На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Как русский аэроплан взял на абордаж вражеское судно в 1917 году

Как русский аэроплан взял на абордаж вражеское судно

Это не оговорка и не опечатка. Такой факт действительно имел место в марте 1917 года. Необычную для летчиков команду «На абордаж!» дал летчик-лейтенант Михаил Сергеев.

Аэроплан пошел в атаку на вражеское судно и захватил его!

 

 

Корабельный артиллерист Михаил Сергеев

Сын священника Михаил Сергеев в 1913 году окончил морской корпус и был направлен на Черноморский флот, где получил назначение на броненосец «Синоп». Корабль нес брандвахту – месяцами и годами стоял на месте, охраняя вход в Севастопольскую бухту. Никаких дальних походов, никаких боевых операций. Нет, не об этом мечтал молодой мичман, получая кортик.

С началом войны он подал рапорт с просьбой перевести его на боевой корабль - начальство рапорт не удовлетворило: «А кто будет брандвахту нести?» Но Сергеев нашел способ попасть на фронт – он подал рапорт с ходатайством направить его в школу морских летчиков. Такие рапорта подлежали удовлетворению в любом случае.

Летчики-смертники

С первых дней войны все воюющие стороны начали создавать свои воздушные силы. Летчиков страшно не хватало. Самолеты из-за несовершенства конструкции часто разваливались прямо в воздухе, падали. Парашютов не существовало. Школа пилотажа только создавалась, летчики бились сплошь и рядом. Средний срок жизни пилота на фронте был 1,5-2 недели, выживали единицы. Поэтому в летчики брали всех, кто имел необходимый уровень технических знаний и изъявлял желание записаться в «смертники» - не отказывали никому.

В начале 1916 года мичман Сергеев был зачислен в школу морских летчиков, в декабре вернулся на Черноморский флот пилотом, лейтенантом.

Как русский аэроплан взял на абордаж вражеское судно

 

Морская авиация Черноморского флота

С начала войны началось формирование авиационных частей Черноморского флота. В его составе появились гидрокрейсера «Александр I», «Император Николай I» и «Румыния», каждый нес по 6-8 гидросамолетов, способных стартовать с воды и садиться на воду. Погрузка/выгрузка самолетов на судно и с судна осуществлялась с помощью кранов.

24 марта 1915 года «Николай I» совершил поход к берегам Румелии (Балканы), гидропланы отбомбили турецкие позиции, а 3 мая русские гидропланы, доставленные к берегам Турции гидрокрейсером «Император Александр I», бомбили Стамбул.

12 марта 1917 года три гидроавиакрейсера в сопровождении эскорта  вышли к турецкому берегу. Пилотам предстояло произвести разведку и аэрофотосъемку района проливов, ну а если будет настроение – еще и отбомбиться. Взлетели 10 гидросамолетов, один из них вел экипаж в составе лейтенанта Михаила Сергеева и унтер-офицера Феликса Тура.

 

Как русский аэроплан взял на абордаж вражеское судно

 

Аэроплан штурмует судно

Русские самолеты летели вдоль береговой линии. Произведя аэрофотосъемку, Сергеев пошел на второй заход, чтобы отбомбиться. Все, что могло снизу стрелять, стреляло. Феликс сбрасывал ручные гранаты. Вдруг самолет дернулся, будто он на что-то наткнулся. Мотор чихнул пару раз, остановился, снова заработал, но уже с перебоями. Сергеев развернул самолет. Оставляя за собой темную полосу, гидроплан, теряя высоту, ушел в сторону моря.

Летчики сели на воду. Они надеялись, что товарищи будут искать пропавший экипаж, найдут и гидрокрейсер придет подобрать их. Однако вместо «Императора Александра I» на горизонте показалась военная шхуна, на мачте которой развевался флаг с полумесяцем.

Обида и злость охватили пилотов: сейчас турки захватят боевую машину, их как котят постреляют или утопят, а может возьмут в плен русских пилотов и повезут показывать своему командованию… Паааазор!

Вот тогда лейтенант Сергеев и дал команду «На абордаж!» Мотор чихнул несколько раз и затарахтел. Простреленный двигатель не мог поднять машину в воздух, но дать ей ход по воде – вполне.

Гидроплан пошел в лобовую атаку на судно, демонстрируя готовность гяуров пустить ко дну турецкую шхуну, пусть даже ценой своей жизни. Когда расстояние между самолетом и шхуной сократилось до нескольких десятков метров, Тур открыл огонь из пулемета.

Однако сражение не состоялось. Михаил и Феликс лишь увидели шлюпку, на которой турецкий экипаж, налегая на весла, уходил в сторону берега.

 

 

Возвращение домой

Пришлось авиатору Сергееву вспомнить свои навыки морского офицера и взять на себя управление шхуной. Самолет, почти потерявший плавучесть, затопили, предварительно сняв с него пулемет, компас, фотоаппарат. Подняв паруса, летчики взяли курс на Севастополь. На шестые сутки, выдержав шторм, они подошли к западному побережью Крыма в районе Джарылгачской косы.

Пилотов, умудрившихся захватить вражеское судно, пожелал увидеть командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак. Сергеев получил Георгиевское оружие, Тур – Георгиевский крест IV степени.

В дальнейшем Сергеев служил в Красной Армии, счастливо пережил лихолетье 30-х годов, прошел Великую Отечественную Войну, окончил ее в звании подполковника. Умер в 1974 году, похоронен на Ваганьковском кладбище. Его сын и внуки также стали военными моряками.

 

 

Klim Podkova

Картина дня

наверх