В Вашингтоне обозначили сроки завершения противостояния с Москвой
Россия потенциально будет угрожать США в течение следующих 20 лет, стремясь расширить свои сферы влияния. Такое заявление, как сообщает ТАСС, во время выступления в Конгрессе сделал начальник штаба Сухопутных войск США генерал Марк Милли.
По его словам, главная опасность исходит из желания Москвы «вернуть контроль над своими историческими сферами влияния и перестроить европейские экономические структуры, а также структуры безопасности в свою пользу». Милли уверен, что Россия стремится вернуть себе статус великой державы и будет соперничать с США не только в Европе, но и в других регионах мира — на Ближнем Востоке, в Арктике, Азии, Африке и в Западном полушарии. Кроме того, Россия, по его убеждению, подрывает НАТО и вносит разногласия в Европе и на американской территории.
В числе других опасных противников США Милли называет Китай. При этом, он уверен, что прямого противостояния с этими двумя странами у США, скорее всего, не будет.
«Мы, судя по всему, будем иметь дело с их методами ведения войны по мере того, как они распространяют свой военный потенциал в другие страны», — подчеркнул он.
Ранее президент Соединенных Штатов Дональд Трамп сообщил, что выдвинул Милли на пост председателя Комитета начальников штабов вместо генерала Джозефа Данфорда, полномочия которого истекают осенью будущего года.
Можно предположить, что это назначение едва ли изменит что-либо в российско-американских отношениях. В США — что в Пентагоне, что в Конгрессе, да и везде хватает «ястребов», которые видят в России основную угрозу, да и всегда хватало. Разве что, при Трампе список основных угроз расширился за счет Китая.
Россия и Китай, напомним, в современной внешнеполитической стратегии США называются ревизионистскими державами — странами, которые стремятся создать мир, не соответствующий американским интересам и ценностям.
Основными противниками США Китай и Россия названы в стратегии национальной безопасности, военной и ядерной доктринах, доктрине разведсообщества. На противодействие нашим странам различным ведомствам выделены немалые деньги.
Что касается непосредственно России, то ей постоянно ставят в вину попытки вернуться в свои традиционные сферы влияния, подорвать единство НАТО. Едва ли можно увидеть что-либо плохое в первом, учитывая то, что сами США называют себя «лидерами свободного мира» и пытаются распространить собственное влияние на всю планету. И они крайне болезненно реагируют, когда Россия находит свои интересы в западном полушарии, к примеру, в Венесуэле, при том, что сами, не стесняясь ведут антироссийскую борьбу на бывших российских территориях — в Прибалтике, Грузии и, особенно — на Украине. Что касается единства НАТО, то тут Россия не ведет никакой деятельности, тут американцы выдают желаемое за действительное, пытаясь сплотить страны альянса перед ими же выдуманной угрозой.
В марте вашингтонский Центр стратегических и международных исследований выпустил доклад, в котором говорится, что Россия разработала схему, помогающую ей распространять свое «злонамеренное влияние» по всей Европе. По мнению авторов документа, Москва развивает непрозрачную сеть покровительства, которую использует для влияния и принятия решений. При этом целью России эксперты называют «ослабление и разрушение демократической системы изнутри».
Стоит отметить, что в США подобные доклады появляются регулярно, заявления, подобное тому, что сделал генерал Милли, звучат практически каждый день, и в них нет ничего нового. В данном случае, новым является срок, который обозначил Милли — 20 лет. А что потом? Россия перестанет представлять опасность для США?
— Двадцать лет — условный горизонт планирования, — уверен эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— На самом деле понятно, что речь идёт о том, что вражда будет вечной. США нуждается в образе врага для оправдания своей империалистической политики. Россия им в этом качестве подходит. Лет опять же 20 назад они попытались выдумать образ мирового терроризма. Поначалу пошло неплохо, но потом история как-то выдохлась. Иное дело — Россия. Американцам пугать себя нами привычно, и они к этому с удовольствием вернулись.
Что касается обвинений в попытках расширять сферу влияния, речь же не идёт о честной конкуренции мировых держав. Вашингтонский консенсус предполагает только одного бенефициара. Места для России в нем не предусмотрено. Поэтому наивно было бы полагать, что можно заключить с американцами «большую сделку». Они примут только капитуляцию.
— Мы можем только предполагать, из правой или из левой ноздри вытянута эта цифра — двадцать лет, — отмечает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Что может произойти за 20 лет? Да что угодно! В 1971 году СССР совершил около сотни запусков космических аппаратов, завершил программу «Лунохода» и вообще уверенно лидировал в космосе, а через 20 лет Советского Союза не стало. Кто мог это прогнозировать? Ну разве что Минздрав РФ под руководством Скворцовой достигнет столь впечатляющих результатов, что Путин сможет продолжать руководить страной весь этот период, а потом уже нет, и США смогут ослабить ремень и расстегнуть верхний крючок на гимнастерке.
Через 20 лет может кардинально измениться как внешняя, так и внутренняя политика и США, и РФ. Могут появиться новые ведущие игроки в большой мировой политике — не только Китай, который уже появился, но и Индия, например. А в США может случиться кризис типа того, что в позднем СССР, и этой стране будет уже не до мирового лидерства. Да мало ли что может произойти?
«СП»: — Милли говорит, что главным образом опасность исходит от желания Москвы «вновь получить контроль над своими историческими сферами влияния и перестроить европейские экономические структуры, а также структуры безопасности в свою пользу. По его словам, Россия стремится вернуть себе статус великой державы. В этом ли дело? Почему наши отношения постоянно напоминают качели? Может, российско-американская конфронтация имеет более глубокие корни, чем разногласия во взгляде на то, каким должен быть современный мир?
— Желание Москвы вернуть себе былые сферы влияния вполне естественно, оно находится в логике империалистической политики, которую ведут мировые державы, и Россия здесь не исключение. Другое дело, что США уже привыкли к роли единственной мировой сверхдержавы, привыкли диктовать другим правила игры и одновременно выступать арбитром в исполнении этих правил. Вполне естественно, что рано или поздно появится кто-то, кого этот статус-кво не будет устраивать. Это не какие-то особенные российско-американские отношения, на месте РФ может оказаться и Китай, и Индия, и любая страна, чей международный вес увеличивается.
«СП»: — Милли считает, что Россия хочет расколоть НАТО и подорвать американское влияние в Европе. Это такие извечные фантомные боли американцев? Нужно ли это России?
— НАТО сегодня объединяет практически всю Европу, в два раза больше стран, чем состояло в организации во времена СССР, когда существование альянса оправдывалось сдерживанием Варшавского блока. Но вот весь Варшавский блок почти полностью вошел в НАТО, влияние США распространилось не только на Восточную Европу, но и на территорию половины республик бывшего СССР. Причем за время падения СССР число войн на постсоветском пространстве исчисляется более, чем двумя десятками, а число их жертв приближается к миллиону. Это не говоря о войне в бывшей Югославии. Риторический вопрос — стало ли безопасней в Европе от расширения НАТО на восток? И причем тут Россия вообще?
«СП»: — Возможно ли в обозримом будущем улучшение отношений? Насколько снятие с Трампа обвинений в сговоре с Россией может развязать ему руки в этом направлении?
— Отношения США и РФ диктуются в больше степени объективными причинами, нежели субъективными обстоятельствами. Ни личность Трампа или Обамы, ни даже чередование республиканцев и демократов у власти, равно и личность лидера РФ в данном вопросе не является определяющей. Разногласия начались еще во время Югославской войны, хотя во главе РФ стоял Ельцин, но премьер Примаков развернул самолет над Атлантикой. Это был, что называется, первый звонок. Примаков имел прекрасные личные отношения с госсекретарем Олбрайт, но это не имело ровно никакого значения.
Путин пришел как проамериканский политик, закрывший практически все военные базы РФ за рубежом и порвавший отношения со многими союзниками СССР. Но с течением времени логика политического выживания заставила его изменить собственную политику. Однако изменятся обстоятельства, изменится и внешняя политика. Как только перед США встанет угроза, более значимая, чем полувиртуальное противостояние с РФ, сразу все и изменится.
Как только перед американским обществом и государством встанет угроза, более для него значимая, русских сразу полюбят, как полюбили нас во время Второй мировой войны — и разлюбили после ее окончания. Другое дело, нужна ли нам эта любовь? Ведь известно, что любовь придумали в России, чтобы не платить… Пусть лучше платят.
— Все это нужно понимать как то, что США, во-первых, констатируют неэффективность санкций и иных форм давления для изменения политики России, а, во-вторых, готовятся к долгому противостоянию и увяданию своей геополитической мощи, — уверен политолог Иван Лизан.
«СП»: — Милли говорит, что главным образом опасность исходит от желания Москвы «вновь получить контроль над своими историческими сферами влияния и перестроить европейские экономические структуры, а также структуры безопасности в свою пользу. По его словам, Россия стремится вернуть себе статус великой державы. А что в этом плохого? Почему США можно быть лидером «свободного мира», а Россия нет?
— Ничего. Просто Боливар двоих не выдержит. А претендентов уже явно больше двух: есть ещё Китай и Иран.
«СП»: — Милли утверждает, что Россия будет соперничать с США не только в Европе, но и в других регионах мира — на Ближнем Востоке, в Арктике, Азии, Африке и в Западном полушарии. А нужно ли нам это?
— А не мы решаем. Наши элиты решили, что нужно. Поэтому Россия в Сирии и втягивается в Венесуэлу. Это империалистическая логика, но никакая другая в капиталистическом мире не работает. Есть интересы банков, корпораций, государства, они все переплетаются.
«СП»: — Кроме того, по словам генерала, Россия подрывает НАТО и способствует разногласиям в Европе и на американской территории. Опять же, надо ли это России? И каким разногласиям на американской территории мы способствуем?
— Понятное дело, что подрывает и способствует разногласиям. «Северный поток-2» тянет в Германию. Но дело не в России, а в экономике и ослаблении США. Россия просто заполняет вакуум, а если бы США могли бы предложить Берлину более выгодные условия сотрудничества, то тема с «потоком» уже давно бы заглохла — у неё просто не было бы экономического содержания.
«СП»: — Другим противником Вашингтона он назвал Китай. При этом он считает, что прямого противостояния с этими двумя странами у США, скорее всего, не будет. Однако при этом США постоянно наращивают вооружение, проводят маневры у наших границ, их стратегические бомбардировщики в последнее время регулярно приближаются к нам. А их CМИ постоянно занимаются моделированием потенциальной войны. Для чего тогда все это? Боятся ли в США военного столкновения с Россией и Китаем?
— У Генштаба такая работа, иметь планы на все случаи жизни, в том числе и нападения марсиан. США не хотят большой войны — она рискует стать ядерной. Но от практики прокси-войн чужими руками на чужой территории не откажутся. А там, по их итогам, уже будет ясно, рискует ли мир свалиться в новую мировую войну.
Свежие комментарии