маэстро осмеливался поставить свой «черный» спектакль. Певицы, исполнявшие заглавные партии, срывали голоса и теряли навсегда способность петь, танцовщицы ломали ноги, а публика становилась на время сценического действа невменяемой и даже… глохла! Парижане вполне серьезно говорили о «русской бесовщине». Самые впечатлительные громко требовали предать Оффенбаха анафеме и изгнать из страны. Композитору ничего не оставалось, как... вернуться в Россию. Но на границе империи его остановили. Специально прискакавший из Царского Села лейб-курьер передал «отверженному Жаку» вместе с письменным государевым запретом на въезд еще и устную «царскую сопроводительную»: мол, господин Оффенбах, конечно, может и ослушаться, но тогда остаток его жизни пройдет в тех самых дворцовых подземельях, куда он еще недавно спускался по доброй воле. И бедный композитор повернул коней: снова – в Париж, где его ждали одиночество и скорая смерть. Когда в октябре того же, 1880-го, года Жак Оффенбах умер, он так и не успел закончить свою последнюю – и тоже мистическую! – оперу «Сказки Гофмана.В ПОИСКАХ «КЕЛЬИ ОФФЕНБАХА»
А что же подземелья Екатерининского дворца? Рискнул ли еще какой-нибудь отчаянный смельчак взглянуть на загадочные лабиринты? Конечно, эти бесовские катакомбы постоянно притягивали искателей приключений. Но, пожалуй, одна экспедиция заслуживает отдельного рассказа. Отважился спуститься в те мрачные подземелья ни кто иной, как Николай Гумилев – поэт-романтик и мистик до мозга костей. Здесь, в Царском Селе, прошло его детство. Наслушавшись от местных жителей историй об ужасах дворцовых лабиринтов, он однажды решил проверить, так ли все интересно на деле: ему легко удалось протиснуться в один из безымянных лазов вблизи Царскосельского водоотвода и... почти сутки проплутал юный Гумилев в проклятом подземелье и, будучи почти в отчаянии, наконец обнаружил спасительный выход у орловских ворот Екатерининского парка… Прошло несколько лет, но он никак не мог выкинуть из памяти те царскосельские пещеры. И все-таки вернулся туда, причем не один, а прихватив с собой друга – композитора Сергея Рахманинова. Спустились они в подземелья с конкретной целью: отыскать легендарную «келью Оффенбаха», где по легенде композитор, сочинив роковую «Черную бабочку», спрятал в нише одной из стен подлинник партитуры и чудо-перстень, подаренный ему императором. И что же вы думаете? – с седьмой попытки верстах в двадцати от Екатерининского дворца приятели-исследователи нашли-таки тот самый грот.
ДЕРЖАВА ПОД ЗЕМЛЕЙ?
Говорят, до конца жизни Сергей Рахманинов не расставался с перстнем из платины, который украшала большая черная жемчужина. «Добыча» же Гумилева была иного порядка, но не менее ценная – поэт вынес из царскосельских лабиринтов уникальную теорию подземной Российской державы от Иоанна Грозного, Петра, Екатерины и Павла I до наших дней. Об этом он много писал в записных книжках, вероятно, когда-нибудь из тех набросков вышла бы гениальная поэма или увлекательный очерк... Но увы – после ареста поэта в 1921 году, все его записи были конфискованы. Немного нам известно о той теории, но кое-что стоит внимания: например, что Россия издавна была «опечатана» четырьмя крестами. Так, начиная с IX века, на Руси создавались рукотворные системы подземных ходов-сообщений оборонного и ритуального назначения с арсеналами, сокровищницами, погостами и даже засеками-городищами, спланированными по сторонам света. Протяженность их была в несколько сотен километров. В ключевых узлах «подземной державы» гигантскими вехами воздвигались на поверхности земли храмы-маяки, а позднее их заменили дворцы с домашними церквами. Со времен нашествий Тохтамыша и рыцарей Тевтонского ордена создавалась оборонная система северо-запада Руси: с пещерными лазами сообщений между крепостями – Псков, Изборск, Печоры, Остров, Гдов, Порхов, Новгород, Ладога, Тихвин, Орехов, Копорье, Ям и Иван-город. Что же до Санкт-Петербурга, то с начала XIX века новая столица была опоясана глубоким оборонительным кольцом, связавшим царские вотчины, дворцы и усадьбы: Царское Село, Павловск, Петергоф, Гатчина, Стрельну и Ропшу.
Свежие комментарии