Как-то довелось присутствовать при беседе утонченных знатоков живописи – о том, что де в искусстве живописи есть два условных направления: «трансляторы» и «креаторы».
«Трансляторы» посредством неких методов – кисточки-карандаша-фломастера-т.п. - делают с мира беспорядочные копии. А копии чаще всего, увы, хуже оригинала, Вы знаете...
А вот «креаторы» – в отличие от упомянутых выше «трансляторов» – мир СОЗДАЮТ. Заново. Полностью. От пяток до макушки. Свой. Собственный. Мир из мысли.
Яцек Йерка – один из них. Фантастические работы. Глаз не оторвать. Обилие деталей и нагромождение мелких подробностей не дробят общий план картины – всё настолько гармонично, в едином настроении.. Каждая мелкая деталь звучит в унисон главной мелодии, тем самым усиливая общее настроение.
Хотя, на первый взгляд, всё кажется так просто, – можно было бы даже упрекнуть художника в примитивизме сюжетов. Кухня. Спальня. Гараж. Машина. Поле. Сад. Фрукты. Но именно это и ИГРАЕТ в данном случае! Всё это есть – существует, живёт – в нашем подсознании. Наши кухни, гаражи, сады... из нашего детства...
...Психологи советуют родителям до 5 лет не отдавать ребёнка в чужие стены – в ясли, в детсад, в другой чужой дом, – именно потому, что до 5 лет у малыша СВОЙ дом ассоциируется со СВОЕЙ норкой. Где уютно, сытно и безопасно. У каждого из нас была такая норка – у кого-то в большей степени, а у кого-то совсем чуть-чуть, но была у всех. И там нам было хорошо, ведь так?
Именно в те заветные края и ведут взрослого человека картины Яцека Йерки – по тайным тропинкам памяти к укромным уголкам нашего подсознания...
Вот и весь секрет....
У него ведь практически отсутствуют «гремучие» сюжеты. Всё спокойно, умиротворенно, камерно. Как в детстве. Если и есть какой страшный зверь, то он где-то там... далеко... и понарошку... И всё будет хорошо – как в доброй детской сказке,
Во-о-о-н, глянь-ка, там обязательно есть просвет. Из каждой грязной подворотни можно вот так запросто распахнуть калитку прямиком – в райские кущи! Смелее!
Каждая деталь на картинке воспринимается так, словно он написал это именно для меня. Вон мамина швейная машинка... И тётушкина жарко натопленная плита в белых изразцах...
А вот эта комната так похожа на гостиную бабушки Софьи...Веет от неё чистотой, покоем и свежеиспечённым хлебом...а еще верой, что всё это будет незыблемо-вечно...
А вот и хлев дедушки Стефана под соломенной крышей... Тут же машина дядюшки Казимира, на которой так мечталось в детстве прокатиться куда-нибудь далеко-далёко...
Хотя бы вон в тот лес... через то поле...
Ну и что ж, что в поле стоит рояль... я же так хотела когда-то научиться играть, да вот не состоялось... а тут, глянь, он тебе стоит – как по заказу...И звучит – деревьями, домами, дорогами - МУЗЫКА... Слышишь?
А вот, посмотри - целая серия картин о времени! Время-жаба... Задумчивое, даже мечтательное существо...
А вот Время в образе Собаки...Время-собака, пожирающая часы. Но совсем не страшный зверь! Просто констатация факта. Всё так просто объяснимо – кто-то же должен потреблять и этот продукт – часы... минуты... секунды...
Кстати, Яцек Йерка признан на сегодняшний день самым богатым художником в мире. Востребован, потому что в его работах есть то самое настроение, которого так не хватает современному человеку. Простое восприятие мира. Детское представление о мироздании. Где всему есть своё чётко определенное место и порядок. И всё это живёт подспудно в каждом из нас и ожидает своего часа, чтобы воскреснуть хоть на несколько минут...
И вот тут – у Йерка – получив некий импульс-воспоминание, можно не просто вновь окунуться в эту детскую простоту и ясность восприятия мира, а даже вдоволь накупаться в этой реке. Вопреки расхожему мнению о том, что, якобы нельзя вступить дважды в одну и ту же реку. Ан нет – еще как можно, оказывается! Я, по крайней мере, дерзаю утверждать, что регулярно проделываю это! В том числе – и в первую очередь – в творениях Йерки.
И вообще... Считаю, что очень полезно поплавать по рекам своей памяти. А если реки у Йерки текут в страну Детства, то тем лучше!
Ибо не мной, грешной, сказано на века: «Если не будете как дети, то не войдёте в Царство Небесное...»
Для меня работы Яцека Йорки – как путеводитель для движения в том самом направлении. В Детство, откуда до Конечного Пункта – рукой подать!
Что, усмехаешься? Не всё так просто, говоришь? А вот старец Николай, человек, говорят святой – тот самый, что проживал на острове Залит под Псковским монастырем – не уставал повторять: «Там, где прОсто – там ангелов сО сто, а где мудренО – там ни одного!»
Так-то вот...
А послушай... ...Не мудрствуя лукаво... Загляни-ка ты в уголок к ЯЦЕКУ ЙЕРКЕ...
...Прислони там свою уставшую душу к старому бабушкиному комоду с полуоткрывшейся шуфлядкой... Если хочешь, потяни за ручку тихонечко... Ну, кто там еще покажется следом за щенячьей мордочкой?... Тайна... Все твои мечты... и не только детские...
...Посиди в тишине и покое праздничной светёлки... Видишь, всё готово к празднику?... Всё в ожидании... Тихая радость Рождества... Всё еще впереди... Веришь?...
...Раскинь широко руки на постели под зелёными кущами... Слышишь, льётся музыка из этого допотопного лампового радиоприёмника?... Тихонько... еле слышно... Как в детстве, когда родители рано отправляли тебя спать, и где-то в соседней комнате мурлыкало радио...
...И вообще... забудь на время об этом звере, пожирающем наши часы... Поверь, не так уж он страшен, этот зверь. Посмотри, какая у него добродушная мордочка...
Останови свой бег... Передохни... Соберись с силами...
И потом снова – по крутым ступеням – вверх.. вверх!... вверх!!!... ВВЕРХ!
Согласна – может быть, не так уж и просто... Но всё возможно! Это точно.
...В наших глазах отражается мир. Какой он на самом деле? Все мы видим его по-разному: в приторно-глянцевых красках модных журналов, в четких, серо-голубых выверенных, словно по линейке графических зарисовках, в строгих геометрических пропорциях. Но есть среди нас и те, кто живет своей фантазией, которая неотделима от реального мира. Эти люди учат нас, как видеть за каждой дверью тайну, и понимать, что все лестницы мира ведут в небо.
Яцек Йерка – один из этих волшебников...
P.S.
Мне вчера довелось побывать на открытии одной выставки. Работы фотохудожницы Илоны Пулкстене. Оттуда и повеяло волшебством – сродни Яцеку Йерке.
О фотовыставке напишу попозже – это еще должно созреть… А эта публикация – specially for You, Илона! Мне показалось – вы птицы из одной стаи…)))
Картины Яцека Йерки
(Jacek Yerka)
Стиль Яцека Йерки критики относят к реалистичному сюрреализму и стилю фэнтези. Тщательно прорисованные полотна Яцека Йерки наполнены эхом знаменитых сюрреалистов прошлого, от Иеронимуса Босха и Питера Брейгеля до Сальвадора Дали и Рене Магритта.
ИНФОРМАЦИЯ О ХУДОЖНИКЕ
Яцек родилсяся в Северной Польше в 1952 году. Будущий художник рос в окружении средневековой архитектуры, чудом уцелевшей от бомбежек во время второй мировой войны. Окрестности дома и кухня бабушки, где юный Яцек проводил много времени, оказали огромное влияние на творчество художника.
Свою первую картину, по словам художника, он написал еще до поступления в колледж. Яцек Йерка изучал графику на Факультете Изобразительного Искусства в Университете Николая Коперника в городе Торунь. Его преподаватели некоторое время пытались научить его рисовать в более современной абстрактной, менее детализированной манере, но художник видел в этом желании преподавателей попытку удушить его собственный стиль. Со временем учителя Йерки оставили эти попытки, видя необычный талант ученика.
Стиль Яцека Йерки критики относят к реалистичному сюрреализму и стилю фэнтези. Тщательно прорисованные полотна Яцека Йерки наполнены эхом знаменитых сюрреалистов прошлого, от Иеронимуса Босха и Питера Брейгеля до Сальвадора Дали и Рене Магритта.
В 1995 году Яцек Йерка получил престижную премию "World Fantasy Award" как лучший художник.
Работы Яцека Йерка выставляются в Польше, Германии, Франции, Монако и Соединенных Штатах, а также находятся в ряде коллекций по всему миру.
Свежие комментарии