В канун 1960 года газета «Комсомольская правда» выпустила специальный выпуск, где журналисты попытались представить, как будет выглядеть мир через 50 лет. На всех страницах газеты стояла дата – 1 января 2010 года.
Тоннель под Каспием
Баку, 31 декабря. Сегодня утром десятки тысяч жителей Закавказья устремились к празднично убранной набережной Приморского парка Здесь был торжественно открыт железно- и автодорожный тоннель Баку — Красноводск, проложенный подо дном Каспийского моря.
10 часов. От специального перрона под бурные овации отходит железнодорожный состав. Почти одновременно отправляется колонна туристских электробусов.
Сверхгигантский тоннель проложен молодежью в сложных геологических условиях под нефтеносным дном Каспия. Он не имеет равных в мире. Подводный путь закован в тройную железобетонную «броню». Подъемы к берегам настолько длинны, что уклоны незначительны и легко преодолеваются даже обычными электровозами.
Длина нового тоннеля — 308.5 км. Путь от Баку до Красноводска могучий атомовоз с железнодорожным составом преодолевает за 49 мин. 22 сек. Напомним, что этот же путь на построенном в шестидесятых годах прошлого века скоростном железнодорожном пароме отнимал двадцать часов.
Сегодня же большая группа энтузиастов-строителей вылетела к подножию Гималаев, где скоро начнут осуществлять еще более смелый проект.
Подводная шахта
Тускарорск, 31 декабря. Ушло за горизонт солнце, черная поверхность воды где-то близко сливается с черно¬той неба. И вдруг — свет. Нет, он падает на воду не сверху. Он идет из глубин моря, ровный, сильный.
– Прибыли, — улыбнулся мой сосед. — Вы вниз?
– Да.
Над водой, словно перископ гигантской подводной лодки, поднялась серебристо-серая башня. На нее перекинуты мостки — и мы в кабине лифта. На табло вспыхивают цифры: 50. 100... 300. 470. Остановка.
Мы выходим на глубине 470 метров под уровнем океана. Открывшийся вид захватывает необычностью. Сквозь стеклянный купол потолка заглядывают рыбы, привлеченные ярким светом. Но, как видно, к этому «аквариуму снаружи» все привыкли. Здесь трудятся не ихтиологи и на рыб не обращают внимания. Работают тут шахтеры. Мы на крупнейшей молодежной новостройке этого года, три месяца назад вступившей в строй.
В центре громадного зала — ствол, ведущий в тол¬щу морского дна.
Вдоль длинного коридора движутся ленты транспорте¬ров. По ним к стволу течет размельченный берилл. В свете ламп он играет бриллиантовыми искрами. Но не драгоценные камни — изумруды и аквамарины — добывают здесь из берилла. Из руды предстоит выделить бериллий — необычайно лег¬кий серебристо-серый металл — «лекарство» против старения, изнашивания, коррозирования других металлов.
Звонок. Значит, пора воз¬вращаться наверх. Эскалатор выносит нас к шахте. В грузовой лифт догружается последняя партия больших и легких слитков. Сотни килограммов бериллия. Там. на земле, в домнах и мартенах они отодвинут старость от сотен тысяч тонн стали, чугуна. алюминия.
Скрывается под водой шахта. Утро. Теплоход берет курс на Владивосток.
Свежие комментарии