На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Малоизвестные реальности Великой Отечественной войны - союзная Монголия

Как воспет в литературе и кинематографе подвиг французских летчиков, сначала эскадрильи "Нормандия", потом авиаполка "Нормандия-Неман", чья боевая биография начиналась с 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников.

И как скудно и не пафосно освещается реальная союзническая помощь той же Монгольской Народной Республики в период Великой Отечественной войны воюющему на пределе сил СССР...

Командарм 2-го ранга Г.М. Штерн, маршал Монгольской Народной Республики Х. Чойбалсан и командир корпуса Г.К. Жуков на командном пункте Хамар-Даба. Халхин-Гол, 1939 год. Автор: Виктор Темин.

Командарм 2-го ранга Г.М. Штерн, маршал Монгольской Народной Республики Х. Чойбалсан и командир корпуса Г.К. Жуков на командном пункте Хамар-Даба. Халхин-Гол, 1939 год. Автор: Виктор Темин. Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Помощь союзников СССР во Второй мировой войне.

Вторая мировая война 1939-1945 гг. - крупнейшая в истории человечества война, развязанная фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 государство (более 80% населения земного шара), военные действия велись на территории 40 государств.

В 1941 г., когда фашисты напали на СССР, Великобритания уже воевала с Германией, а противоречия между США, Германией и Японией были на грани вооруженного конфликта.

Сразу же после нападения Германии на СССР правительства Великобритании (22 июня) и США (24 июня) выступили с поддержкой Советского Союза в его борьбе с фашизмом.

12 июля 1941 г. в Москве было подписано советско английское соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников, что послужило началом формирования антигитлеровской коалиции.

2 августа 1941 г. было заключено военно экономическое соглашение с США. На Московском совещании, состоявшемся 29 сентября-1 октября.1941 г., СССР, Великобритания и США рассмотрели вопрос о взаимных военных поставках и подписали первый протокол по ним.

Жители Владивостока слушают сообщение о начале войны

Жители Владивостока слушают сообщение о начале войны Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

В конце 1941 г. в состоянии войны с блоком агрессоров находились:

  • Австралия,
  • Албания,
  • Бельгия,
  • Великобритания,
  • Гаити,
  • Гватемала,
  • Гондурас,
  • Греция,
  • Дания,
  • Доминиканская Республика,
  • Индия,
  • Канада,
  • Китай,
  • Коста-Рика, Куба,
  • Люксембург,
  • Монгольская Народная Республика,
  • Нидерланды,
  • Никарагуа,
  • Новая Зеландия,
  • Норвегия,
  • Панама,
  • Польша,
  • Сальвадор,
  • СССР,
  • США,
  • Филиппины,
  • Франция,
  • Чехословакия,
  • Эквадор,
  • Эфиопия,
  • Югославия,
  • Южно-Африканский Союз.

Во второй половине 1942 г. в войну против фашистского блока вступили Бразилия и Мексика,

в 1943 г. - Боливия, Ирак, Иран, Колумбия, Чили,

в 1944 г. - Либерия.

После февраля 1945 г. к антигитлеровской коалиции присоединились Аргентина, Венесуэла, Египет, Ливан, Парагвай, Перу, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Уругвай.

Войну странам гитлеровской коалиции объявили также входившие ранее в состав агрессивного блока Италия (в 1943 г.), Болгария, Венгрия и Румыния (в 1944 г.), Финляндия (в 1945 г.).

К моменту окончания военных действий с Японией (сентябрь 1945 г.) в состоянии войны со странами фашистского блока находилось 56 государств.

Момент митинга трудящихся г. Кирова. 23 июня 1941 года. Фото Д. Онохина.

В СССР и Российской Федерации было принято считать, что французский народ, Франция были оккупированы и участвовали в войне на стороне Антигитлеровской коалиции, были нашими союзниками.

Но это не вся правда – действительно некоторые французы ушли в подполье, французское сопротивление, некоторые участвовали в боях на Восточном фронте на стороне СССР в французском истребительном авиационном полку (1 иап «Нормандия-Неман»).

Но ещё больше французов спокойно приняли власть Гитлера и даже поддерживали его замыслы, в том числе с оружием в руках – французы скрестили оружие в Северной Африке с англо-американскими силами, участвовали в боях на Восточном фронте в рядах Вооруженных сил Третьего рейха. В Лондоне и Вашингтоне даже собирались причислить Францию к подлежащим оккупации после Второй мировой войны территориям, находившимся в одном лагере с Германией.

Только твёрдая позиция И. Сталина спасла Францию от оккупационного режима и её по его настоянию включили в Антигитлеровский лагерь. Сталин настоял и на выделении Франции особой французской зоны оккупации в Германии. К чести Шарля де Голля, он помнил это и после смерти советского вождя, сохранив к нему уважение после «десталинизации», устроенной Хрущёвым.

После оккупации в 1940г Северной Франции и создания на юге страны режима Виши, до мая 1945го множество французов стало добровольцами под знаменами десятков частей и соединений вооруженных сил и вспомогательных организаций Третьего рейха. Таких французских добровольцев было десятки тысяч, и в итоге граждане Франции составили крупнейший по численности западноевропейский народ, сражавшийся на стороне гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

22 июня 1940 года, было подписано Второе Компьенское перемирие – капитуляция Франции перед фашистской Германией в ходе Второй Мировой войны.

22 июня Гитлер и начальник штаба вермахта генерал-полковник Вильгельм Кейтель приняли у дивизионного генерала Шарля Хюнцигера капитуляцию Франции.

Акт о капитуляции был подписан 22 июня в Компьенском лесу, в том же самом вагоне, в котором за 22 года до того в ноябре 1918 было подписано перемирие, завершившее Первую Мировую войну.

Второе Компьенское перемирие предполагало оккупацию Германией двух третей французской территории, включая Париж и все атлантическое побережье, разоружение армии и флота, "за исключением частей, необходимых для поддержания порядка" (100 тысяч человек).

Франция сохраняла колонии, но оплачивала содержание оккупационных войск из расчета 400 миллионов франков в день.

24 июня на вилле Инчеза (около Рима) был подписан акт о капитуляции Франции перед Италией.

Маршал Петен 10 июля был провозглашен "главой французского государства". Новое правительство обосновалось в курортном городе Виши (Овернь, на середине пути от Парижа до средиземноморского побережья).

В ходе французской кампании Германия потеряла 44 тысяч человек убитыми и пропавшими без вести. Потери французской армии составили 84 тысяч человек убитыми и более полутора миллионов пленными, остававшимися в плену до 1945 года.

22 июня 1940 года, было подписано Второе Компьенское перемирие – капитуляция Франции перед фашистской Германией в ходе Второй Мировой войны. Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

От автора: я был на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем и должен вам сказать, что фамилии на могилах бойцов "французского" сопротивления имеют подозрительно русское звучание. Русские везде и всегда остаются Русскими. (ваш tubdoc62).

Там же я наблюдал "эпическую" драку у могилы писателя-фронтовика Виктора Платоновича Некрасова двух малоприятных личностей - противноватого в разговорах и повадках мелкокалиберного одесского еврея-эмигранта 90 годов, а на тот момент нашего гида в Париже и львовского типичного сально-национального журнашлюхера (с которым сидеть было противно), на глазах у экскурссионной групы, на почве их идеологических взглядов на русскую эмиграцию в Париже, которую один видел по-эмигрантски бытово, а другой по высокопарным текстам.

Вернемся к МОНГОЛИИ. Монгольский маршал Чойбалсан осваивает советские зенитки.

Вернемся к МОНГОЛИИ. Монгольский маршал Чойбалсан осваивает советские зенитки. Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

«22 июня 1941 г. состоялось объединенное заседание Президиума ЦК МНРП, Совета Министров и Президиума Малого хурала МНР, которое ясно и четко определило позицию МНР в войне. Была принята специальная декларация, в которой подчеркивалось, что нападением на Советский Союз германский фашизм бросил вызов всему прогрессивному человечеству. Декларация подтверждала верность правительства МНР обязательствам, принятым на себя по Протоколу от 12 марта 1930 г.

По всей Монголии прокатилась волна митингов и собраний. Трудящиеся выражали свои горячие симпатии к Советскому Союзу и желание всеми силами помочь братскому советскому народу в его справедливой борьбе против гитлеровских захватчиков. Рядовые аратцы готовили подарки для Красной Армии, ветераны революции, бойцы, командиры и политработники Народной армии просили отправить их на фронт, чтобы рука об руку с Красной Армией сражаться с фашистами.

В оказании помощи испытанному другу и брату — советскому народу, его Вооруженным Силам в борьбе против фашистских захватчиков правительство МНР и весь монгольский народ видели свой прямой интернациональный долг перед родиной Великого Октября.

В одном из обращений правительства МНР и ЦК МНРП к населению страны говорилось:

«...в эти суровые дни мы все должны тесно сплотиться вокруг своей народно-революционной партии и народного правительства, должны делать все зависящее от нас для того, чтобы оказать всю возможную помощь Красной Армии, советскому народу во имя победы над фашистской чумой...

Вы должны помнить, что каждый ваш индивидуальный подарок, самоотверженный труд каждого из вас явится ценным вкладом в общее дело ускорения разгрома фашистских полчищ».

Обращение нашло самый искренний отклик у трудящихся МНР.

Помощь Красной Армии с первого же дня войны приняла характер всенародного движения. Не было таких организаций, предприятий или отдельных коллективов, где бы не принимали участия в этом благородном, патриотическом, интернациональном движении. В кратчайший срок были собраны на добровольной основе значительные материальные средства и отправлен на фронт первый эшелон подарков к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Фронтовики получили 15 тыс. меховых полушубков, 15494 пары валенок, 15 тыс. пар меховых варежек, 15 тыс. меховых жилетов, 15 тыс. солдатских ремней, 600 шерстяных фуфаек, 440 меховых одеял, 2851 индивидуальную посылку. Общая стоимость присланных подарков составила 1813515 тугриков. Кроме того, в Государственный банк СССР было переведено 587 тыс. тугриков

Решение 25-й сессии Малого хурала МНР в январе 1942 г. о приобретении танковой колонны «Революционная Монголия» и передача ее 12 января 1942 г. в одно из соединений Красной Армии явились важными событиями в жизни монгольских трудящихся.

Отправление на фронт пяти эшелонов с подарками в 1941–1943 гг., пребывание правительственных делегаций во главе с премьер-министром МНР маршалом X. Чойбалсаном, генеральным секретарем ЦК МНРП Ю. Цеденбалом и первым заместителем премьер-министра С. Лувсаном на фронтах Великой Отечественной войны, радостные вести о ратных подвигах воинов танковой бригады «Революционная Монголия», а также теплая братская переписка советских бойцов с трудящимися МНР вызывали трудовой подъем у монгольского народа.

Война застала Монгольскую Народную Республику в важнейший период ее истории, когда решались сложнейшие проблемы строительства основ социализма, с большим размахом проводились культурные преобразования. Война поставила страну перед дополнительными трудностями: следовало направить значительные материальные и людские резервы на оборонные цели и перестроить экономику на военный лад.

Генеральный секретарь ЦК МНРП Ю. Цеденбал в своем докладе на собрании партийного актива города Улан-Батора 6 октября 1942 г., определяя актуальней-шую задачу партии, подчеркнул:

«Надо понять и разъяснить каждому трудящемуся МНР, что только разгром гитлеризма спасет нашу страну от угрозы военного нападения, от всех тех ужасов, которые переживают сейчас народы воюющих стран, что все, что мы можем, мы должны отдать ради достижения этой цели, без чего никакое минутное благополучие не будет прочным»

Исходя из этого, партия и правительство МНР свои внешние и внутриполитические задачи решали в неразрывной связи с широкими мероприятиями под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».

В тяжелые дни войны блестяще продемонстрировали свою жизнеспособность и плодотворность интернациональная боевая дружба и тесное братские сотрудничество между двумя странами, представлявшими тогда мир социализма на земле. Верная высоким идеалам марксизма-ленинизма, Монгольская народно-революционная партия неустанно воспитывала свой народ в духе верности пролетарскому интернационализму, делала все для того, чтобы внести посильный вклад в общее дело разгрома гитлеровский Германии.

В начале 1942 г. маршал X. Чойбалсан в письме на имя И. В. Сталина писал:

«Со всей страны... поступают многочисленные заявления и письма, в особенности от бывших партизан (ветеранов революции. — Б. Д.), о своем желании пойти на фронт, чтобы с оружием в руках драться с фашистами. Но, не имея возможности поехать на фронт, наш народ свое искреннее желание помогать Красной Армии проявляет в отправке ей подарков...»

Командование советской 1-й танковой армии (с апреля 1944 г. — 1-я гвардейская танковая армия) с делегатами из Монголии.

Первый слева — командир 6-го танкового корпуса генерал-майор Андрей Лаврентьевич Гетман (1903—1987), крайний справа — генерал-лейтенант Михаил Ефимович Катуков (1900—1976). Фотография сделана во время торжественной передачи танковой колонны «Революционная Монголия» в войска.

Командование советской 1-й танковой армии (с апреля 1944 г. — 1-я гвардейская танковая армия) с делегатами из Монголии. Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

В этом же письме сообщалось об отправке в Советский Союз 3200 лошадей, подаренных аратами.

Второй эшелон подарков Красной Армии был отправлен в феврале 1942 г. по случаю 24-й годовщины Красной Армии. Эшелон из 37 вагонов вез продовольствие и теплое обмундирование на сумму 7 187 140 тугриков. Делегацию МНР, сопровождавшую поезд дружбы, возглавлял первый заместитель премьер-министра МНР С. Лувсан.

Последовательную интернациональную политику правительства МНР еще раз продемонстрировала 26-я сессия Малого хурала МНР, состоявшаяся 5 марта 1943 г. Премьер-министр МНР X. Чойбалсаи в своем докладе на сессии обосновал неотложную необходимость оказания помощи советскому народу и его доблестной Красной Армии. «Наш народ не может забыть, — говорил маршал Чойбалсан, — великие заслуги советского народа и его героической Красной Армии, которые принесли нам и нашим детям свободу, независимость, радость мирного труда и счастье.

Разве мы можем когда-нибудь забыть то, что бойцы и командиры Красной Армии ради счастья и свободы нашего народа, не щадя свои силы и жизнь, плечом к плечу с нашими солдатами не один раз грудью защищали священную границу нашей любимой Родины?

Красная Армия своей борьбой за свободную, счастливую жизнь монгольского народа, кровью лучших своих сынов, совершивших героические подвиги, завоевала великую любовь и симпатию нашего народа.

Великая дружба народов наших стран была рождена в огне революционной борьбы и сражениях с иностранными оккупантами-белогвардейцами...

Война фашистской Германии против Советского Союза есть то же, что война против нашей страны. Следовательно, наш священный долг нести на себе всю тяжесть и трудность этой войны совместно с советским народом с начала и до конца борьбы. Ибо в этой борьбе решается судьба нашего народа, нашего народно-революционного строя»

Эти слова полностью выражали волю и чаяния монгольского народа.

Третья партия подарков советским воинам была направлена на фронт в ноябре 1942 г. к 25-й годовщине

Великого Октября. Этот большой транспорт — 4 эшелона из 236 вагонов — возглавлял премьер-министр маршал МНР X. Чойбалсан. В числе подарков были:

  • полушубки — 30 115 шт.;
  • валенки — 30 500 пар;
  • меховые варежки — 31 257 пар;
  • меховые жилеты — 31 090 шт.;
  • солдатские ремни — 33 300 шт.;
  • шерстяные фуфайки — 2 290 шт.;
  • меховые одеяла — 2 011 шт.;
  • ягодное варенье — 12 954 кг;
  • туши джейранов — 26 758 шт.;
  • мясо — 316 000 кг;
  • индивидуальные посылки — 22 176 шт.;
  • колбаса — 84 800 кг;
  • масло — 92 000 кг.

Общая стоимость подарков составляла 9 252 340 тугриков

Сессия Малого хурала единодушно приняла решение о строительстве авиационной эскадрильи «Монгольский арат» и передаче ее в подарок Военно-Воздушным Силам СССР. Название «Монгольский арат» свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства.

О своем решении сессия Малого хурала МНР торжественно известила советский народ и его правительство специальным посланием.

Малоизвестные реальности Великой Отечественной войны - союзная Монголия Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

А теперь ВНИМАНИЕ !! Динамика численности МОНГОЛИИ по годам:

  • 1918 год — 647,5 тыс. человек (перепись)
  • 1935 год — 738,2 тыс. человек (перепись)[
  • 1944 год — 759,1 тыс. человек (перепись)
  • 1956 год — 845,5 тыс. человек (перепись)
  • 1963 год — 1071,1 тыс. человек (перепись)
  • 1969 год — 1197,6 тыс. человек (перепись)
  • 1979 год — 1595,0 тыс. человек (перепись)
  • 1989 год — 2044,0 тыс. человек (перепись)
  • 2000 год — 2373,5 тыс. человек (перепись)
  • 2011 год — 2811,6 тыс. человек
  • 2015 год — 3057,8 тыс. человек (среднесрочная перепись)

Группа истребителей Ла-5ФН именной эскадрильи «Монгольский Арат» 2-го гвардейского истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии в полете.

Группа истребителей Ла-5ФН именной эскадрильи «Монгольский Арат» 2-го гвардейского истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии в полете. Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

По всей трудовой Монголии развернулось движение по сбору средств на строительство авиаэскадрильи. Трудящиеся били охвачены патриотическим чувством во что бы то ни стало внести свою долю в этот благородный фонд. Сбор средств на эскадрилью шел так же интенсивно, как и на строительство танковой колонны. Днем и ночью работали Центральная комиссия по сбору подарков Красной Армии и ее отделения в аймаках, на предприятиях, в учреждениях. Магазины по продаже индивидуальных подарков были всегда заполнены народом. Трудящиеся предприятий работали по 14 часов, чтобы выполнить досрочно производственные планы и заказы для фронта. Все центральные и местные газеты выходили с призывами: «Авиаэскадрилья — наш лучший подарок Военно-Воздушным Силам героической Красной Армии!», «Быстрее строить боевые самолеты для фронта!». В газетах появилась постоянная рубрика, посвященная эскадрилье «Монгольский арат», где ежедневно освещалось пополнение фонда помощи.

Ветеран Народной революции 1921 г. знатный арат Пунцаг в составе делегации МНР побывал в конце 1942 г. на Западном фронте. Пунцаг пообещал Военному совету фронта прислать для советских воинов отборных лошадей. По прибытии на родину патриот сообщил торговому представителю СССР в Монгольской Народной Республике А. Н. Финогенову, что вместе с другими аратами своего сомона он преподносит в подарок воинам Западного фронта 54 лошади. Кроме того, трудящиеся араты просили передать Г. К. Жукову для вручения бойцам Красное знамя и письмо с наказом крепче бить фашистов.

В 1942 г. среди рабочих и служащих МНР развернулось движение за внесение в фонд помощи советскому народу и его армии месячной зарплаты целиком и, кроме того, от 5 до 20 процентов зарплаты ежемесячно до окончания войны.

Все население Монгольской Народной Республики, от рабочего до министра, внесло свой вклад в фонд помощи Советскому Союзу. Так, рабочий кустпромкооперации Улан-Батора Доржпалам внес наличными 4000 тугриков; первый заместитель премьер-министра МНР С. Лувсан лично добыл на охоте 500 джейранов и внес их в фонд помощи; старая женщина, жительница Улан-Батора, Цэрэндулам внесла наличными 705 тугриков, 2 золотых кольца, 1 серебряный браслет, меховую доху, ватную куртку и несколько банок консервов.

На страницах газет за 1943 год можно встретить немало заметок и сообщений, рассказывающих о солидарности и большой любви монгольских трудящихся к советскому народу, ведущему неимоверно трудную борьбу во имя счастья всего трудового человечества.

«Тов. Базар, скотовод 6-го бага Эрдэни сомона Центрального аймака, внес в фонд подарков 3000 тугриков, тов. Лувсан-Шарав, скотовод из Улабаян сомона Джавхалаытушаргольского аймака, — 2000 тугриков».

«...Фельдшер из Угталцайдам сомона тов. Чадрабал внес в фонд помощи свою годовую зарплату».

Газета сообщала, что 65-летний Намжил специально приехал за сотни километров в Улан-Батор, чтобы встретиться с ответственными товарищами из Центральной комиссии подарков и передать свои теплые дохи и несколько пар варежек бойцам Советской Армии. При этом патриот убедительно просил, «чтобы его по виду скромные подарки были обязательно посланы на фронт, где они в зимнюю пору пригодятся».

В 1942 г. арат Тарва из Сухэбаторского аймака продал Красной Армии 20 лучших своих лошадей и 5 коней-иноходцев подарил безвозмездно. Арат Ч. Дындыб из Центрального аймака подарил 14 лошадей.

Эти жизненные эпизоды красноречиво свидетельствуют о душевной искренности монголов, которые считают своим священным долгом выручить верного друга и товарища.

По сведениям Центральной комиссии, с июня 1941 г. по июль 1942 г. в фонд подарков было собрано 7,7 млн. тугриков! Кроме этой суммы трудящимися было подарено 14 золотых колец, 8,3 кг чистого серебра, а также огромное количество индивидуальных посылок.

Четвертая партия подарков Красной Армии, отправленная из МНР в марте 1943 г., заняла два железнодорожных эшелона. Монгольские друзья везли на фронт теплое обмундирование и продовольствие на сумму 5,4 млн. тугриков, а также индивидуальные посылки стоимостью 145 396 тугриков. Делегацию трудящихся, сопровождавшую эшелоны с подарками, возглавлял Генеральный секретарь ЦК МНРП Ю. Цеденбал.

Каждая весть по радио или в печати о героических подвигах советских воинов вселяла в сердца аратов далекой Монголии новую радость, новое трудовое вдохновение.

Истребитель Ла-5Ф из эскадрильи «Монгольский арат» во время испытаний в НИИ ВВС. Самолеты для этой эскадрильи были построены в августе 1943 года на пожертвования монгольских животноводов (аратов).

Истребитель Ла-5Ф из эскадрильи «Монгольский арат» во время испытаний в НИИ ВВС. Самолеты для этой эскадрильи были построены в августе 1943 года на пожертвования монгольских животноводов (аратов). Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Центральный орган ЦК МНРП и правительства МНР — газета «Унэн» 18 июля 1943 г. поместила на своих страницах информацию с фронта:

«...пять советских истребителей обнаружили в воздухе 8 бомбардировщиков и 4 ФВ-190 противника.

Когда немецкие бомбардировщики подходили цепочкой к цели, готовясь к пикированию под прикрытием истребителей, ведущий группы командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов решительно повел свою группу в атаку на бомбардировщиков. Внезапность, скоротечность атаки дали свой результат. Старший лейтенант Ф. М. Косолапов и его ведомый летчик И. 3. Левченко сбили два бомбардировщика, остальные панически на предельной скорости ушли на запад. Тем временем лейтенанты А, И. Майоров, Г. И. Бессолицын боевым разворотом набрали большую высоту, чем «фокке-вульфы», и из-за тонкого слоя облачности внезапно атаковали четверку ФВ-190 и одного из них сбили».

Читая это сообщение, монгольские трудящиеся и не могли предполагать, что самолеты, построенные на их средства, вскоре будут доверены героям этого боя — славным соколам 2-го гвардейского авиационного истребительного полка.

Премьер-министр маршал МНР X. Чойбалсан 22 июля 1943 г. направил телеграмму главе Советского правительства И. В. Сталину с просьбой принять в дар Красной Армии 2 млн. тугриков на строительство авиаэскадрильи и передал при этом наказ монгольских трудящихся:

«Пусть отважные соколы доблестной Красной Армии на этих боевых самолетах, так же как экипаж нашей танковой бригады «Революционная Монголия», который героически борется с фашистскими бандами, уничтожают живую силу и технику противника».

На другой день газета «Унэн» вышла с передовой статьей под заголовком «Пусть авиаэскадрилья «Монгольский арат» громит врага!». «Скоро настанет время, когда монгольский народ, — говорилось в статье, — с величайшей радостью услышит о славных делах многих доблестных героев советской авиации, которые на мощных боевых самолетах «Монгольский арат» будут самоотверженно громить врагов».

В Архиве Министерства обороны СССР хранится документ, свидетельствующий о финансировании монгольскими трудящимися постройки самолетов для эскадрильи «Монгольский арат».

Из содержания документа видно, что 31 июля 1943 г. от правительственной комиссии Монгольской Народной Республики по сбору подарков советским фронтовикам поступило на счет Наркомфина СССР 2 миллиона монгольских тугриков (2 628 000 рублей) на строительство авиаэскадрильи «Монгольский арат».

18 августа 1943 г. И. В. Сталин направил специальное послание X. Чойбалсану:

«Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану

От имени Советского правительства и своего лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками.

Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено.

И. Сталин, 18 августа 1943 г.».

Вслед за этим посол Советского Союза в МНР сообщал маршалу X. Чойбалсану:

«Настоящим имею честь довести до Вашего сведения, что на средства, поступившие от правительства МНР на оборону нашей страны, построена эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат».

Указанная эскадрилья будет передана в соединение генерал-лейтенанта Благовещенского.

От имени Советского правительства выражаю благодарность Вам, правительству МНР и монгольскому народу за оказываемую Советскому Союзу помощь в дни Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими захватчиками».

Эскадрилья была построена в короткий срок на одном из советских авиационных заводов. Однако напряженная обстановка на фронте не позволила представителям монгольского народа лично вручить самолеты советским летчикам. По договоренности с правительством МНР вручение боевых машин 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку было поручено командованию 2-го авиационного истребительного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования.

Истребители Ла-5ФН «Монгольский арат» 2-го гвардейского истребительного авиаполка. В кабине ближнего истребителя — заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Иванович Майоров (1921—2004).

Истребители Ла-5ФН «Монгольский арат» 2-го гвардейского истребительного авиаполка. В кабине ближнего истребителя — заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Иванович Майоров (1921—2004). Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

2-м гвардейский полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 г. командный, летный и технический состав занялся подготовкой к торжественному событию. На поле появились импровизированная трибуна, гвардейское Знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На воинах — чистая выглаженная форма с орденами и медалями.

И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолетов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах. Сделав парадный круг над аэродромом, машины заруливают на специально выделенную площадку. Возгласы .»Ура, «Монгольский арат»!», «Ура, монгольский народ!» заглушают рокот моторов.

Пилот 2-го гвардейского истребительного авиаполка капитан А.И. Майоров в кабине своего истребителя Ла-5ФН «Монгольский арат». Время съемки: июль 1944.

Заместитель командира эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Иванович Майоров (1921—2004) в кабине своего истребителя Ла-5ФН «Монгольский арат».

«Монгольский арат» («арат» — «крестьянин-скотовод») — эскадрилья, оснащенная самолетами, построенными на средства, переданные СССР Монгольской Народной Республикой. С начала войны МНР активно поставляла в СССР продукты питания, теплые одежду и обувь, другие товары, денежные средства на приобретение десятков танков и самолетов.

До конца 1943 года летчики эскадрильи сбили 21 немецкий самолет. В составе эскадрильи «Монгольский арат» воевали Герои Советского Союза А.И. Майоров, Н.П. Пушкин, М.Е. Рябцев. Эскадрилья принимала участие в освобождении Украины и Польши, в штурме Берлина.

Пилот 2-го гвардейского истребительного авиаполка капитан А.И. Майоров в кабине своего истребителя Ла-5ФН «Монгольский арат». Время съемки: июль 1944. Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Малоизвестные реальности Великой Отечественной войны - союзная Монголия Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Начинается торжественный митинг. В своем выступлении заместитель командира полка по политической части гвардии майор Г. Ф. Семикин рассказал о традиционной дружбе советского и монгольского народов, их всестороннем братском сотрудничестве и особо подчеркнул, что основы братских равноправных отношений между двумя странами были заложены вождем трудящихся всего мира В. И. Лениным и неустрашимым героем, выдающимся руководителем монгольской Народной революции Сухэ-Батором.

Затем выступили командир 322-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник М. П. Нога, командир полка Герой Советского Союза А. П. Соболев, командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Н. П. Пушкин и другие. Они напомнили о богатых традициях боевого содружества советских и монгольских воинов в борьбе против общего врага, отметили значение чистосердечной интернациональной помощи братского монгольского народа советскому пароду в его борьбе против гитлеровских захватчиков.

Гвардейцы дали священную клятву быть беспредельно верными знамени интернациональной дружбы народов, делу великого Ленина, делу социализма и коммунизма. Они торжественно заверили монгольский народ в том, что летчики оправдают высокое доверие и будут с честью и гордостью сражаться на подаренных боевых машинах.

После митинга состоялась церемония вручения самолетов 2-й эскадрилье. Личный состав ее был выстроен перед боевыми машинами. Командир эскадрильи подает команду «Смирно!». В тишине над аэродромом громко звучит его рапорт представителям высшего командования:

«Выстроен весь личный состав 2-й авиационной истребительной эскадрильи «Монгольский арат». Командный состав: заместитель командира эскадрильи — гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, адъютант эскадрильи — гвардии лейтенант М. Г. Руденко, старший техник — гвардии старший техник-лейтенант Ф. И. Глущенко, старший техник по вооружению — гвардии техник-лейтенант Н. И. Кононов, командир звена — гвардии старший лейтенант Г. И. Бессолицын, техник звена — гвардии старший техник-лейтенант Н. И. Калинин, старшие летчики — гвардии младшие лейтенанты А. П. Калинин и М. Е. Рябцев, летчики — А. И. Золотов, Л. М. Майсов, А. В. Давыдов, А. Е. Дмитриевский, М. В. Баранов, А. С. Субботин, В. И. Чумак. Рапортует командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Н. П. Пушкин».

Обращаясь к гвардейцам, командир дивизии горячо поздравляет их с высоким доверием партии и Родины и желает им больших боевых успехов в выполнении почетного интернационального задания. Перед строем полка под раскатистое «ура!» проносится боевое гвардейское Знамя.

Эскадрилья Ла-5ФН на аэродроме

Эскадрилья Ла-5ФН на аэродроме Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Так родилась авиаэскадрилья «Монгольский арат», открывшая еще одну замечательную страницу в истории нерушимой дружбы и братства монгольского и советского народов.

Самолеты, построенные на средства монгольских трудящихся, были вручены личному составу одной из эскадрилий полка, но весь коллектив гвардейской части понимал, что высокое доверие оказано всему полку. На этом и основывалась в дальнейшем вся идейно-политическая работа. Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя.»

Ла-5ФН в сборочном цехе завода № 21

Ла-5ФН в сборочном цехе завода № 21 Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Боевой путь

Первым командиром эскадрильи стал гвардии капитан Н. П. Пушкин, Герой Советского Союза. В октябре 1943 года 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на аэродром Слобода в 8 км к западу от города Демидов, недалеко от линии фронта. Тогда же эскадрилья приняла боевое крещение: первую победу в её составе одержал гвардии старший лейтенант Николай Зенькович, заместитель командира эскадрильи: 17 октября на высоте 8 тысяч метров им был сбит немецкий бомбардировщик-разведчик He-111 в 30 км за линией фронта. В тот же день гвардии лейтенант Тараненко на высоте 7 тысяч метров одержал также свою первую победу, сбив ещё один He-111, а гвардии лейтенант Непряхин от Витебска до Орши преследовал FW-189, где и сбил его. 25 октября 1943 за мужество и героизм, проявленные летчиками, полк был награждён орденом Красного Знамени.

В начале ноября 1943 года войска 1-го Прибалтийского фронта начали развивать Полоцко-Витебскую наступательную операцию. Эскадрилья «Монгольский арат» перебралась на аэродром Переволочье. По причине сильной облачности, туманов и снегопадов вылеты почти не проводились советскими солдатами, а немцы вообще избегали боя, что злило солдат. Тем не менее, 2-й гвардейский авиаполк продолжал выполнять задания, ведя разведку войск немцев и атакуя их колонны. Использовалась любая возможность для тренировки летного состава и боевого сколачивания звеньев. В ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира полка по летной подготовке.

В декабре 1943 года на 2-ю годовщину образования 2-го гвардейского авиаполка прибыла делегация из МНР, которая встретилась с лётчиками эскадрильи «Монгольский арат». Те, в свою очередь, передали благодарственное письмо жителям МНР от имени гвардии майора А. П. Соболева, рассказав о своих подвигах во время войны. Его подписали Герои Советского Союза: А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, А. И. Майоров. 31 декабря 1943 начальником Главного управления ВВС генерал-полковником авиации А. В. Никитиным, начальником штаба ВВС генерал-полковником авиации С. А. Худяковым и членом Военного совета ВВС генерал-лейтенантом авиации Н. С. Шимановым были приняты правительственная делегация МНР, делегации полка и эскадрильи «Монгольский арат»; на приёме орденом Красного знамени были награждены гвардейцы полка Г. Ф. Семикин, Н. П. Пушкин и А. И. Майоров. Также им были переданы ордена МНР для вручения лучшим командирам и лётчикам полка и эскадрильи.

Вскоре командование эскадрильей принял гвардии старший лейтенант, заместитель Н. П. Пушкина Н. Я. Зенькович, у которого было уже 97 боевых вылетов, 17 личных побед и одна совместная победа. 31 декабря 1943 он получил орден Боевого Красного Знамени МНР за пять сбитых самолётов противника. Под командованием Зеньковича эскадрилья «Монгольский арат» произвела 388 боевых вылетов на самолетах Ла-5 и провела 92 воздушных боя, в которых было сбито 24 самолёта противника. Во время штурмовых ударов было уничтожено 5 самолётов на аэродромах противника, 52 автомобиля, 6 зенитных орудий, а также убито и ранено более 250 солдат и офицеров. В ходе 1944 года трудящиеся МНР продолжали собирать средства в фонд помощи Красной Армии, передав разрушенным хозяйствам более 40 тысяч овец и коз, а также 1211 голов крупного рогатого скота.

Иногда советские лётчики принимали бой против превосходящего по численности противника: командир звена эскадрильи, гвардии лейтенант М. Е. Рябцев весной 1944 года, отстав от группы при взлёте, направился на Ла-5 за линию фронта, где принял бой против двух FW-190. Благодаря манёвренности самолёта, М. Е. Рябцев сбил одного противника, второй же успел скрыться. В большинстве случаев советские лётчики и сами завязывали бои: звено гвардии старшего лейтенанта Владимира Тараненко 8 февраля 1944 в районе железной дороги Витебск — Бабушевск встретило группу немецких бомбардировщиков под прикрытием 6 истребителей FW-190 и в ходе воздушного боя вынудило бомбардировщиков сбросить весь смертельный груз на немецкую колонну. Последовательно было проведено 4 боя с FW-190, в ходе которого звено сбило девять немецких самолётов, не потеряв ни одного своего.

Во время операции «Багратион» эскадрилья прикрывала 125-й гвардейский бомбардировочный авиаполк. Её лётчиками было произведено 260 успешных боевых вылетов: в 61 воздушном бою лётчиками были сбиты 11 истребителей и 8 бомбардировщиков. Под командованием Зеньковича во всех заданиях на сопровождение самолётов Пе-2 и Ил-2 не было потери ни одного бомбардировщика и штурмовика. Впрочем, в случае любого повреждения авиаторы-механики быстро справлялись с любыми неполадками: по правилу техсостав эскадрильи не покидал стоянку, пока самолёт не был готов. Обеспечивали техническую безопасность самолётов техники Е. Н. Медяник, В. П. Грачев, Д. Е. Милютиков, А. Ф. Шмельков и В. И. Кузнецов. В боях за Витебск лётчики эскадрильи уничтожили 30 автомашин с войсками и грузами противника, одну зенитную батарею, а также вывели из строя паровоз.

В августе 1944 года войска 3-го Белорусского фронта вышли на подступы к Восточной Пруссии, где начали готовиться к наступлению. Эскадрилья «Монгольский арат» отличилась и там: 2 августа 1944 заместитель командира эскадрильи П. М. Непряхин и командир звена эскадрильи Г. И. Бессолицын как лидеры своих пар отправились на разведку аэродромов Гумбинен, Инстенбург и Пилькаллен: там же Непряхин сбил один из немецких «фоккеров». Разведчиками было обнаружено 50 самолётов He-111 и FW-190. После сообщения сведений, командование полка в 10:30 отправило 24 самолёта Ла-5 во главе с гвардии подполковником Г. А. Лобовым и гвардии майором А. П. Соболевым. Самолёты сбросили зажигательные бомбы и уничтожили целиком весь авиапарк на аэродромах. Попутно был сбит подлетевший к аэродрому Ju-52 старшим лётчиком Б. М. Ожогиным. 5 августа 1944 свою крупную победу одержал мастер воздушных боёв, лейтенант Анатолий Давыдов: встретившись с 20 «юнкерсами», он сумел уйти от их группы и при помощи ведомого младшего лейтенанта Анатолия Дюльдина сбил два «юнкерса» и один «фокке-вульф». 15 августа 1944 Дюльдин направил горящий самолёт в колонну немецких танков и автомобилей: лётчик погиб, но уничтожил колонну.

По итогам Белорусской наступательной операции лётчики 2-го гвардейского полка, в том числе эскадрильи «Монгольский арат», проявили себя как нельзя лучше в небе Белоруссии и Литвы, сбив 18 самолётов противника и уничтожив большое количество вражеской техники и живой силы. 5 сентября 1944 Н. Я. Зенькович был награждён орденом Красного Знамени за умелое руководство подчинённым ему составом. Вскоре 2-й гвардейский авиаполк перебрался на аэродром Олешицы северо-западнее Львова. Летом-осенью 1944 года Советская Армия освободила всю территорию СССР от немецко-фашистских захватчиков, а войска 1-го Украинского фронта уже очутились на территории Польши. Преемником Зеньковича стал капитан И. Т. Кошелев. Помощь эскадрилье оказывали не только монгольские трудящиеся, но и золотоискатели Сибири, на чьи средства был построен самолёт «Шилкинский старатель», врученный гвардии майору А. П. Соболеву. Осенью 1944 года начались новые учения в полку и эскадрилье, обучаясь способам ведения боя в паре, звеном и эскадрильей, а также отшлифовывая вертикальный манёвр, в котором Ла-7 превосходил немцев. Занятиями руководили командир полка А. П. Соболев, штурман полка капитан В. Н. Подлипенский, помощник командира полка по воздушнострелковой службе капитан Н. Я. Зенькович и командиры эскадрилий. В рамках подготовки к дальнейшему наступлению в Польше и Германии в полк был командирован главный инженер корпуса полковник Д. К. Бугров, который, бывая в частях 322-й авиадивизии, регулярно осматривал самолёты эскадрильи «Монгольский арат» и много общался с техниками и лётчиками.

К 12 января 1945 перед началом полномасштабного наступления весь личный состав полка занял свои места: заместитель командира полка по политической подготовке гвардии майор Г. Ф. Семикин довёл до сведения лётчиков, что Советской Армии предстоит освободить оккупированные немцами страны и разгромить фашистов в Берлине. Под гвардейским Знаменем личный состав дал клятву сделать всё возможное для победы над захватчиками. Утром 16 января 1945 старший лейтенант М. Е. Рябцев был вызван командиром дивизии как лучший воздушный разведчик и получил задание заняться разведкой немецких аэродромов, но не атаковать их, а докладывать дивизии по радио. Вскоре последовал приказ атаковать аэродром Заган: ударную группу возглавил командир эскадрильи, капитан И. Т. Кошелев, группу прикрытия повел командир 1-й эскадрильи капитан П. Я. Марченко. Общее руководство взял на себя подполковник А. П. Соболев. На аэродроме Заган лётчики обнаружили от 60 до 70 самолётов различных типов и около девяти бомбардировщиков Ju-87, ждавших истребителей прикрытия. Самолётами эскадрильи были сброшены бомбы на стоянку и склад горючего. Возникший пожар уничтожил огромное количество самолётов, а сами лётчики ввязались в бой с прибывшими истребителями прикрытия и вышли без потерь, сбив три Ju-87 и три FW-190. 18 января 1945 дивизия и два полка перебазировались на аэродром Гошковицы, где снова им пришлось ввязаться в бой в трудных погодных условиях. В течение всей ночи управление дивизии, личный состав полков и батальон авиационного обслуживания отражали авианалёты, а утром прибыли танкисты, которые отбили атаку гитлеровцев.

В конце января — начале февраля в воздушных боях благодаря новой тактике (вылет двух-трёх звеньев и использование вертикального манёвра) лётчиками полка и эскадрильи «Монгольский арат» были уничтожены несколько десятков самолётов (из них на личный счёт эскадрильи пришлись восемь). Так, над городом Губен было подбито сразу 4 немецких самолёта, ещё 4, узнав о судьбе своих товарищей, срочно покинули район боя. 8 февраля 1945 началось наступление правого крыла 1-го Украинского фронта, известное как Нижне-Силезская операция. Под город Губен перебазировался весь 2-й гвардейский полк. В середине февраля над аэродромом Любен завязались ещё несколько крупных боёв с немцами, одним из свидетелей боя стал генерал-полковник С. А. Красовский: дежурное звено эскадрильи «Монгольский арат» в составе старшего лейтенанта М. Е. Рябцева, младшего лейтенанта А. И. Хмарского, лейтенанта Г. В. Уткина и младшего лейтенанта П. М. Харитонова обороняло аэродром, ведя бой против четвёрки истребителей. Уткин лично сбил один «фокке-вульф». Командир эскадрильи, капитан И. Т. Кошелев за 58 успешных боевых вылетов, три воздушные победы, уничтожение самолётов на аэродроме Заган был награждён орденом Красного Знамени. На основании того же приказа был награждён орденом Красного Знамени старший лейтенант М. Е. Рябцев за 23 успешных боевых вылета и 4 воздушные победы, а авиационный механик гвардии старшина Е. Н. Медляк был награждён орденом Красной Звезды за успешное обслуживание 257 боевых вылетов.

В начале апреля 1945 года в штаб дивизии поступила телеграмма, согласно которой из Монгольской Народной Республики были присланы подарки и припасы для лётчиков эскадрильи «Монгольский арат». Продовольствие было передано в детские сады и ясли Москвы, а подарки направлены в полк. Делегация из МНР планировала прибыть в расположение эскадрильи, но успела посетить лишь танковую бригаду «Революционная Монголия», отправив лётчикам благодарственное письмо. 16 апреля 1945 началась Берлинская наступательная операция: лётчики эскадрильи совершали штурмовки аэродромов под руководством майора А. И. Майорова. Так, в первый же день наступления была совершена успешная штурмовка аэродрома Ной-Вельцов, а также сбиты три истребителя противника. В дальнейшем в боях над Коттбусом, Алтитом и Деберном лётчики сбили 23 самолёта противника, но при этом эскадрилья потеряла 5 лётчиков. Поскольку на фронте появились реактивные истребители Ме-163 и Ме-262, лётчиков специально проинструктировали на случай боя с ними. На аэродроме Шлабиндорф советским лётчикам даже довелось изучить несколько реактивных истребителей, захваченных в качестве трофеев.

23 апреля 1945 на юге Берлина четыре Ла-7, которые вели капитан И. С. Скрыпник, лейтенант М. А. Арефьев, младшие лейтенанты Е. А. Шубин и А. М. Шеварев, ввязались в бой с девятью FW-190. В ходе боя были сбиты пять самолётов противника. Ещё одна четвёрка Ла-7 под командованием И. Т. Кошелева ввязалась в бой с четырьмя FW-190, сбив один самолёт. На следующий день, 24 апреля, лейтенант А. Л. Лиховидов был сбит из зенитного орудия, но, не желая попасть в плен, направил горящую машину на зенитную батарею и уничтожил орудие и несколько солдат из его расчёта. 26 апреля А. И. Майоров был сбит также зенитным орудием, но посадил машину на пустыре. Он выжил, но повредил позвоночник, что не помешало ему дальше летать на боевые задания. Эскадрилья продолжала вылеты вплоть до капитуляции Германии.

17 мая 1945 лётчики совершили последний взлёт с аэродрома Гроссенхайн, направившись домой. День Победы они застали в Праге, где их встречали ликовавшие горожане, благодаря советских солдат за освобождение города.

За выдающиеся достижения эскадрилья была награждена орденами «За боевые заслуги» и Красного Знамени Монгольской Народной Республики. В столице МНР в честь эскадрильи установлен памятник.

Ла-5ФН перед отправкой на фронт

Ла-5ФН перед отправкой на фронт Великая Отечественная Война, СССР, история, монголия

Памятник авиаэскадрилье "Монгольский Арат". Улан-Батор.

Источник

Картина дня

наверх