На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

"Девичья война" : картофель, мушкеты и Новая Зеландия

Традиционно в нашей стране для широкой публики Новая Зеландия - эдакая терра инкогнита. Большинство знает, что там снимали Властелина Колец, начитанные вспомнят Детей Капитана Гранта, натуралисты - птицу киви, а любители истории ещё и АНЗАК и Галлиполийскую операцию.

 

 

 

О настоящей драме с элементами триллера, разыгравшейся на островах в первой половине XIX века не знает почти никто.

Всё началось с того, что европейские колонизаторы научили туземцев выращивать картофель - как обычный, так и сладкий. Картошке в Новой Зеландии понравилось - тепло, светло и хоббиты не кусают... Вот и снимали осчастливленные аборигены по 2-3 урожая в год. Причём соотношение урожайности к трудозатратам в десятки раз превосходило их прежние агрокультуры. Более того, на картофельные поля теперь можно было поставить женщин и рабов и получать избыток продовольствия. А ещё картофель можно было долго хранить...

Как нас учит дедушка Маркс, такое резкое изменение производительных сил общества не могло не сказаться на всех сферах жизни общества. Внезапно в новозеландских племенах маори и мориори образовался избыток мужчин, которым нечем было заняться. Тут тем, кто читал (или смотрел) Детей Капитана Гранта, впору вспомнить, что новозеландские туземцы отличались повышенной воинственностью и кровожадностью... Поскольку рентабельность рабовладения резко возросла, а проблема с военными припасами наоборот резко утратила актуальность, новозеландские племена совершили рывок стремительным домкратом из первобытнообщинного строя к рабовладельческому. А где взять рабов? Конечно же у соседей. Вот и стали аборигены наведываться в гости друг к другу на предмет захватить и разграбить. Нет, набеги они совершали и раньше, но если до того в поход из племени могло выйти лишь несколько десятков воинов, причём недалеко и ненадолго, то теперь отряды насчитывали сотни (а со временем и тысячи) воинов, которые могли взять с собой припасов на несколько месяцев. 

В 1807 г. произошла крупнейшая межплеменная битва в истории Новой Зеландии - битва при Хингакака. Началось всё с ссоры рыбаков по поводу дележа рыбы. Слово за слово, хреном по столу... в общем дело дошло до поножовщины с трупами. Казалось бы, обычная бытовуха, но в то время маори ещё не изжили обычаи кровной мести. Нагрянувший отряд возмездия вынудил вождя племени Нгати Тоа Пикеаутеранги дать деру. Впрочем, паническое отступление быстро превратилось в забег по союзным племенам и сбором армии под лозунгом "Наших бьют!". Армию собрали нешуточную - до 10 000 злых аборигенов, которым противостояли около 3000 воинов племени Нгати Маниалото и их союзников. Численное превосходство не помогло. Армия союза Нгати Тоа была фактически уничтожена. Это сражение вошло в историю как одно из последних крупных сражений с применением только холодного оружия.

И тут в действие вступает ещё один фактор. Британцы начали продавать новозеландцам огнестрельное оружие. В основном низкокачественный хлам с прицельной дальностью шагов 40... хотя со временем туземцам перепало и некоторое количество штатных Браун Бесс, которые как раз в это время снимали с вооружения и сбывали разным банановым республикам по договорной цене. Кстати, цена на огнестрельное оружие на новозеландском черном рынке колебалась значительно:
изображение

По началу эффективность мушкетов была сомнительна. Так, в битве при Моремонуи в 1807 г. племя Ngāpuhi, впервые применившее огнестрельное оружие, было наголову разбито воинами племени Ngāti Whātua. Однако со временем количество и качество ружей в руках аборигенов росло. Росло и искусство обращения с ним. Маори начали изобретать инновационные тактики боя, в частности использование женщин в боевых порядках в качестве заряжающих (что, кстати, вызывало немалый баттхёрт у британских карательных частей: джентльменам было попросту западло воевать с женщинами).

Широкому распространению мушкетов положил начало вождь всё того же племени Ngāpuhi, Хонги Хика. Завязав тесные контакты с европейцами и основав на своей земле христианскую миссию, Хонги Хика добился расширения торговли с колонизаторами в основном сельскохозяйственным инструментом, поскольку британцы пока ещё опасались вооружать огнестрелом туземцев. В 1818-1821 гг. Хонги Хика предпринял два рейда по враждебным племенам, захватив в общей сложности около 4000 рабов. Жажда обладать огнестрельным оружием Хонги Хика была столь сильна, что жители его племени голодали, в то время как огромные партии свиней и картофеля уходили на торговлю оружием. В 1820 г. Хонги Хика удостоился приема у короля Великобритании Георга IV и получил множество подарков, включая доспех (который позже спас ему жизнь в битве при Мауинаина). Часть подарков предприимчивый вождь обменял на обратном пути в Сиднее на 300 мушкетов. Столь крупная по тамошним меркам партия оружия послужила отправной точкой для настоящей гонки вооружений среди новозеландских племён.

Распространение огнестрела привело к развитию фортификационного искусства. От "белых маори" (еропейцев, принятых в племя) туземцы обучились строительству редутов, траншей и палисадов. К 1830 г. практически все племена маори были вооружены огнестрелом и окопались в своих крепостях, так что война постепенно превратилась из маневренной в позиционную. К этому времени большое влияние среди аборигенов получают христианские миссионеры, которые часто служили посредниками при заключении договоров о перемирии и ненападении. Конец "мушкетным войнам" положил договор Вайтанги 1840 г. между британскими властями и представителями крупнейших племён, хотя отдельные сражения не затихали вплоть до 1845 г.

 

 

"Девичья война".
Показательный эпизод "мушкетных войн. Всё началось с того, что некий Бринд, капитан китобойного судна, бросившего якорь в заливе Корорарека, взял в "жены" двух туземных девушек. А потом ещё двух помоложе и посимпатичнее. И вот однажды гарем китобоя в полном составе купался в водах залива... История не сохранила, о чём там зашёл между ними разговор, но он быстро перешёл к взаимным оскорблениям и суровым проклятиям в соответствии с местными традициями. Матери девушек, сидевшие на берегу, кинулись в воду на помощь своим дочерям. Дело едва не дошло до утопленниц. Ситуацию резко осложняло то, что у девушек были выокопоставленные в местных племенах родичи. Уруроа, вождь племени Вангароа (и зять уже упомянутого Хонги Хика) пошел так сказать огнем и мечом на местные племена смывать оскорбление кровью. Христианские миссионеры пытались вразумить стороны конфликта, однако после того как шальной пулей убило женщину из племени Вангароа, генеральное сражение уже было не остановить. Итог - более 100 погибших. Вскоре после битвы христианскому миссионеру Сэмюэлю Марсдену удалось убедить вождей племён спеть песню мира, но на беду среди погибших оказался один из местных вождей, а среди уцелевших - двое его сыновей с живописными именами Манго и Какаха. И хотя они были связаны мирным договором, но мудрый новозеландский обычай гласил: "Не можешь отомстить обидчику - отомсти хоть кому-нибудь". И Какаха с Мангой отправились на юг карать совершенно непричастные к происходящему племена...

 

Источник

Картина дня

наверх