Косметика Средневековья

"Не потерпи ничистоты,
И будь всегда опрятен ты:
Красивой будет пусть прическа,
И обувь доведи до лоска.
Всегда ты руки умывай
И сам одежду подшивай"(с)


/Жан де Мён."Роман о Розе",1268- 1285 г./ 


 
Люди Средневековья мылись, следили за собой и не ходили грязно-вонючими.
Они мылись, насколько могли себе позволить по уровню своего достатка и в связи с особенностями быта, жизненных ситуаций.

Сцена купания,14 век.

 


Ещё биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что этот, практически ещё варварский правитель уже в далёком VIII в.
усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках.


Конечно бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену. 
Но подобных заведений было много и это свидетельствует, что сие было популярно средь населения.



Женщина у аптекаря. Италия (A Pharmacy, 1488-1495)

 



Все средневековые труды о гигиене перво-наперво советовали именно мыться, дабы быть красивыми и ухожеными. 
Средств для поддержания красы было немало: 
составы для чистки/ отбеливания/ зубов, и чтоб запах изо рта был приятный, 
всяческие крема для кожи лица, 
были рецепты для ухода за волосами и средства для их окраски, 
средства для эпиляции.
Изготовлением косметики занимались, по всей видимости, те же аптекари, банщики и парикмахеры, ну и некоторые лекари конечно же.



Лавка аптекаря ( “Tacuinum sanitatis” (‘Tables of Health’) from Vienna, ca. 1400, uses a well-stocked apothecary shop to illustrate the description of triacha, theriac)


Аптекарь на средневековом витраже в Шартре. Франция.


Косметика в общем-то была доступна всем, ну если только кроме каких-нибудь запущенных голодранцев. Ведь состав большинства средств был довольно прост. 
Ну например: вино, яйца, масло оливы, молоко животных, жир/сало, различная растительность.

* К примеру, чтобы кожа лица и тела была мягкой, её следует мыть тёплым настоем отрубей. Настой из отрубей использовали Средние века часто, им умывались или принимали с ним ванну.
Зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску.

Не, были конечно варианты со специями, кои привозились из стран восточных или каких иных, за счёт чего стоимость их была немалая.

Потребители косметики были из знати, или зажиточных горожан. 
Но не из-за дороговизны её, а из-за образа жизни. 
Неужто простолюдинка, вставшая до рассвета и отпахавшая по хозяйству, будет после трудового дня наводить себе красоту? 
Конечно нет. Да и смысл того, если ей снова поутру нужно будет ковыряться, скажем, в поле, или же в хлеву со скотом?



Крестьяне в поле. одна из миниатюр из «Великолепного часослова герцога Беррийского»


В чём же хранились косметические составы и снадобья?

Понятно, что все эти протирания и средства консервантом наапичканы не были, а стало быть, портились быстро.

В Трактате "Тротулы", появившемуся где-то в XII веке (сборник сочинений, авторство которых приписывали женщине по имени Трота), был писан совет, хранить комочек белил, завёрнутыми в пергамент. 
Пергамент в этом случае играл роль упаковки, типа салофанового кулька.
Ну и так, как видно на миниатюрах, логично считать, что косметические средства держали в различных горшочках из глины, дерева. 


 


Альбарелло - первоначально - майоликовый аптекарский сосуд для хранения снадобий
( порошков, трав, мазей и т.п.). Этимология слова не совсем ясна.
Есть предположение, что оно произошло от латинского слова "albaris" - "беловатый". 
Альбарелло с искусной росписью появились сначала в Испании, а потом были завезены в конце 14 - начале 15 века в Италию.
Альбарелло стали использовать не только для хранения медикаментов ( на таких сосудах обычно есть латинские названия средств) , но и в качестве ваз, и подарков по особо-торжественным случаям, например на свадьбу.



Вообще-то, что тогда, что сейчас, злоупотреблять косметикой не есть хорошо. 
В знаменитом "Романе о розе"(часть, писанная Жаном де Мёном (1285 г.)) имеется такой отрывок, где говорится как старая сводня цинично рассказывает о женских ухищрениях («чарах» макияжа, наряда, кокетства), с помощью которых можно подчинить своей воле влюблённого мужчину.

Миниатюра из "Романа о розе",Париж 1350-1360 гг.


Короче, считалось, что женщины умело пользующиеся косметикой, могли выдать непривлекательную внешность за симпатичную. 
Во всех этих ухищирениях видели очень опасный обман, сродни своеобразному злому "колдовству", ведь мужчина, попавший под чары и женившись на лгунье, получал, мягко сказано, некрасивую, легкомысленную, склочную супружницу.
А по тем временам, когда развод был практически невозможен, это было делом печальным.

Schwäbischer Meister um 1470


С точки зрения христианской этики, злоупотребление косметикой для украшения, считали делом недостойным. 
Ещё бы! Ведь это действо было пущено как орудие соблазнения, разврата, праздности. А раз так, то значит от дьявола! 
Что ж...Не могу не согласиться с этим. 
Нет, церковь за это не наказывала, но путём проповедей пыталась внушить, что красота души во много раз лучше краски на лице.

G. Boccaccio: Le Livre de cleres et nobles Femmes. 1490 г.


Отбеливание кожи было очень популярно. Ведь светлую кожу считали эталоном красы. 
В различных трактатах сохранилось большое количество рецептов для отбеливания кожи лица и рук.
* Например один рецепт состоял он из перетопленного сала, специально очищенного воска, камфары, специй, яйца, розового масла и белил. 

Ну что ж...Ближе к телу...Приведу несколько примеров, где говориться о составах для волос и о действии оных.

Женщина расчёсывает волосы пред зеркалом. Миниатюра 15 века. Источник не найден. Британская библиотека.


В «Книге Секста Плацита Папирского о медицинских средствах, получаемых из животных, скота, зверей и птиц» (V век н. э . ) мы обнаруживаем замечательный способ чернения волос:
* «Воронье яйцо окрашивает волосы следующим образом: выливают яйцо в медный сосуд 
и взбалтывают до тех пор, пока оно не меняет цвет, затем бреют(?) голову и намазывают сверху до тех пор, пока яйцо не впитается. 
Во время этой процедуры надо набрать в рот масла и держать до тех пор, пока голова не выcoxнeт, а иначе и зубы почернеют. 
После этого на голову надевают повязку, ко­торую снимают по прошествии четырех дней; в результате седина больше не появляется» . 
Идея подобного симпатического средства была позанмствована у Плиния («Естественная история»; XXIX, 109). 

Еще одно средство подобного рода: 
* «Чтобы на голове не появлялось седины. 
Если свежим собачьим молоком помыть голову старухи, то седые волосы перестанут расти, а те, что стали седыми, окрасятся вновь.»

Ещё один достаточно экзотичный бальзам для волос, рекомендованный в «Книге Секста Плацита»: 
* «Если заячий желудок приготовить в миртовом масле на сковороде и намазать этим больные [редеющие] волосы, они cгaновятся крепкими и начинают расти». 

миниатюра третьей четверти XV века, Франция.


Для депиляции изготовляли смесь из негашёной извести.
Рецептов таких много, значит спрос на смеси был. 
Наверно важно было не переборщить с ингридиентами, соблюдать пропорции. 
Ведь после использования такого аЦкого варева волосы могли слезть вместе с кожей. 



Свет мой, зеркальце, скажи...Миниатюра из итальянского часослова 1480 г.(Book of Hours. Italy) Британская библиотека)


Вот на том рассказ завершается.
В завершени скажу, что мужчины тоже пользовались косметическими прибамбасами. Только это был уход за зубами, волосами и лечения кожных заболеваний.

 

Спасибо

Валера - боксер и собака у него боксер...

Боксер-лучший друг и компаньон | sm-news.ru

Валера - боксер. И собака у Валеры - боксер. Зовут Гвоздь. Потому что ему забить
на правила. Гвоздь живет у Валеры. Иногда у Гвоздя бывает такое страшное выражение морды, что мне очевидно, что это Валера
живет у Гвоздя, а не Гвоздь - у Валеры.

Валера вечером гуляет с собакой. Я вечером гуляю с детьми.
Про других собачек я говорю дочке: "Смотри, Катюня, собачка ГАВ - ГАВ. Хочешь
погладить?". Про Гвоздя я так не говорю. Ну нафиг.
Валера похож на своего питомца. Он суровый, как Гвоздь, только без слюней.

Мы
живем в одном доме, но в разных подъездах.

На Пасху я пыталась с ними подружиться. Хотела угостить Валеру куличом. Сказала ему:
- Валера, Христос Воскрес.
Валера тяжело посмотрел на меня так, как Гвоздь смотрит на любимый мяч, подранный до дыр, и ответил четко и по
делу:
- Знаю. Поздравляю.

Я хотела объяснить Валере, что Христос воскрес не только у меня, а у всех, и даже у Валеры, но не стала.
Про яички, которыми над стучать друг об друга, даже не заикнулась. Валера слишком буквален и прямолинеен для этой информации. Валера тренирует Гвоздя злобно, но по-дружески. Учит его злости. Накачивает ненавистью. Команды "Сидеть!" и "Встать!" выполняем всем двором.
- Вот мяч, Гвоздь! Мяч - это большой кожаный пузырь. И ты, Гвоздь, большой кожаный пузырь. ФАС, Гвоздь, ФАС!

Однажды мой сосед по имени Иван Васильевич делал ремонт. С 8 утра до 23 вечера. Штробил, сверлил, стучал, громыхал. Выходные его не останавливали. На проклятом острове нет календаря. Ребятня и взрослые пропадают зря. И я позволила себе сделать замечание Иван Васильевичу. Встретила его во дворе и попросила шуметь в установленное законом время. У меня был маленький ребенок, и я боролась за право спать по субботам хотя бы до 9. Иван Васильевич громко и визгливо объяснил мне, что я - курица, мои цыплята для него - чужие, и мои проблемы ему не интересны, а деньги в своем кармане - интересны, поэтому если я не могу потерпеть, то могу смело переезжать.

Иван Васильевич громко и унизительно кричал на меня на пяточке двора, доступном для обзора всему дому. Я растерялась от чужой наглости,выпяченной так бесстыдно, и понуро молчала. Со стороны мы выглядели как будто отец орет на дочь, которая принесла в подоле. Я отошла в сторону, присела на скамейку, готовая заплакать. Меня оглушили наглостью, а муж на работе и защитить некому.
- Хочешь, мы его накажем? - спросил Валера, внезапно возникший передо мной. У него играли желваки. Гвоздь тяжело дышал рядом, готовый к мести.
 Я испугалась, хотела сказать"Не надо", но Валера не стал ждать моего ответа.
 

К Ивану Васильевичу подошла процессия из Валеры и Гвоздя. Случилась экспрессия и Иван Васильевич сразу сменил профессию. И агрессию на депрессию. И вероятно конфессию, ибо стал молиться. Я не знаю, что сказал ему Валера.
Может, он сказал не ему, а Гвоздю. Сказал Гвоздю, что Иван Васильевич - большой кожаный пузырь. И что как бы неплохо и "фас".
Не знаю, но с того момента я спала по субботам сколько хотела.
Вчера вечером мы гуляли на площадке при свете фонарей. Весь день мы были заняты, и только в девять вечера вышли на променад. Сын увлеченно бегал по площадке, сбрасывал перебродившую мальчишечью энергию. Я отвлеклась на дочь в коляске, потеряла его из виду.
Вдруг я увидела, как к сыну приближается стремительная тень, и через секунду поняла: Это Гвоздь!!!
Сын бегал, чем раздразнил Гвоздя, ну  тот  и побежал его наказать. У меня от ужаса пропал голос и здравый смысл. Я бросилась наперерез вместе с младшей спасать старшего.
То есть, у Гвоздя могло быть сразу три кожаных пузыря: огромный, нормальный и маленький пузырик.
И тут раздался стальной голос Валеры, четкий, командный, резкий:
- СВОИ!!!!
Гвоздь врезался в это слово, прям врезался и мгновенно выстроил новый маршрут, взяв влево. Я застыла на месте. Меня обдали ужасом  и я обтекала  холодной паникой.
Ко мне сзади неслышно подошёл Валера и приказал в затылок:
- В этом районе никого никогда не бойся!!! Никого. Никогда. Поняла?
Я кивнула и прошептала пересохшими губами: "Спасибо".
Ну вот. А теперь я даже  боюсь переезжать.
Ангелы-хранители всегда являются в разных обличьях...

Морские губки способны быстро удалять до 94% вирусов из воды

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх