На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Москва без метро: время торжества коней

Чем линейки отличались от конок и как передвигались по Москве жители в те времена, когда основной движущей силой была конная тяга

 

Ежедневно только Московское центральное кольцо перевозит порядка 300 тыс пассажиров, а с момента запуска МЦК им воспользовалось уже более 25 млн человек. В этом году ожидается, что кольцо перевезет порядка 90 млн пассажиров. А ведь есть еще метро, трамвай и троллейбус.

Трудно представить, но еще в середине 19 века Москва была тихим, мещанским городом с населением чуть больше 400 тысяч человек. После отмены крепостного права в 1862 году, бывшие крестьяне оторвались от земли и поехали на заработки в город. Москва начала стремительно расти и уже к началу 20 века в ней проживало около 1,2 млн человек. А способ передвижения по просторам Российской империи оставался одним – ломовые извозчики, а на каждую тысячу жителей Европейской части России приходилось 250 лошадей.  

 

МОСКВА БЕЗ МЕТРО: ВРЕМЯ КОНЕЙ

 

ЛИНЕЙКИ

Первый общественный транспорт в Москве появился в 1847 году, когда было открыто движение так называемых линеек: 10-14 местных открытых экипажей на конской тяге без крыши и боковых ограждений. Во время дождя пассажиры прикрывались от брызг и потоков воды кожаными занавесками. Зимой эти экипажи «переобувались» в сани. Перевозили пассажиров по трем заранее определенным маршрутам-линиям: от Красной площади до Смоленского рынка, от Покровского (Электрозаводского) моста до Рогожской заставы, а также по диаметральному маршруту от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы. Позже, в 1856 году конечная станция линеек была перенесена с Красной площади к Ильинским воротам. Летом прибавлялись дачные маршруты: к Петровскому парку, в Останкино и Сокольники. 

Вот как вспоминает линейку Владимир Гиляровский: «У Ильинских ворот стояли десятки линеек с облезлыми крупными лошадями. Оборванные кучера и хозяева линеек суетились. Кто торговался с нанимателями, кто усаживал пассажиров: в Останкино, за Крестовскую заставу, в Петровский парк, куда линейки совершали правильные рейсы… В линейке сидело десятка два пассажиров спиной друг к другу».

МОСКВА БЕЗ МЕТРО: ВРЕМЯ КОНЕЙ

 

КОНКИ

Первая пассажирская линия конного трамвая была открыта 7 июля 1872 года. Её маршрут пролегал через Трубную и Страстную площадь к площади Белорусского вокзала (который в 1870-1871 годах называли Смоленским, а позже Брестским) и предназначалась изначально для обслуживания посетителей Политехнической выставки, открывшейся в это время в Москве. Её протяженность составляла 4,5 километра. Позже, «Генеральной компанией трамваев Москвы и России» было построено еще несколько линий трамваев на конской тяге: в 1888–1891 годах общая трамвайная сеть Москвы составляла 43 версты (1 верста – 1066,8 м – прим. ред.) одиночного пути по 13 линиям и три коночных депо.
Общество от конок было в восторге. Вот как писали «Русские ведомости» от 2 июля 1872 года: «Несколько дней тому назад в Москве открылось новое увеселение для москвичей – это железно-конная дорога. Каждый раз отправление вагона привлекает многочисленную толпу зрителей, и москвичи по целым часам стоят и глазеют на невиданное ими зрелище».

С открытием линий Первого общества конно-железных дорог многие маршруты линеек исчезли – конный трамвай стал могущественным конкурентом для столь небольших экипажей, какими были линейки. 

И вот теперь, Москва возвращается к использование экологически чистого трамвая. Например, только в Новой Москве до 2035 года трамвайная сеть, по планам, вырастет до 175 километров. Вернутся трамваи и на площади Тверской заставы вблизи Белорусского вокзала. И это только начало.

 

Источник

Картина дня

наверх